"Коллекция Транспортного блога Saroavto"
Книга "Про трамвайную трагедию" вышла тиражом всего 100 экземпляров, и уже сейчас ее можно считать библиографической редкостью. Между тем, на работу над этой книгой у Михаила Сапего ушло пять лет: он вел поиски в архивах, кроме того, ему удалось отыскать несколько «свидетельств» и в современном Петербурге.
«На одной из рабочих окраин, в трех шагах от Московских ворот...»
Страшная авария, унесшая жизни 28 человек, произошла 1 декабря 1930 года в 7.58 утра на Московском проспекте, который тогда назывался Международный. «Трамвай шел из города по направлению к заводу «Электросила». В это время паровоз осаживал состав груженых вагонов. Последний груженый вагон наскочил на моторный вагон трамвая, влез на него, опрокинул, и своей тяжестью раздавил его. Убито 28 человек, тяжело ранено 8, легко - 11», - написала в этот день в вечернем выпуске «Красная газета».
«На одной из рабочих окраин, в трех шагах от Московских ворот...»
Страшная авария, унесшая жизни 28 человек, произошла 1 декабря 1930 года в 7.58 утра на Московском проспекте, который тогда назывался Международный. «Трамвай шел из города по направлению к заводу «Электросила». В это время паровоз осаживал состав груженых вагонов. Последний груженый вагон наскочил на моторный вагон трамвая, влез на него, опрокинул, и своей тяжестью раздавил его. Убито 28 человек, тяжело ранено 8, легко - 11», - написала в этот день в вечернем выпуске «Красная газета».
Фотографии, посвященные этой забытой трагедии, Михаил Сапего обнаружил в архивах, когда работал над серией книг, посвященных происшествиям XX века и их отражению в советских и российских газетах. Сначала, когда ему еще не был понятен масштаб катастрофы, издателя поразило, что сохранилась целая фотосессия, посвященная этой аварии. «Сохранились снимки, начиная от общего плана и вплоть до фотографий жертв катастрофы», - рассказал Михаил Сапего «Фонтанке».
Для того чтобы узнать, что же на самом деле запечатлено на этих страшных фотографиях, пришлось обратиться в газетный фонд, где и нашлась информация об этом ДТП.
Один из друзей Сапего – петербургский писатель Александр Етоев, вспомнил, что в романе одного из обэриутов - Константина Вагинова приводится народная песня, описывающая это событие. «Мы сопоставили фотографии, газетные материалы, эту наивную народную песню, и появилось ощущение, что практически есть готовая история», - рассказывает наш собеседник.
Участниками ДТП стали маневровый паровоз, толкавший груженые вагоны, и трамвай № 8, на котором ехали рабочие в сторону Московской заставы.
«Существовала маневровая ветка, которая соединяла все вокзалы города, чтобы можно было транспортировать транзитные грузы с одного вокзала на другой», - рассказал Сапего.
"В то время Московский проспект был такой же ширины, как и сейчас, но движение было несравнимо меньше. То есть авария произошла практически на пустом проспекте, если бы кто-то из участников оказался там несколькими минутами раньше или позже, трагедии не случилось бы, вот такое трагическое стечение обстоятельств", - заметил он.
Интересно также, что трамвай №8, согласно всем справочникам того времени, по проспекту не ходил. Видимо, в то утро его, по какой-то причине, перекинули на этот маршрут, чтобы пролетариат мог вовремя добраться до рабочих мест, отметил главный редактор «Красного матроса».
Больница Коняшина, куда были доставлены жертвы и пострадавшие в этой катастрофе, находилась практически рядом с местом трагедии. Рядом и кладбище Новодевичьего монастыря, где нашли последний приют почти все погибшие. Их могилы, которые находятся на так называемой «коммунистической» площадке, Михаилу Сапего удалось разыскать.
Затем поиски привели Михаила Сапего в один из дворов на Московском проспекте, где он с друзьями обнаружил сохранившийся участок с рельсами той самой маневровой ветки, соединявшей ленинградские вокзалы. «Они оказались настолько промасленными, что хоть сейчас по ним можно ездить», - говорит Сапего.
Забытая трагедия
Михаил Сапего рассказал, что до конца 30-х годов XX века эта история была хорошо известна не только в Ленинграде, но и во всем Советском Союзе. Были суды, газетные статьи на эту тему. В заметках, которые приводятся в книге, говорится, что была создана специальная комиссия по расследованию катастрофы, а Ленсовет пообещал помочь семьям погибших.
