Обычно понятие узкоколейных железных дорог ассоциируется с лесной глухоманью, где миниатюрные поезда вывозят лес или торф. Нередко по узкоколейкам курсируют пассажирские поезда, которые зачастую представляют собой единственную возможность добраться до затерянных в лесах крошечных посёлков. Ходят они обычно очень редко, иногда даже не каждую неделю. Но Кирово-Чепецкая узкоколейка (официально УЖД Каринского транспортного управления) — это нечто особенное. Здесь узкоколейный поезд соединяет две части города, разделенные рекой, и представляет собой весьма необычный городской транспорт. Недаром в народе его называют "трамвай" или даже "метрополитен".
В послевоенное время узкоколейка продолжила своё развитие. Возникли новые торфопредприятия, объединившиеся в Каринское транспортное управление. Торфовозные линии почти доходили до старинного города Слободского, пересекали Транссибирскую магистраль, несколько крупных рек. Существовало несколько депо, в которых работали, помимо прочего, тепловозы ТУ2. Каринская сеть стала одной из крупнейших в Советском Союзе.
Кстати, собственное название сети было для торфовозных дорог уникальным. Обычно они назывались "УЖД такого-то торфопредприятия". Название вида "Каринская узкоколейная железная дорога" было характерно больше для лесовозных сетей. Интересная специфика...
1990-е годы стали, как и везде в России, периодом упадка. В 1992 году была закрыта сразу половина сети. Отдельные участки, уже не связанные с основной сетью, проработали ещё несколько лет. Тем не менее, оставшаяся часть линий работала ещё долгие годы и находилась в хорошем состоянии.
В 2010 году началась разборка основной сети. Основная причина — отказ Кирово-Чепецкой ТЭЦ от торфяного топлива и переход на использование газа. В начале 2012 года по железной дороге прошел последний грузовой поезд, после чего была уничтожена большая часть сети. Остался только участок Новый — Техническая, по которому продолжает пять раз в день курсировать пассажирский поезд. Причем этот небольшой фрагмент является самым пассажиронапряженным в России среди узкоколеек. Пять поездов в день — об этом жители Алапаевского района, увы, могут только мечтать... И все же, пассажирское движение неоднократно было под угрозой отмены. Будущее "кирово-чепецкого трамвая" остается неопределенным.
Наша поездка по этой уникальной дороге состоялась 22 июля 2014 года, в последний день пребывания в Вятской земле.
Кирово-Чепецк — город молодой, ни на что не похожий, но при этом достаточно однообразный. Пожалуй, именно узкоколейка и является его главной достопримечательностью. Все путешественники (а до нас их побывало здесь на удивление много) начинают свою поездку по ней с разъезда Новый, рядом с переездом через улицу Ленина. В 2012 году участок от Нового до Кирово-Чепецкой ТЭЦ тоже был разобран, о чем напоминает заасфальтированный переезд.
На посадку-высадку и обгон локомотива (перецепку из головной части в хвостовую, чтобы двигаться обратно) заложено всего пять минут, поэтому торопимся занять сидячие места.
Первая остановка называется необычно — Вернисаж. Названа она... по расположенному поблизости магазину!
За мостом начинаются уже совершенно другие пейзажи.
Манёвры тепловоза.
Платформа здесь тоже оригинальна — что-то вроде провинциальных остановочных платформ электричек вдали от областных центров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий