Новочеркасск, основанный в начале XIX века как новая центр казачьего Войска Донского взамен затопляемого каждое половодье Черкасска (сейчас станица Старочеркасская), изначально строился как столица. И если сначала (большую часть XIX века) столица не очень выходила, то к началу XX века город более-менее отстроился, хотя и сильно проигрывал своему соседу Ростову-на-Дону. Тем не менее, население города уже превысило 50 тысяч человек, и статус обязывал обзавестись современным общественным транспортом. С 1904 года велись переговоры о строительстве трамвайной сети с Бельгийским обществом, строившим трамвай в Ростове. По плану, предполагалось проложить трамвайные линии между вокзалом, Троицкой площадью, площадью Ермака, кадетским корпусом, площадью Платова, Азовским базаром; трамвай должен был появиться на всех основных улицах города.
Однако, проект так и не был тогда реализован - видимо, помешала революция 1905 г. и русско-японская война. Вновь заговорили о трамвае в 1918 году, когда Новочеркасск стал столицей белой Донской казачьей республики; теперь уже предполагалось построить кольцевую линию. Впрочем, с трамваем опять не вышло по понятным причинам.
Очередной проект строительства трамвая в Новочеркасске появился в 1930-х, в эпоху индустриализации и форсированного развития общественного трамвая (прежде всего трамвая) в новых индустриальных городах. Новочеркасск тоже становился индустриальным центром - севернее города строился паровозостроительный завод, и трамвайная линия должна была соединить железнодорожный вокзал, проспект Ермака и район паровозостроительного завода.
Однако, строительство затянулось и так и не было завершено к началу Великой Отечественной войны; трамвай в Новочеркасске вновь не появился. Новочеркасск можно назвать одним из самых несчастливых в плане трамвая городов бывшего Союза; мало где ещё было столько нереализованных или реализованных не до конца проектов строительства этого вида общественного транспорта. После всего этого выглядело даже странным, что в 1950 году к идее Новочеркасского трамвая вернулись, и в 1954 году трамвай в городе был наконец запущен.
Городскому трамваю вновь не повезло: этот вид транспорта начиная с начала 1950-х годов уже не рассматривался советскими проектировщиками как перспективный, его функцию в будущем видели скорее в подвозе рабочих на заводы и в крупные жилые районы, а не в общегородских перевозках по основным улицам. Короче говоря, на крупных улицах в центральной части города трамвай стал совсем нежелателен. По этой причине проект строительства трамвая в городе был реализован в изменённом виде.
Печально и нелогично, что сейчас именно протяжённая трамвайная линия между северной и южной частями города находится в самом плохом состоянии, трамваи там ходят реже всего, медленнее всего и - как результат - совершенно пустые.
Впрочем, кроме направления север - юг в Новочеркасске есть и трамвайная линия от центральной конечной (ул. генерала Лебедя около Азовского базара) до северо-западной окраины (трамвайное депо).
Самый интересный участок - это центральная линия по улицам Орджоникидзе и Богдана Хмельницкого, где проходят 3 из 4 маршрутов.
Первыми в глаза бросаются пути, напоминающие о бурном море.
Комментариев нет:
Отправить комментарий