вторник, 9 июля 2019 г.

Почему длина вагонов метро 19 метров?


Большинство вагонов, которые используются в метрополитене Москвы, Петербурга и других городов в России и СНГ, имеют длину 19 метров. Лишь современные вагоны типа «Русич» – длиннее. Объяснение этому довольно неожиданное и относится ко временам царя-батюшки Николая Второго.

Дело в том, что исторически вагоны метрополитена начали производиться на заводе в Мытищах в Москве. Позже к нему присоединились и ленинградский (ныне уже не существующий) завод имени Егорова, и Тверской вагоностроительный завод (сейчас там делают кузова для вагонов), и некоторые другие.

Сегодня Мытищинский завод называется «Метровагонмаш». Производство вагонов метро на нем наладили в 1930-е годы. Первые вагоны выглядели так.


Наладили производство в цехах дореволюционной – аж 1897 года – постройки. Этот завод строил еще легендарный Савва Иванович Мамонтов.

Так вот, расстояние между цехами завода и составляло как раз те самые 19 с небольшим метров.


Вагоны выкатывались из цехов, помещались на тележку трансбордеров и передвигались дальше.


То есть дело ни в каких-то ограничениях самого метро, в каких-нибудь стандартах или установленных законом нормах, а в банальном факте: более длинный вагон не поместился бы между зданиями.

Для строительства новых вагонов, закупаемых Московским метрополитеном сегодня, построены новые цеха, в которых нет этого 19-метрового ограничения. Поэтому, например, вагоны «Русич» почти в полтора раза длиннее.


Впрочем, если Москва может себе позволить экспериментировать с длиной вагонов, то Петербург такой возможности лишен – на двух из пяти действующих в городе на Неве линий присутствуют станции закрытого типа с двойными дверьми. В этой связи вагоны должны быть строго унифицированными, иначе их двери не будут совпадать с дверьми на станции.


А дореволюционные цеха Мытищинского завода были снесены в 2018 году, несмотря на их историческую ценность и протесты общественности.



Таким образом закончилась история цехов, больше века верой и правдой служивших российскому вагоностроению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий