"Коллекция Транспортного блога Saroavto"
Харьковский метрополитен, открытый 23 августа 1975 г., стал шестым в СССР и вторым на Украине. В настоящий момент в Харьковском метро насчитывается 29 станций, эксплуатационная длина трех линий составляет 37,35 км. 30-ю станцию "Победа" уже не первый год не могут домучать из-за перебоев с финансированием, при том, что тоннели к станции были готовы еще со времен открытия предыдущей "Алексеевской". Метрополитен в Харькове играет очень большую роль в городских перевозках - его доля около 50%, а среднесуточный пассажиропоток за 2012 г. - 654 тыс. человек.
Первое, с чего начинается любой метрополитен - покупка проездного билета или жетона. В отличие от метрогородов бывшего СССР, в Харькове с 2009 г. нет касс и система покупки проездных билетов полностью автоматизирована. На Западе это давно не новость, у нас подобные возможности только начинают развиваться. В целом и общем система сделана более менее гибко: есть разные варианты проездных билетов, каких-то особых сложностей непосредственно с покупкой билета я не испытал. Недостатки, которые я выявил лично для себя: малое количество номиналов принимаемых купюр на автоматах и, как следствие, необходимость искать размен в близлежащих киосках, а также субъективно небольшое количество автоматов на некоторых станциях. Продажа билета через автомат происходит дольше, чем в обычной кассе и периодически у автоматов накапливается очередь, которая движется не очень быстро.
Первой станцией, которую вы увидите, приехав в Харьков на поезде, станет "Южный вокзал". Это одна из восьми первых станций Харьковского метро и одна из шести станций глубокого заложения. Сейчас это одна из наиболее людных станций по пассажиропотоку. Как видите, первые станции были лаконичны и просты, а изыски на них минимальны. Вполне характерный стиль для середины 70-х. Интересно, что в отличие от остальных станций Харьковского метро платформа "Южного вокзала" была изначально рассчитана на прием лишь 4-х вагонов. Уже после открытия станции платформу удлинили под 5-й вагон и один из входов в служебные помещения теперь выходит не в тоннель, как на раньше, а прямо на платформу.
Станция "Центральный рынок". Интересна тем, что колонны на станции появились не сразу, а как средство спасения станции в борьбе с грунтовыми водами. Все харьковские односводы первого пускового участка построены по упрощенной схеме - у них нет обратного свода, который повышает надежность всей конструкции, особенно в обводненных грунтах. На момент строительства станции местная гидрогеология была более щадящей, однако летом 1996 г. уровень грунтовых вод резко повысился и станция пришла в аварийное состояние. Для спасения станции под платформу были уложены сотни кубометров бетона и десятки тонн арматуры, а по оси станции были установлены колонны, выполняющие функцию усиления бетонного основания. Так в Харькове появилась своеобразная односводчато-колонная станция.
А так станция выглядела раньше. До реконструкции на своде были установлены светильники, напоминающие летящих в небе журавлей.
На втором пусковом участке, открывшемся в августе 1978 г., оформление станций стало богаче и разнообразней. Станция "Маршала Жукова" (бывш. "Комсомольская").
Обратите внимание на плитку из металлоэмалевых элементов на путевой стене. Благодаря своей фактуре и формам в Харькове она смотрится прекрасно. Это вообще одна из главных фишек оформления харьковских станций.
Станция "Советской армии". Носила неоднозначное проектное название - "Сантехзавод". Станция названа в честь дивизий, освободивших город от фашистов в августе 1943 г. И на этой станции односвод решен неординарно с помощью перекрестных диагональных ребер.
Восточная конечная первой линии - станция "Пролетарская".
Салтовская линия.
В августе 1984 г. Харьковский метрополитен обзавелся второй линией. На мой взгляд, именно на ней сосредоточены самые удачные станции.
"Исторический музей". Конечная станция Салтовской линии и одновременно пересадка на "Советскую" первой линии. Посмотрите, как просто и в то же время изящно решены колонны: вроде ничего особого - мрамор и побелка без всяких дополнительных излишеств, но форма колонн и стрельчатые арки между ними придают станции особое и неповторимое звучание.
Недавно на «Историческом музее» обновили мрамор – он стал светлее и красивее, но обновили бюджетно: раньше арки между колоннами также были облицованы мрамором, теперь на том же месте находится побелка. Впрочем, от этого станция не утратила своей красоты.
В переходе между "Историческим музеем" и "Советской" есть один из четырех общедоступных туалетов. Правда, жаль, что время его работы ограничено.
"Университет" (бывш. "Дзержинская"). Станция построена по индивидуальному проекту и имеет два яруса. На втором ярусе с одной стороны расположены служебные помещения, а другая сторона выполняет роль подземного перехода (ныне закрыт для прохода).
"Пушкинская". Еще одно проявление прекрасного в простом.
Невероятный свод "Киевской", как и многое другое, созданное Харьковметропроектом, обязаны Владимиру Александровичу Спивачуку, который долгие годы был бессменным главным архитектором Харьковметропроекта и принимал участие в проектировании и Днепропетровских станций.
Линия открыта в 1995 г. в непростые времена гиперинфляций и разрухи. Строить ее начинали еще в 1984-м. Из-за тяжелого финансового положения изначальные идеи по архитектурному оформлению были реализованы не полностью. Давайте посмотрим на некоторые станции и этой линии.
"Архитектора Бекетова". Если присмотреться, можно заметить, что рисунок на полу почему-то изогнут ближе к выходу.
оригинал
Комментариев нет:
Отправить комментарий