вторник, 24 октября 2017 г.

Пассажиров пропустили на виртуальный вокзал


Технология имитационного моделирования поведения пассажиров позволяет заранее спрогнозировать работу вокзала, а также повысить эффективность управленческих решений сотрудников вокзалов.

Дирекция железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» совместно с компанией «ИТС Консалтинг» реализовала проект по имитационному моделированию пассажиропотока на вокзалах, куда летом 2018 года приедут тысячи футбольных болельщиков.

Имитационное моделирование позволяет строить виртуальные модели, описывающие процессы так, как если бы они проходили в действительности. Можно заранее спрогнозировать работу вокзала и ответить на вопрос: «Что будет, если?..»
Алгоритмы программы дают возможность внутри модели регулировать поток пассажиров, изменять планировочное решение или вносить корректировки в расписание поездов. Данная технология направлена на повышение эффективности принятия персоналом вокзала управленческих решений.

При разработке имитационных моделей используются планировочные решения, технологические алгоритмы и параметры нагрузок, то есть количество пассажиров с учётом графика прибытия и отправления поездов. Увеличение пассажиропотока закономерно приводит к увеличению нагрузки на турникеты, кассы, особенно в часы пик, и, как следствие, запроектированная пропускная способность вокзала может оказаться недостаточной для обслуживания перспективного пассажиропотока.

Необходимость применения высоких технологий, а именно имитационного моделирования в период проведения чемпионата Мира по футболу связана в первую очередь со значительным ростом пассажиропотока на вокзалах в июне-июле 2018 года. В преддверии мероприятия Дирекцией железнодорожных вокзалов был проведён открытый конкурс на разработку имитационных моделей 31 вокзала в 11 городах, которые примут матчи ЧМ. По результатам моделирования для каждого вокзала, с учётом индивидуальных особенностей сооружений, объёма и направления пассажиропотока, был разработан комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию действующей вокзальной инфраструктуры и повышение пропускной способности в период проведения массовых мероприятий.

«Подобный подход в имитационном моделировании объектов транспортной инфраструктуры помог сделать значительный скачок в своем развитии за последние годы. На сегодняшний день специалистами «ИТС Консалтинг» реализовано более 250 моделей объектов, среди которых железнодорожные вокзалы, транспортно-пересадочные узлы, грузовые терминалы.Благодаря внедрению в модель интерактивной панели, появляется возможность изменять количество сервисов по обслуживанию пассажиров, а именно: кассы, билетопечатающие автоматы, турникеты, лифты, эскалаторы и т.д., а также изменять их характеристики (время облуживания, специализация) или регулировать значением пассажиропотока», -уточнил заместитель генерального директора ООО «ИТС Консалтинг» Алексей Пашкевич.

Помимо этого, в цифровую модель можно заложить различные сценарии, например, демонстрирующую эвакуацию пассажиров из здания. В таких моделях учитываются характерные особенности поведения людей. Так, например, при обнаружении возгорания люди интуитивно стараются отбежать в противоположную строну от пламени или на улицу по кратчайшему пути. При этом в эвакуации участвуют только те люди, которые знают о возгорании. А при тревоге и оповещении (сирене) люди, в большинстве своём, стараются следовать по путям эвакуации, и ведут себя гораздо спокойнее.

«Учитывая такие особенности, можно выявить «узкие» места и определить максимальное время эвакуации людей. В этом смысле модель будет являться не статичной фотографией или видеороликом, который мы можем только посмотреть и не более того, а полноценным эффективным инструментом для поддержки принятия решений на долгосрочную перспективу», - отметил заместитель генерального директора «ИТС Консалтинг» Алексей Пашкевич.

Как сообщили в пресс-службе Дирекции железнодорожных вокзалов, с помощью моделирования стало возможно спрогнозировать «поведение» инфраструктуры вокзала в зависимости от изменяемых условий: количества пассажиров, скорости их перемещения, количества поездов и установки оборудования входного контроля.

ОАО «Российские железные дороги» активно работает над повышением уровня сервиса и нацелено на создание позитивных эмоций у каждого пассажира: строит новые вокзалы, расширяет площади уже имеющихся вокзалов, синхронизирует и оптимизирует пропускные способности всех элементов вокзального комплекса.

С помощью имитационного моделирования уже удалось увеличить работоспособность вокзалов при пиковых нагрузках, а также оценить эффективность путей выхода из здания, в том числе при эвакуации пассажиров. «Разработанные в рамках подготовки к чемпионату мира имитационные модели позволили повысить комфорт пребывания пассажиров на вокзалах путём разделения встречных пассажиропотоков, оптимизации траекторий передвижения пассажиров, установки дополнительного досмотрового оборудования таким образом, чтобы пассажиры перестали стоять в очередях и толпиться на входе», - пояснили в пресс-службе ДЖВ.

По оценке Дирекции железнодорожных вокзалов, благодаря использованию технологии имитационного моделирования были найдены решения, позволяющие увеличить пропускную способность вокзалов. Таким образом, количество пассажиров, которые дополнительно смогут воспользоваться услугами вокзальных комплексов городов-организаторов чемпионата мира по футболу, может вырасти на 30%, при этом даже такой значительный рост трафика не станет причиной сбоев или нештатных ситуаций в работе.

Сейчас продолжается разработка схем движения пассажиропотоков по вокзалам в городах, не задействованных в Кубке Конфедераций. В ближайшее время Дирекция железнодорожных вокзалов также вернется к вопросу внедрения имитационного моделирования к Универсиаде, которая пройдет в Красноярске в 2019 году.

Как отмечают разработчики моделей в компании «ИТС Консалтинг», возможности применения имитационного моделирования достаточно широки, в части железнодорожной инфраструктуры объектами моделирования могут быть грузовые терминалы, депо, сортировочные станции, или цепочки поставок грузов.