Также газеты рассказывали, что по результатам расследования «суду были преданы» 16 человек, в том числе вагоновожатый, который, согласно выводам следствия, грубо нарушил правила движения и специальную инструкцию, и сторожа, вовремя не закрывшие шлагбаум.
Но после Великой Отечественной войны воспоминания об этих событиях стерлись. Между тем, Сапего считает, что память об этом крупнейшем ДТП в истории городского транспорта должна быть извлечена из небытия.
«За прошедшие 80-лет печальный рекорд восьмого маршрута так и не был побит: 28 погибших, 8 - тяжело пострадавших и 16 преданных суду.
Этот трамвай в одночасье подмял, переломал судьбы нескольких десятков ленинградских семей. А сколько еще неведомых нам голов, ответственно причастных к организации движения, полетело, попав под горячую руку неизменной в таких случаях компанейщины. И полетело, надо думать, не только в Ленинграде. Ведь жуткая история гибели трамвая прогремела в буквальном смысле на всю страну, вызвав небывалый общественный резонанс и развязав очередной виток беспощадной борьбы с «разгильдяями на транспорте», - такими словами Михаил Сапего, журналист Игорь Шушарин и художник Дмитрий Дроздецкий завершают книгу «Красного матроса», рассказывающую об этом страшном происшествии.
«В самом деле: весьма неприятно осознавать, что Смерть — эта старуха с косой, ранее передвигавшаяся исключительно пешим ходом, — с некоторых пор активно пользуется как личным (см. ежедневные сводки о происшествиях ГИБДД), так и общественным транспортом. И, положа руку на сердце: именно от трамвая этого ожидаешь в самую последнюю очередь. А всё потому, что до недавнего времени трамвай в Ленинграде был фактически одной из его визитных карточек. Наряду с такими устоявшимися брендами, как Медный всадник, белые ночи, ФК «Зенит», пиво «Балтика». Да что там говорить, если в 1978 году ленинградская рельсовая уличная сеть, общей протяженностью в 650 километров, была занесена в знаменитую Книгу рекордов Гиннесса! И вот поди ж ты — крупнейшее в истории города ДТП случилось именно с представителем славного трамвайного племени!
При всей нашей трепетной любви к трамваям и искренней скорби, что их, трамваев, в нашем городе с каждым годом становится все меньше, изучив трагическую судьбу маршрута №8, мы не можем не предостеречь нашего читателя. Да вот хотя бы словами Юлиуса Фучика: «Люди! Будьте бдительны!» Ибо жизнь показывает, что чужой опыт получения «техногенных» неприятностей все равно никогда никого не учит», - пишут авторы.
Неутомимый «Красный матрос»
Творческое объединение "Красный матрос", основанное в 1995 году петербургским поэтом Михаилом Сапего, в этом году отметило 15-летие. Это старейшее из малых издательств современной России.
Деятельность "Красного матроса" носит некоммерческий характер. Средства, вырученные от реализации книг, идут на издание следующего проекта. В издательстве выходят репринты забытых книг, поэтические сборники, литературоведческие исследования, особое место занимает историко-краеведческая серия «Про…».
Цитата:
”В начале 30-х годов, в увидевшем свет романе обэриута Константина Вагинова ”Гарпагониана”, в 15-й главе можно прочесть: «Под аккомпанемент хора Анфертьев исполнил песню, сочинённую Мировым на недавно бывшее событие:
"На одной из рабочих окраин,
В трёх шагах от Московских ворот,
Там шлагбаум стоит, словно Каин,
Там, где ветка имеет проход.
Как-то утром к заставским заводам
На призывные звуки гудков
Шла восьмёрка, набита народом,
Часть народа висела с боков.
Толкотня, визг и смех по вагонам,
Разговор меж собою вели —
И у всех были бодрые лица,
Не предвидели близкой беды.
К злополучному месту подъехав,
Тут вожатый вагон тормозил,
В это время с вокзала по ветке
К тому месту состав подходил.
Воздух криками вдруг огласился,
Треск вагона и звуки стекла.
И трамвайный вагон очутился
Под товарным составом слона.
Тут картина была так ужастна,
Там спасенья никто не искал.
До чего это было всем ясно —
Раз вагон под вагоном лежал".
Песня имела огромный успех..."
Екатерина Данкова.
оригинал
Комментариев нет:
Отправить комментарий