пятница, 7 февраля 2014 г.

Копенгаген: Преобразование города и водный автобус


Сейчас в Копенгагене идут широкомасштабные градостроительные преобразования. Причём, то, что понимается здесь под градостроительством, для нас весьма непривычно. У нас градостроительство — это развязки, дороги, в лучшем случае метрополитен, плюс заполнение оставшихся пространств какой-нибудь застройкой. И всё. Современное градостроительство в нашей стране — наследник тяжёлого хрущёвского времени, считающий основным своим занятием в городе создание системы как можно более дешёвой транспортной канализации. Именно канализации, а не системы, так как система предполагает грамотное сбалансированное устройство, регулирование спроса и предложения, а канализация строится по принципу абсолютной необходимости транспортирования всей поступающей массы самым простым способом.

В современной Европе понимание градостроительства абсолютно иное. Градостроительство там понимается как преобразование среды города в интересах людей. Соответственно, целью градостроительных преобразований является создание города как цельной системы взаимоперетекающих общественных пространств.

Современный Копенгаген обладает одной из лучших в Европе системой пешеходных зон в центре города. Практически весь исторический центр города представляет собой систему взаимоперетекающих пешеходно-общественных пространств. В первую очередь костяк этой системы составляют полностью пешеходные улицы и площади, на которых расположено множество магазинов и ресторанов. Однако, данная система великолепно дополняется улицами с тихим движением транспорта и велодорожками. Все это превращает центр города в практически единое дружественное пешеходам пространство.





Есть в городе и вторая система общественных пространств — набережные небольших каналов и гаваней. Самое известное туристическое место — Nyhavn — пешеходная набережная в центре города.





Но она не одна. Набережные других небольших каналов также представляют собой прекрасное место для прогулок и общения. Ну, например Christianshavn Kanal.



Казалось бы, всё прекрасно в Копенгагене. Но, хорошего много не бывает, и сейчас копенгагенские градостроители поняли, что городу необходима ещё одна целостная система общественных пространств — система прогулочных набережных вдоль большой гавани — Inderhavnen и Sydhavnen.

Исторически Копенгаген был «отвёрнут» от своей главной водной артерии. Его главные набережные служили причалами для кораблей, складами и доками, а город развивался уже на территориях, удалённых от берега. Это типично для большинства портовых городов, так как они возникали вокруг портов и существовали за счет них. Но со временем всё изменяется. Копенгаген становится не столько портом, сколько столичным городом, и его главное пространство должно служить людям.



Однако очень сложно сделать так, чтобы набережные, которые изначально создавались лишь как причалы, стали работать для людей. Для этого нужно выполнить несколько условий:

Первое. На реорганизуемой территории должны появиться постоянные обитатели, а значит нужны выходящие к воде жилые дома и офисы.

Второе. Одних постоянных обитателей мало, для полноты жизни должны появиться люди, которые приходят сюда просто ради чего-то, а это значит, что нужны центры притяжения. Сейчас к набережной примыкают прежде всего центры туристического притяжения: бухта Nyhavn, королевский дворец Amalienborg, ну, и, конечно же, замок со знаменитой Русалочкой. Для того, чтобы "вытянуть" людей на набережную, можно было создать на ней новые торговые площади и рестораны. Но город решил, что торгово-общественных пространств у него достаточно, нужно что-то новое, и этим новым стали общедоступные объекты культуры: театры, библиотека.

Третье. Необходимо наличие достаточного свободного пространства для людей. Люди не должны тесниться в узеньких коридорах. Кроме того, необходимо обустроить пространство, создав как транзитные зоны, так и зоны отдыха, каких-то занятий.

Четвёртое. Чтобы люди где бы то ни было появились, нужно разрабатывать систему транспортной коммуникации. Самое простое: сделать автодороги по набережным и автодорожные мосты. Дёшево и много проблем заодно всяких разных решает. Однако, автодороги отталкивают людей от тех мест, где они проложены. Современное европейское градостроительство рассматривает автодорогу не только как средство коммуникации, но и как препятствие на пути пешеходных коммуникаций. Соответственно, необходимы иные виды коммуникаций, дружественные к пешеходам. Поэтому в проекте не предусмотрено ничего нового для автомобилей. Зато предусмотрены новые пешеходно-велосипедные мосты и водный автобус. Именно этот вид транспорта уже имеет «собственную территорию», не пересекающуюся с путями движения пешеходов, прекрасно вписывается в визуальный ландшафт, и, при этом, при этом обеспечивает одновременно и продольные и поперечные связи.

Собственно говоря, это всё и начали делать.

Первое. На всём протяжении гавани стали строить новые жилые и офисные районы. Каждый из них создавался индивидуально по последнему слову архитектуры и градостроительства. И о каждом из них хочется говорить особо.

Sluseholmen — «современная Венеция» с каналами и домами, выходящими прямо к воде









Teglholmen — район с раскрытыми на набережную дворами-парками и домом на сваях







Havneholmen — «дома-ступеньки» с уютными дворами-парками







Islands Brygge и Amagerbro — длиннющая непрерывная набережная с домами, свободно стоящими на зелёных лужайках













Christianshavn — самый центр, новый офисный и жилой район напротив исторического центра.













Ему отводится ключевая роль в проекте. Сейчас активность людей сосредоточена в 300 метрах параллельно рассматриваемой нами территории. Вдоль набережных небольшого канала Christianshavn Kanal жизнь буквально бурлит с утра до вечера. Люди с удовольствием сидят на уютной набережной в кафешках, на лавочках, но чаще всего просто на краю свесив ножки. Сложнейшая задача состоит в том, чтобы распространить эту жизнь дальше к набережной гавани.

Langelinie и Midtermolen — районы на старых пирсах, длиннейшие линии застройки, протянувшиеся вдоль действующих причалов морских судов.











Все эти районы созданы не только для того, чтобы продать в них квартиры. Без них было бы невозможно говорить о том, чтобы 8 километров береговой линии с каждой из сторон были насыщены жизнью. И внутреннее построение этих районов отвечает прежде всего интересам города. Вся территория между домами, включая дворы, общедоступна. Это создает у людей прежде всего ощущение цельности и распространенности в глубину общественного пространства, его многообразия.

Второе. На набережных появилось три новых объекта так сказать «первого уровня»:

— Den Sorte Diamant, «Чёрный бриллиант», новый корпус Королевской библиотеки. Это ультрасовременное, ужасающее своей стеклянно-чёрной простотой здание, построенное по проекту Schmidt Hammer Lassen, на самом деле всего лишь новый вестибюль, пристроенный к историческому зданию библиотеки. Чёрный бриллиант закрыл от глаз прогуливающихся по набережной великолепное историческое здание библиотеки, но он создал новую реальность в плане общественного освоения пространства набережной. Раньше старое здание библиотеки было отделено от набережной оживлённой автодорогой, из-за чего людям было некомфортно как попадать на набережную, так и находиться на самой набережной, да и в принципе, им незачем было это делать. Новое здание решило эти проблемы, создав новый центр притяжения. И тут важно в первую очередь то, что Королевская библиотека — это открытое общедоступное здание. То есть, сюда может просто без всякого повода войти каждый. Для того, чтобы пройти внутрь, необязательно записываться в библиотеку, можно просто зайти, чтобы посидеть в кафе или ресторане. Да, именно так, библиотека прекрасно уживается с этими заведениями. А если погода хорошая, так можно и в открытом кафе посидеть, а можно и просто на набережной. Кроме того, перед всем этим зданием можно просто пройти по дощатой набережной. Это гораздо приятнее, чем гулять вдоль автодороги.















— Skuespilhuset, новый Королевский театр. Такое же ультрасовременное здание, разве что не такое решительное, построено по проекту архитектурного бюро Lundgaard & Tranberg. И опять оно заслоняет собой историческую застройку, создавая на набережной новую реальность. Здание также открыто для всех, в него можно спокойно войти днём, но, опять же, в хорошую погоду лучше посидеть в открытом кафе на набережной. Собственно говоря, все это и делают. И, в результате, переполненный людьми Nyhavn плавно перетекает в набережную перед этим театром.









— Operaen (Ny Opera), Новый оперный театр. Опять ультрасовременное здание, построено строго напротив Королевского дворца, с другой стороны канала. Его огромный козырёк поражает воображение. Однако, сегодня это достаточно тихое место. Театр расположен на противоположном от городской жизни берегу. ещё совсем недавно здесь был порт, а сегодня лишь театр и зеленые лужайки. Добраться сюда напрямую от центра можно лишь по воде, либо вкруговую на автобусе, но это долго и неинтересно. Поэтому центром городской жизни Оперный театр не стал. Пространство вокруг него больше напоминает место уединённого отдыха. Но, скоро все должно измениться, ведь когда будет мост от Nyhavn, сюда будет ходить множество людей.







Плюс к этому, планируется четвёртый проект: Bryghusprojektet. Его разрабатывают OMA/AMO Rotterdam и PLH Arkitekter. В новом здании, которое расположится рядом с Den Sorte Diamant, будут книжные магазины и выставочные залы. Но, самое главное, оно станет ещё одним общедоступным пространством, своеобразным «магнитом» для сотен людей, которые придут в него и на набережную.









Третье. Огромное внимание было уделено созданию обширного пешеходного (прогулочного) пространства. Практически все набережные, за редким исключением, полностью отданы пешеходам.

Если идти по городской стороне от Замка, то сначала вы просто прогуливаетесь по парку, тому самому, где находится знаменитая Русалочка.





