На пассажирских поездах РЖД появится платный доступ в интернет. Оплатить его можно будет при покупке билета. Реализацией проекта займется Федеральная пассажирская компания, дочернее предприятие РЖД. Для доступа в сеть будут использоваться как сотовые сети российских операторов связи, так и спутниковые терминалы VSAT.
Как пояснили в ФПК, в перспективе пассажир сможет купить билет прямо с услугой доступа в интернет в кассе или онлайн, выбрав подходящий тариф — их будет несколько. При этом, конечно, можно будет купить билеты и без включенной оплаты за доступ в сеть.
Портал уже несколько месяцев работает в поезде №145/146 «Ингушетия» Москва — Назрань; готовится к тестированию в поезде №31/32 «Лев Толстой» Москва — Хельсинки и в новом скоростном поезде «Стриж» производства испанской компании Patentes Talgo Sl (в конце 2014 года «Стриж» начнет курсировать по маршруту Москва — Нижний Новгород).
Сейчас с этого портала есть доступ к интернету, мультимедийному контенту и меню вагона-ресторана. Остальные функции пока в разработке — на это уйдет еще несколько месяцев, потом начнется тестовая эксплуатация. В дальнейшем на портале может появиться и «поездная социальная сеть», в которой пассажиры смогут знакомиться и общаться друг с другом.
И доступ в интернет, и контент будут платными. Сейчас плата за использование интернета составляет 100 руб. в час и 400 руб. — без ограничений. Стоимость контента будет отличаться от оператора к оператору, но в среднем составит от 100 руб. за один фильм или 150 руб. за неограниченный доступ.
В ходе тестирования услуги планируется провести проверку различных способов оплаты услуг. Сегодня пассажирам либо продают скретч-карты различного номинала с кодом доступа, либо распечатывают чек с кодом доступа на установленном в купе проводника принтере. В ближайшее время протестируют и другие способы оплаты: с использованием банковских карт и через отправку SMS-сообщений на короткие платные номера.
Портал и интернет должны корректно работать на всех ноутбуках, планшетах, смартфонах и других устройствах, независимо от их производителя, операционной системы или браузера, который использует пользователь, обещают в компании.
В предоставлении информационных услуг в поездах в настоящее время принимают участие операторы, применяющие различные технические решения и использующие различные модели оборудования для обеспечения связи через спутниковые и сотовые сети.
Как выяснилось в результате тестирования, для организации устойчивого широкополосного доступа к интернету по всем направлениям необходимо применение дорогостоящего гибридного решения с использованием как спутникового канала (спутниковая технология VSAT — Very Small Aperture Terminal), так и сетей 3G. Однако на направлениях, где покрытие сетями сотовых операторов достаточно велико (прежде всего, это северо-западное и южное направления), возможно обойтись и без использования спутниковых каналов связи, отмечают в ФПК.
О планируемых сроках реализации проекта пока неизвестно: по словам представителей ФПК, главная проблема, с которой компания сталкивается при реализации проекта, — неготовность вагонной информационной структуры большей части поездов компании, из-за чего требуется большая работа по модернизации.
«Кроме того, как показал опыт, есть трудности с организацией работы проводников — ведь непосредственными продавцами услуг являются именно они, а продажа высокотехнологичных услуг требует совсем другого подхода и подготовки, чем реализация, например, чайной продукции, — рассуждают в пресс-службе компании. — Но, конечно, все эти трудности преодолимы, и мы уверены, что через несколько лет информационные услуги в значительной части поездов ОАО «ФПК» станут привычными».
Исходя из планируемых тарифов, услуга доступа в интернет в поездах будет иметь, скорее всего, ограниченный спрос — на уровне не более 3–5% пассажиров,
убежден руководитель департамента беспроводных технологий аналитической компании J'son & Partners Consulting Виталий Солонин. «Многое будет зависеть от качества предоставляемой услуги (скорость доступа, пинг, стабильность соединения и пр.) и от качества покрытия мобильной связи 3G/4G вдоль железной дороги на конкретном направлении, — рассуждает он. — Если доступ по 3G/4G на данном направлении будет приемлемого качества, то особого смысла покупать услугу у ФПК нет, поскольку пользователи смогут выйти в сеть самостоятельно».
В любом случае инициативу железнодорожников следует воспринимать положительно как дополнительную возможность для пассажиров, которым требуется доступ в интернет, отмечает аналитик.
Услуга доступа к сети интернет на сегодня является востребованной. В условиях поезда, когда у пассажиров появляется много времени, которое необходимо чем-то занять, услуга востребована вдвойне, констатирует аналитик MForum Analytics Алексей Бойко.
«Большинство пассажиров имеют при себе мобильные устройства с поддержкой Wi-Fi и хотят получить возможность оставаться на связи с друзьями и близкими в социальных сетях, а также доступ к контенту, — констатирует эксперт. — В РЖД справедливо рассчитывают на то, что часть пассажиров готова платить за такие услуги».
Основные способы обеспечить доступ к сети интернет на сегодня такие: для поездов на маршрутах, где обеспечивается более или менее плотное покрытие сетей сотовой связи, можно решать проблему за счет установки на вагоне мобильного роутера. Такой роутер получает доступ в интернет через несколько подключенных к нему модемов LTE/3G и раздает его пользователям в поезде по Wi-Fi.
Второй способ еще дороже и при этом обеспечивает весьма скромные параметры пользования: нужно арендовать спутниковый канал интернет-доступа, оборудовать поезд одним-двумя терминалами VSAT и раздать полученный интернет по вагонам в рамках Wi-Fi.
Но в условиях малонаселенной и растянувшейся на тысячи километров вдоль Северного Ледовитого океана России зачастую это единственно возможный способ доступа к интернету из поезда — сотовые сети LTE/3G у нас до сих пор обеспечивают лишь очаговое покрытие, если говорить об охвате территории, рассказал Бойко.
Даже с учетом сложностей реализации цена в 100 руб. за час с абонента — не самая низкая, говорит аналитик. «Остается посетовать, что РЖД — монополия и нет других поездов, где, возможно, пассажирам предложили бы интернет бесплатно или по льготным тарифам, скажем, в 100 руб.й за поездку. Тем более у меня есть немалые сомнения в том, каким будет качество предоставляемой услуги — вряд ли можно будет сравнить пользовательский опыт клиентов в поезде и, скажем, в условиях поездки по городу на автобусе», — заключил он.
«Большинство пассажиров имеют при себе мобильные устройства с поддержкой Wi-Fi и хотят получить возможность оставаться на связи с друзьями и близкими в социальных сетях, а также доступ к контенту, — констатирует эксперт. — В РЖД справедливо рассчитывают на то, что часть пассажиров готова платить за такие услуги».
Основные способы обеспечить доступ к сети интернет на сегодня такие: для поездов на маршрутах, где обеспечивается более или менее плотное покрытие сетей сотовой связи, можно решать проблему за счет установки на вагоне мобильного роутера. Такой роутер получает доступ в интернет через несколько подключенных к нему модемов LTE/3G и раздает его пользователям в поезде по Wi-Fi.
Второй способ еще дороже и при этом обеспечивает весьма скромные параметры пользования: нужно арендовать спутниковый канал интернет-доступа, оборудовать поезд одним-двумя терминалами VSAT и раздать полученный интернет по вагонам в рамках Wi-Fi.
Но в условиях малонаселенной и растянувшейся на тысячи километров вдоль Северного Ледовитого океана России зачастую это единственно возможный способ доступа к интернету из поезда — сотовые сети LTE/3G у нас до сих пор обеспечивают лишь очаговое покрытие, если говорить об охвате территории, рассказал Бойко.
Даже с учетом сложностей реализации цена в 100 руб. за час с абонента — не самая низкая, говорит аналитик. «Остается посетовать, что РЖД — монополия и нет других поездов, где, возможно, пассажирам предложили бы интернет бесплатно или по льготным тарифам, скажем, в 100 руб.й за поездку. Тем более у меня есть немалые сомнения в том, каким будет качество предоставляемой услуги — вряд ли можно будет сравнить пользовательский опыт клиентов в поезде и, скажем, в условиях поездки по городу на автобусе», — заключил он.
Комментариев нет:
Отправить комментарий