В 2011 году в ходе визита российской делегации во главе с президентом страны Дмитрием Медведевым в Чехию ОАО «Ямальская железнодорожная компания» и компания OHL ŽS договорились о совместной реализации железнодорожного проекта «Северный широтный ход» (СШХ) стоимостью 1,95 миллиарда евро. Однако чешские участники пока так строить и не начали.
Проект включает в себя сооружение неэлектрофицированной железной дороги Лабытнанги (Обская) – Салехард – Надым, достройку станции Обская-2, а также завершение строительства железнодорожных участков Пангоды–Надым и Пангоды–Новый Уренгой–Коротчаево.
Возведение железной дороги и прилегающей инфраструктуры в Ямало-Ненецком АО должно было стать крупнейшим инвестиционным проектом чешских банков в России, который предполагалось завершить до 2015 г. Однако по состоянию на февраль 2014 г. строительство так и не началось. Более того, появились сообщения об отказе корпорации РЖД, которая реализует проект вместе с «Газпромом» и «Корпорацией развития» (КР), участвовать в сооружении важнейших «ворот» СШХ – железнодорожной линии Полуночное – Обская – Салехард. Впрочем, в КР и OHL ŽS «Пражский Телеграф» заверили, что строительство СШХ никто пока не отменял.
Северный широтный ход (протяжённостью 707 км) – это проект создания транспортной инфраструктуры в Уральском федеральном округе, который должен связать Северную железную дорогу со Свердловской железной дорогой и обеспечить выход к Северному морскому пути. СШХ призван открыть доступ к арктическим шельфам, сделать возможным их освоение, связать основные углеводородные месторождения на Севере с транспортными артериями страны и обеспечить кратчайший транзит полезных ископаемых на мировые рынки.
Попытка провести железнодорожное полотно на Крайнем Севере впервые была предпринята в СССР во второй половине 40-х гг. Тогда на сооружение железнодорожной ветки были брошены заключённые ГУЛАГа, но после смерти Иосифа Сталина от проекта отказались, и построенные участки трассы со временем пришли в полную негодность. Нынешние российские власти в конце 2000-х гг. объявили строительство СШХ одним из государственных приоритетов. В частности, в Стратегии развития ж/д транспорта РФ говорится, что указанный маршрут должен быть построен до 2015 г.
Строительство участка СШХ Лабытнанги (Обская)–Салехард–Надым протяжённостью 390 км, о котором договорились ЯЖДК и OHL ŽS, планировалось завершить к 2015 г. Предполагалось, что проект, разделённый на три этапа, будет профинансирован федеральным и местным бюджетом, а также пулом чешских банков (Чешский экспортный банк, международные финансовые группы UniCredit и ING). Риски на себя должно было взять Экспортное гарантийно-страховое общество Чехии (EGAP), а срок окупаемости планировался на 15 лет.
Однако воз и ныне там. Компания OHL ŽS несколько раз за последние два года объявляла, что строительство вот-вот начнётся, но каждый раз мешала неопределённость с финансированием проекта. Теперь в качестве вероятной даты начала строительных работ прозвучала осень 2014 г. «В настоящее время мы ожидаем получения российских государственных гарантий или других гарантий возвращения кредита, без которых невозможно начать финансирование столь масштабного проекта. Переговоры продолжаются, но я пока не могу предположить, когда начнётся строительство железнодорожного полотна», – заявил глава канцелярии генерального директора OHL ŽS Томаш Псота.
18 февраля 2014 г. в Тюмени состоялась встреча полпреда президента РФ в УрФО Игоря Холманских, президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина и губернаторов тюменской «матрёшки» (Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа), где одной из главных тем стало обсуждение хода реализации проекта Северный Широтный ход. Владимир Якунин подтвердил, что на строительство СШХ средств из госбюджета до сих пор не было выделено: «Несмотря на то, что СШХ входит в федеральную программу до 2015 г., мы пока ещё не получили ни копейки, а ведь по этому пути ожидаемые грузоперевозки составят до 21 млн. т в год».
По информации издания pravdaurfo.ru, руководство РЖД даже намерено отказаться от участия в проекте развития не только Приполярного Урала, но и возведения железнодорожной ветки Полуночное – Обская – Салехард. «Такое решение принято в условиях бюджетных ограничений и с целью оптимизации расходования средств федеральной казны», – заявили в пресс-службе Свердловской железной дороги, филиале РЖД.
Однако в «Корпорации развития» утверждают, что работы по реализации проекта СШХ ведутся в соответствии с графиком, и тот будет построен. «Разработана проектно-сметная документация (ПСД) железнодорожного участка Салехард – Надым, подходов к мостовому переходу через реку Обь на участке Обская – Салехард. Подписано соглашение с РЖД и «Газпромом», которое определяет концептуальные условия реализации этого проекта. КР также подала заявку на получение средств из Фонда национального благосостояния. Заявка получила положительное заключение в Минтрансе РФ и сейчас рассматривается в Минэкономразвития», – заявила гендиректор корпорации Ольга Кривова.
Эксперты уверены, что вопрос финансирования – ключевой в будущем СШХ, однако на иные источники, кроме государственных, компаниям рассчитывать не приходится. «Их абсолютно не интересует частный бизнес, что связано с большими сроками окупаемости и высокими рисками при реализации проекта», – объясняет аналитик «Инвесткафе» Игорь Арнаутов.
«Вложения там нужны огромные, а сроки окупаемости составляют не одно десятилетие. Бизнес привык вкладываться в понятные проекты с относительно быстрым сроком окупаемости, а СШХ и строительство железнодорожной линии Полуночное–Обская–Салехард не вписываются в эти рамки. Возможное решение проблемы заключается в привлечении в проект компаний, которые будут работать в данных регионах, вблизи СШХ», – отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Так или иначе, экспертное сообщество полагает, что СШХ – необоснованный инфраструктурный проект «Корпорации развития», в котором российская экономика на данный момент не нуждается.
Северный широтный ход (протяжённостью 707 км) – это проект создания транспортной инфраструктуры в Уральском федеральном округе, который должен связать Северную железную дорогу со Свердловской железной дорогой и обеспечить выход к Северному морскому пути. СШХ призван открыть доступ к арктическим шельфам, сделать возможным их освоение, связать основные углеводородные месторождения на Севере с транспортными артериями страны и обеспечить кратчайший транзит полезных ископаемых на мировые рынки.
Попытка провести железнодорожное полотно на Крайнем Севере впервые была предпринята в СССР во второй половине 40-х гг. Тогда на сооружение железнодорожной ветки были брошены заключённые ГУЛАГа, но после смерти Иосифа Сталина от проекта отказались, и построенные участки трассы со временем пришли в полную негодность. Нынешние российские власти в конце 2000-х гг. объявили строительство СШХ одним из государственных приоритетов. В частности, в Стратегии развития ж/д транспорта РФ говорится, что указанный маршрут должен быть построен до 2015 г.
Строительство участка СШХ Лабытнанги (Обская)–Салехард–Надым протяжённостью 390 км, о котором договорились ЯЖДК и OHL ŽS, планировалось завершить к 2015 г. Предполагалось, что проект, разделённый на три этапа, будет профинансирован федеральным и местным бюджетом, а также пулом чешских банков (Чешский экспортный банк, международные финансовые группы UniCredit и ING). Риски на себя должно было взять Экспортное гарантийно-страховое общество Чехии (EGAP), а срок окупаемости планировался на 15 лет.
Однако воз и ныне там. Компания OHL ŽS несколько раз за последние два года объявляла, что строительство вот-вот начнётся, но каждый раз мешала неопределённость с финансированием проекта. Теперь в качестве вероятной даты начала строительных работ прозвучала осень 2014 г. «В настоящее время мы ожидаем получения российских государственных гарантий или других гарантий возвращения кредита, без которых невозможно начать финансирование столь масштабного проекта. Переговоры продолжаются, но я пока не могу предположить, когда начнётся строительство железнодорожного полотна», – заявил глава канцелярии генерального директора OHL ŽS Томаш Псота.
18 февраля 2014 г. в Тюмени состоялась встреча полпреда президента РФ в УрФО Игоря Холманских, президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина и губернаторов тюменской «матрёшки» (Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа), где одной из главных тем стало обсуждение хода реализации проекта Северный Широтный ход. Владимир Якунин подтвердил, что на строительство СШХ средств из госбюджета до сих пор не было выделено: «Несмотря на то, что СШХ входит в федеральную программу до 2015 г., мы пока ещё не получили ни копейки, а ведь по этому пути ожидаемые грузоперевозки составят до 21 млн. т в год».
По информации издания pravdaurfo.ru, руководство РЖД даже намерено отказаться от участия в проекте развития не только Приполярного Урала, но и возведения железнодорожной ветки Полуночное – Обская – Салехард. «Такое решение принято в условиях бюджетных ограничений и с целью оптимизации расходования средств федеральной казны», – заявили в пресс-службе Свердловской железной дороги, филиале РЖД.
Однако в «Корпорации развития» утверждают, что работы по реализации проекта СШХ ведутся в соответствии с графиком, и тот будет построен. «Разработана проектно-сметная документация (ПСД) железнодорожного участка Салехард – Надым, подходов к мостовому переходу через реку Обь на участке Обская – Салехард. Подписано соглашение с РЖД и «Газпромом», которое определяет концептуальные условия реализации этого проекта. КР также подала заявку на получение средств из Фонда национального благосостояния. Заявка получила положительное заключение в Минтрансе РФ и сейчас рассматривается в Минэкономразвития», – заявила гендиректор корпорации Ольга Кривова.
Эксперты уверены, что вопрос финансирования – ключевой в будущем СШХ, однако на иные источники, кроме государственных, компаниям рассчитывать не приходится. «Их абсолютно не интересует частный бизнес, что связано с большими сроками окупаемости и высокими рисками при реализации проекта», – объясняет аналитик «Инвесткафе» Игорь Арнаутов.
«Вложения там нужны огромные, а сроки окупаемости составляют не одно десятилетие. Бизнес привык вкладываться в понятные проекты с относительно быстрым сроком окупаемости, а СШХ и строительство железнодорожной линии Полуночное–Обская–Салехард не вписываются в эти рамки. Возможное решение проблемы заключается в привлечении в проект компаний, которые будут работать в данных регионах, вблизи СШХ», – отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Так или иначе, экспертное сообщество полагает, что СШХ – необоснованный инфраструктурный проект «Корпорации развития», в котором российская экономика на данный момент не нуждается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий