Трамвай в Ростове-на-Дону появился в 1902 году, это была вторая трамвайная система на юге России (после краснодарской и немного раньше пятигорской). Ростов-на-Дону стал 21-м в Российской империи и 12-м на территории современной России. Как и почти все трамвайные системы в Российской империи того времени, ростовский трамвай строился иностранной компанией (Бельгийским обществом); однако, в отличие от всех других подобных случаев, в Ростове были использованы не только западные технологии и подвижной состав, но и ширина колеи (1435 мм). Ростовский трамвай был и остаётся единственным на постсоветском пространстве с европейской шириной колеи.
Через несколько месяцев трамвай появился и в примыкающем к Ростову-на-Дону с востока армянском городе Нахичевани-на-Дону. Уже в 1903 году была электрифицирована единственная в Российской империи междугородняя линия конки, соединяющая Ростов с его восточным пригородом (который был включён в состав Ростова в 1928 году).
В годы Гражданской войны, в отличие от многих других существовавших тогда трамвайных систем, ростовский трамвай не останавливал свою работу; более того, в городе появилась изолированная от основной сети трамвайная система в Ленгородке (западнее железнодорожного вокзала, на правом берегу реки Темерник).
В годы Гражданской войны, в отличие от многих других существовавших тогда трамвайных систем, ростовский трамвай не останавливал свою работу; более того, в городе появилась изолированная от основной сети трамвайная система в Ленгородке (западнее железнодорожного вокзала, на правом берегу реки Темерник).
Как и во всех трамвайных городах СССР, после Гражданской войны в Ростове началось бурное развитие трамвайного транспорта: были объединены две трамвайные системы, были построены линии к стремительно строившимся заводам (прежде всего к "Ростсельмашу", район Сельмаш).
Уже в 30-х годах в Ростове-на-Дону появился троллейбус (раньше в СССР этот вид транспорта заработал только в Москве и Киеве), и развитие трамвая предсказуемо замедлилось - троллейбус воспринимался советскими проектировщиками и чиновниками как более современный вид транспорта; троллейбусная сеть Ростова быстро стала одной из крупнейших в стране. Тем не менее, и после войны строились новые линии трамвая, самой длинной из которых была линия в Северный жилмассив. В итоге к 1990 году протяжённость трамвайных линий в Ростове превысила 100 километров, тогда это была крупнейшая трамвайная сеть на юге России.
Возможно, относительная невостребованность послужила причиной того, что в Ростове обвал трамвайного транспорта наступил раньше, чем в большинстве других городов страны - уже в 1990-е годы. За 1998 год протяжённость трамвайных линий уменьшилась более чем вдвое, в итоге в 2002 г. сеть ростовского трамвая выглядела так.
В 2000-е годы продолжалось сокращение трамвайной сети, но уже гораздо более медленными темпами - была закрыта северо-западная на Новое Поселение и вторая линия в Сельмаш на северо-востоке.
В итоге сейчас сеть ростовского трамвая выглядит так.
В целом, сейчас трамвайная сеть в гораздо меньшей степени дублируется троллейбусными линиями, чем 25 лет назад. Тем не менее, качество путей на уцелевших линиях, в отличие от Краснодара, оставляет желать лучшего:
При этом доля путей на совмещённом полотне в сравнении с советским временем даже увеличилась.
Подвижной состав, как водится в России, изношен, его недостаточно, осталось только 40 вагонов. Из них большую часть составляет продукция Усть-Катавского завода разных лет.
Сейчас трамваем, линии которого охватывают почти весь центр и часть запада миллионного города, пользуются лишь около 40 тысяч человек ежедневно.
Трамвайная линия в районе Центрального рынка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий