понедельник, 25 августа 2014 г.

Санкт-Петербург: Станция метро "Дачное"


Наверное, сейчас многие уже забыли, а некоторые и не знают вовсе, что в Ленинграде существовала когда-то открытая станция метро. Поезда вылетали из тоннеля и далее полкилометра шли прямо по земле к платформе метровокзала "Дачное".


Станция располагалась на нынешнем Трамвайном проспекте позади дома №20. Изначально её строили как временную. Дело в том, что юго-западная часть Ленинграда в 1960-е годы активно застраивалась и новосёлы нуждались в постоянном виде транспорта, который бы позволял быстро добираться в центр. Станция "Автово" была довольно далеко, а "Ленинский проспект" и "Проспект Ветеранов" только готовились построить. Вот и решили создать "технологическую" станцию на путях электродепо "Автово". Открытие состоялось 1.6.1966 г.


Станция, спроектированная архитектором Ксенией Афонской, представляла собой обычную железнодорожную платформу шириной 8 метров с железобетонным козырьком. Длина платформы вмещала только 5 вагонов (сейчас на "красной" ветке составы восьмивагонные, а на остальных - шестивагонные). Со стороны Трамвайного проспекта был остеклённый павильон, где стояли турникеты и находились кассы. Пути шли по обе стороны перрона, а оборотного съезда не существовало: электрички отправлялись с той же стороны, на которую приходили.
"Дачное" просуществовало всего 11 лет. 

Но за это время успело "сняться" в кино. Тут "Ленфильм" снимал киноленты "Его звали Роберт" (1967), "Происшествие, которого никто не заметил" (1967), "Шаг навстречу" (1975). В фильме "Цвет белого снега", выпущенном студией "Экран" в 1970 году, почти всё действие происходит на станции "Дачное"; здесь главная героиня (её играет Марина Неелова) работает контролёром.


Уже спустя несколько лет приступили к созданию двух первых дачнинских станций ("Дачное" не входило в данный микрорайон). С этой целью на нынешнем бульваре Новаторов прорыли огромную траншею, и в ней собирали из тюбингов тоннели. 5.10.1977 г. станция "Дачное" приняла последних пассажиров. Утром после открытия участка "Автово" - "Проспект Ветеранов" станцию закрыли. Далее последовал демонтаж путей.


Платформа "Дачное", однако, сохранилась до наших дней. Её адрес: Трамвайный проспект, №18а. Правда, платформу серьёзно переделали: наполовину разобрали, а затем остаток перрона... надстроили "вторым этажом". В получившемся здании сейчас размещается межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел №5 (МРЭО) ГИБДД. В пустотах самого перрона обустроили гараж для служебных машин.

Однако ещё тогда, в 1970-х, представители метрополитена отказались от создания открытых станций в городе (притом что в Москве, как известно, есть целая наземная линия - "Филёвская"). В Ленинграде - Петербурге были построены 4 станции на поверхности земли, но все они закрыты от непогоды зданиями: "Купчино", "Рыбацкое", "Девяткино" (бывшая "Комсомольская") и "Парнас".

1 комментарий:

  1. Я не понял, что в Питере в каком смысле конкретно что из-за плохой погоды ухудшалось на станции метро Дачное, которая была на улице? Непонятно что на ней ухудшалось только для работников метро? Я думаю, что пассажирам ничего не мешало на этой станции, и я думаю, что когда эта станция была открыта, то пассажирам даже в голову не пришло, что оказывается её потом закроют и на всю жизнь причём. Ведь в других городах, например в Москве есть на улице наземные станции, в Москве из-за этого их даже временно никогда не закрывали за исключением Калужской и Первомайской, но в них причина закрытия совсем другая была, вовсе не из-за плохой погоды.

    ОтветитьУдалить