Ну, а затем выходите на широченный променад Larsen Plads. Раньше здесь были причалы и склады, а теперь по нему можно пройти по набережной до Skuespilhuset, а можно выйти в непосредственно примыкающий к нему сквер с фонтаном. На этот променад, кстати, выходит здание компании Maersk.













На подходе к Skuespilhuset сейчас идёт огромная стройка, создается ещё одно общественное пространство: Kvasthusbroen. Огромный пирс, примыкающий к театру, будет превращён в место отдыха горожан.



Наконец, перед самым театром Skuespilhuset создан огромный деревянный пирс на сваях, на котором можно как просто отдыхать, так и посидеть в небольшом кафе.







Далее знаменитый Nyhavn. Здесь набережная прерывается каналом и надо обходить немного кружным путём по самому знаменитому месту Копенгагена – средоточию туристической жизни.









Затем – Havnegade, ещё одна набережная, на этот раз с автомобильным движением, правда не интенсивным. И с широченным променадом. Когда я был в Копенгагене, там проводили фестиваль песчаной скульптуры.



Дальше – небольшой пока ещё не сделанный участок вдоль автодороги Christians Brygge, где вдоль набережной пройти пешком пока ещё вообще невозможно. Причина этому в сложной развязке с мостом Knippelsbro, из-за которой просто не осталось места для тротуара. Однако, впоследствии там сделают новую дощатую набережную на сваях.



Ну, а за всем этим Den Sorte Diamant. Та часть, которая примыкает к непроходимому для пешеходов месту, пока безлюдна, но дальше жизнь резко появляется. Люди сидят на набережной, в кафе, на площади. «Бриллиант» сделал важнейшее дело: он отгородил людей от машин. И сразу же место стало камерным и уютным, и при этом просторным и открытым на воду.





Затем идёт небольшая площадь со скульптурой.



Ну, а дальше можно свернуть на уютный канал, а вот за ним начинается ещё не обустроенная территория, где впоследствии появится книжный магазин с выставочным залом и ещё одной общественной площадью, тот самый Bryghusprojektet.



Но, попробуем пройти по другой набережной. Начнем с Оперного театра. Сейчас это место, как уже говорилось, малодоступно. Но общественное пространство уже создано. Это и набережная перед театром, и уютный газон, на котором можно позагорать в жаркую погоду...





Дальше начинается пока ещё не обустроенная территория старого порта.



Зато потом – офисный район Christianshavn. Весь в модерновой архитектуре с включением ценных исторических зданий. И с великолепными общественными пространствами.















За каналом нас ожидают ещё пара кварталов и мост Langebro.





А затем небольшой прибрежный парк. Когда-то здесь проходила промышленная железнодорожная ветка, в память о ней оставили часть рельсов и старый вагон.

















А дальше, за парком, начинается длинная-длинная пешеходная набережная.







Четвёртое. В целом система общественных пространств создана уже процентов на семьдесят. Однако, пока ещё не создана система пешеходно-велосипедных связей. Между некоторыми участками невозможно пройти либо из-за отсутствия мостов, либо из-за отсутствия тротуаров. А значит всё это работает не в полной мере.

В первую очередь для системы пространств, располагающихся вдоль гавани необходимы мосты. Исторически через гавань было переброшено всего два моста: Knippelsbro и Langebro.





Оба они были разводными автомобильными с трамвайным и пешеходным движением. Потом трамвай сняли, однако сейчас на этих мостах мало места для автомобилей. На них сделали велодорожки и выделенные полосы для автобусов. Но, все равно это автомобильные мосты. А для пешеходов гораздо удобнее мосты собственные, пешеходные, или велосипедно-пешеходные.

Один такой мост, Bryggebroen, уже построен. Он, правда, находится не в центре, а в новом районе. Но, мост очень хороший и удобный. Велосипедистам и пешеходам отдали каждому по своей половине моста. По нему можно проехать из нового жилого района к станции городской электрички Dybbølsbro и к новому торговому центру. Мост также разводной, это условие строительства мостов через гавань.









Но, в центре города с пересечением гавани по-прежнему существует проблема. И решить её должен новый мост, который соединит Nyhavn и Operaen. На создание этого моста был объявлен международный конкурс. Победителем стали Flint & Neill and Studio Bednarski. Они предложили сделать разводной мост таким образом, чтобы люди могли стоять на мосту и наблюдать за проходящими судами даже тогда, когда мост разведен. Мост очень красивый, изящный. После завершения его строительства общественное пространство у Operaen получит огромное количество посетителей. Новая жизнь появится и на всем ныне спокойном берегу Christianshavn.















Правда, это ещё не все. Сама набережная со стороны Christianshavn не является непрерывной. В некоторых случаях непрямолинейность пешеходного пути небольшая и никому особенно не мешает. Но в некоторых случаях обходить каналы приходится далеко. Решить эту проблему должны небольшие мосты. Правда, каналы, через которые их должны перебросить, тоже судоходные, поэтому и они должны быть разводными.

Самый интересный из них Cirkelbroen. Он расположен между Christianshavn и Langebro. Мост разработан компанией Dietmar Feichtinger Architctes и выглядит крайне необычно. Этот мост вызывает не столько желание перейти по нему на другую сторону, сколько остановиться на нём. Он как бы набран из отдельных круглых пространств.











Есть ещё и мост Trangraven. Точнее, это группа разводных мостов, через которые люди будут идти от Нового моста через гавань к Operaen.





Когда всё это построят, все общественные пространства, ныне разрозненные, объединятся в единое целое, и можно будет пройти не останавливаясь, и не пересекая автодороги от одного конца Копенгагена до другого. Протяжённость маршрута составит более четырёх километров. Это сейчас, а в дальнейшем эту систему планируется распространить ещё дальше. И вот тут возникает проблема. Пройти пешком четыре километра, конечно, можно. Но не всегда человек настроен на такие длинные переходы, иногда ему хочется побывать в одном месте, а потом быстро переместиться в другое. И что ему делать, уходить из такого великолепного пространства, идти к автодороге... Не очень удобно. Можно, конечно, было построить по этим самым набережным автодороги. У нас бы так и сделали. Решили бы сразу все проблемы. И... убили бы всё этим самым решением. Датчане прекрасно понимают, какой вред несут автодороги пешеходно-общественным пространствам. Ведь они уничтожают городскую среду, разрывая её физически на отдельные труднодоступные для людей куски и загрязняя шумом и выхлопными газами. Поэтому все новые набережные рассматриваются исключительно как пешеходные. И их транспортное обслуживание должно быть дружественным этой системе.

Что же тогда? Электромобили, веломобили?.. Нет! Это все не то! Не подходит!

Зато, рядом с набережными гавань. И по ней можно пустить водные автобусы. Они не создают никаких помех пешеходам и прекрасно смотрятся в новом пространстве. При этом они достаточно быстрые и весьма вместительные.

Несмотря на то, что единое пешеходное пространство ещё не создано, водный автобус уже запущен. И это очень важно. Сейчас он заменяет собой многие ещё не построенные мосты. Со временем эта функция станет не такой важной, хотя перебираться с берега на берег с его помощью тоже будут. Четыре моста – это не так уж и много и всю протяженность набережных они не охватят. Но основной его функцией станет обеспечение продольной связи.



Сегодня водный автобус, или, как его здесь называют havnebus, работает на одном маршруте. Правда, официально маршрутов два: 991 и 992. Сделано это во избежание путаницы среди пассажиров, которая может возникнуть из-за того, что для движения в разные стороны используются одни и те же причалы. А так по номеру можно определить, в какую сторону он идёт.
Маршрут очень простой, от северного конца гавани до южной оконечности города. Остановки попеременно то на одной стороне, то на другой.

Корабли ярко-жёлтые, очень симпатичные, приспособлены к перевозке пассажиров с велосипедами и инвалидов. На носу и корме есть открытые площадки, в середине – закрытый салон. Эксплуатирует суда компания Arriva.



















А ещё у них сделаны весьма симпатичные причалы. Маленькие, круглые в плане. Самый серьёзный у Новой Оперы. Он единственный крытый, да ещё и на два судна одновременно.







Самый прикольный – Refshaleøen. Он сделан в виде цветка из ржавого железа. Расположен в пока ещё не облагороженной местности.



А все остальные попроще.





Пока водный автобус не пользуется большим спросом. Ходит он с интервалами в полчаса, пассажиров немного. В принципе, я думаю, что его работа не окупается. Ведь это не экскурсионный маршрут, а самый обычный городской транспорт, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В первую очередь это ежедневная работа по расписанию вне зависимости от спроса, определяемого часто погодой и прочими сиюминутными причинами, а также весьма невысокая цена на проезд, равная цене на проезд в автобусе или метро, а также действительность на маршруте всех видов проездных на общественный транспорт.

Впрочем, я думаю, что мэрия Копенгагена и не ставила перед собой такой примитивной задачи: получить прибыль с маршрута. её явно интересовало другое: создание города, улучшение условий жизни людей в городе. А для зарабатывания денег в нормальных городах существуют другие вещи. А компании Arriva, я думаю, все равно. Они явно получают свои деньги за осуществлённые рейсы.

Вот такая история о городе, набережных и водном автобусе.
А виды из него открываются превосходные. Прогулка на нём может быть великолепной альтернативой официальной экскурсии, причем, если есть проездной на метро, то и бесплатной альтернативой...


Метроблог

Комментариев нет:

Отправить комментарий