Много лет на наших железных дорогах несут службу локомотивы Пльзеньского завода им. В. И. Ленина, который все знают как Škoda. Из его цехов вышли электровозы ЧС2, ЧС4, ЧС7 и многие другие. Но есть в истории этого завода один локомотив, о котором не только у нас, но и в Чехии мало кто знает. Ещё бы, его разработка велась в строжайшей секретности, и на то были свои причины.
После Второй Мировой войны во всём мире начался бум тепловозостроения. В некоторых странах даже принимались государственные программы для ускорения замены паровозов на более современные локомотивы. Широкое распространение получили дизельные тепловозы, но инженеры экспериментировали и с другими типами силовых установок, например с газотурбинными двигателями. Хотя первые попытки применить ГТД были еще до войны, но дефицит топлива и не достаточно совершенные технологии отбросили все работы по этой теме на годы в будущее. И только на рубеже 40-50-х гг., когда массово стали разрабатываться летальные аппараты с реактивными двигателями, появилась возможность создать более компактную и надежную ГТД. Разработку локомотивов с ГТД могли себе позволить только технически развитые страны. Опытные образцы были созданы в разное время во Франции, Великобритании, Канаде, Швеции, Швейцарии, Чехословакии, СССР, а в Америке они даже выпускались малой серией. У нас такой локомотив получил название Газотурбовоз.
На самом заводе сформировали опытно-конструкторские группы, а для консультации было решено пригласит из СССР известного ученогоВлади́мира Васи́льевича Ува́рова, который является создателем нашей школы инженеров и учёных-газотурбинистов.
Кузов опирался на две трехосные тележки с тяговыми редукторами на оси каждой колесной пары. На локомотиве была установлена двухступенчатая коробка передач с реверсом. Вспомогательный дизельный двигатель TATRA 930 служил для запуска главной силовой установки и для маневров на территории депо с заглушенной турбиной.
- Масса локомотива — 129 т
- Конструкционная скорость — 80 км/ч
- Мощность вспомогательного двигателя:
- на TL659.001 — TATRA 111A 200 л.с.
- на TL659.002 — TATRA 930 250 л.с.
- Мощность ГТД — 4500 л.с
- Мощность на валу ГТД — 3200 л.с.
- Частота вращения вала турбины — 5500 об/мин
- Тип топлива — топочный мазут
22 декабря 1958 локомотив был передан в опытную эксплуатацию в локомотивное депо Пльзень.
В-третьих — это высокий уровень шума издаваемый турбиной, который внутри локомотива достигал 90 дБ. Снаружи звук газотурбовоза был похож на реактивный самолет. С этим даже связан интересный факт. Когда испытания проходили на железной дороге в приграничных районах Чехословакии, жители близлежащих деревень и военнослужащие защищавшие западную границу всерьёз думали, что сейчас начнется атака реактивной авиации противника. Так же при стоянке локомотива с турбиной работающей на холостом ходу, вокруг образовывалась плотная дымовая завеса из выхлопных газов.
Тем не менее, с 1962 года газотурбовоз стал числиться, как штатный локомотив ČSD (Чехословацкой ЖД). В 1965 году, после поломки лопаток турбины газотурбовоз TL659.002 был списан, не смотря даже на небольшой пробег примерно в 40000 км.
В августе 1966 года локомотив был передан Университету транспорта в Жилине. Университет взял себе, в качестве пособия, несколько крупных частей локомотива, остальное было отправлено в металлолом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий