Ликинский автобусный завод уже долгие десятилетия остаётся признанным лидером среди производителей больших и особо больших автобусов во всей России. Автобусное производство, переехавшее туда ещё в пятидесятые из Москвы вместе с моделью ЗИЛ-158, быстро выросло до масштабов, когда ликинские автобусы стали не только широко распространены в большинстве городов СССР и даже поставлялись на экспорт. В наши дни это предприятие выпускает тысячи больших автобусов в год, а в советские годы годовой тираж ликинских автобусов доходил и до десяти тысяч – таковы были потребности огромной страны. Мало кто в мире строил большие автобусы такими тиражами, и это делает ЛиАЗ во многом уникальным. В Ликино-Дулёво автобусы «от и до» выпускаются конвейерным способом (у конкурентов это, как правило, делается на стапелях). Сваренные автобусные кузова на ЛиАЗе с 2002 года последовательно обрабатывают катафорезным грунтом в специальных ваннах, что крайне редко встречается во всём мире, а в России – делается только здесь.
В цехе сварки первоначально подготавливают основные составляющие автобусного кузова: на соответствующих участках сваривают основание, боковины, панели крыши, переднего и заднего торца.
Почти все модели ЛиАЗа (кроме «переселенцев» с ГолАЗа) строятся на несущем основании. Основание кузова низкопольного ЛиАЗ-5292, перемещаемое на колёсно-рельсовой технологической тележке.
В сварочном кондукторе основные части кузова соединяют воедино. Использование кондуктора позволяет избежать расхождений в размерах, поэтому кузова, свариваемые в нём, получаются ровными.
На самоходной рельсовой тележке перемещается каркас крыши. От металлической обшивки крыш отказались в 2011 г. – отныне каркас обшивают цельным куском пластика.
В среднем сейчас завод выпускает по восемь автобусов за смену, т. е. примерно по одной машине в час. Когда возникают крупные и срочные заказы, темпы производства растут – резервы производственных мощностей позволяют значительно увеличивать объёмы выпускаемой продукции.
Готовый, сваренный кузов отправляется на участок катафорезного грунтования. На участке катафореза автобусный кузов на несколько минут погружается в ванну с антикоррозийным грунтом, а после – в такую же ёмкость с водой.
Автобусный кузов погружается в ванну с грунтом.
Кузов, покрытый грунтовкой, после прохождения катафорезного участка.
На конвейере Ликинского автобусного ныне преобладают автобусы семейства 5292. Сейчас завод исполняет трёхлетний «суперзаказ» подмосковного ГУП «Мострансавто», в рамках которого предприятия Московской области получат более 1500 ЛиАЗов разных моделей, в основном – «лоукостеры» 5292.60 с двигателем ЯМЗ-536 и с внешностью прежнего образца. Интересно, что сотрудники областного ГУП проводят приёмку новых автобусов на заводе самостоятельно, ещё до отправки в филиалы, широкой сетью раскиданные по всему Подмосковью.
Автобусные кузова после окраски в ожидании очереди на сборку. Там кузов получает мосты и основные агрегаты, после чего движется по конвейеру в том числе на колёсах. В ходе движения по конвейеру его оснащают всеми необходимыми системами и устройствами.
Другой исполняемый на момент визита на конвейер заказ – от Москвы. Так как на предприятиях «Мосгортранса» уже эксплуатируется более трёх с половиной тысяч низкопольных ЛиАЗов с двигателем MAN, столица себе не изменяет и продолжает закупки зарекомендовавших себя, но обновлённых ЛиАЗ-5292.22-77 с новым обликом и двигателем MAN.
Окрашенный автобусный кузов получает покрытие пола, обшивку салона и остекление (кроме ветрового – его вклеивают уже на этапе сборки).
На окрашенный и остеклённый кузов укладывают электропроводку.
На фоне современных низкопольников практически затерялись ветераны конвейера – автобусы прежнего семейства 5256, производство которых ещё продолжается. Такие машины за время визита на завод попадались буквально единично: лишь на сборочном участке встретилось несколько высокопольных ЛиАЗ-5256.60 с двигателем ЯМЗ-536.
Перед монтажом агрегатов на участке сборки укладывают необходимые трубопроводы в моторном отсеке.
После монтажа агрегатов рабочие устанавливают другое навесное оборудование в моторном отсеке.
Перед сборкой салона на автобус монтируют систему отопления, устанавливают поручни, каркасы сидений и декоративные панели.
Готовый автобус проходит последние приготовления перед сходом с конвейера.
Интересно, что в нынешней экономической ситуации выпуск автобусов с импортными ДВС едва ли не сошёл на нет; они заметно прибавили в цене после валютных скачков, и потребители стали делать выбор в пользу ЛиАЗов с отечественными агрегатами. Именно поэтому помимо московских автобусов с дизелями MAN да газовых машин подавляющее большинство новых ЛиАЗов с конвейера выходят с моторами ЯМЗ нового поколения. Автобусы с двигателями Cummins ныне строят разве что под заказ: теперь они в первую очередь интересны тем, чей парк состоит из машин с аналогичными двигателями, и спрос на них ограничен.
Этот газовый ЛиАЗ-5292.71, работающий на метане, построен в окраске, аналогичной подмосковным машинам, для несбывшегося контракта с Московской областью. Однако уже перекрашенными в белый эти машины отправили в Симферополь.
Будущий «москвич» ЛиАЗ-5292.22-77 с удлинённым кузовом для «Мосгортранса» в цеху доводки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий