Я уже давно не езжу в троллейбусах, да и в маршрутках от случая к случаю. В основном передвигаюсь по городу на такси или своей машине. Но недавно мы возвращались с семьей с вечеринки и долго ждали «топик» на остановке. Они шли один за одним, забитые, с толпой стоячих пассажиров. И тут подъехал «рогатый», совершенно пустой. В двенадцать ночи — с каких пор они стали ходить так поздно?
Мы сели в троллейбус, и к нам подошла кондукторша. «А я ее помню, — сказал муж после того, как мы расплатились. — Она работала кондуктором еще тогда, пятнадцать лет назад, когда я ездил к тебе на свидания. Всегда только на троллейбусах, потому что у меня был проездной, а денег не было».
За окном проплывал спящий в летнем зное город, а мы смотрели на огни и вспоминали.
Троллейбус всегда манил меня своей загадочностью. Помню, мы покупали в ларьке на остановке книжечки билетов, склеенные вручную из старых открыток — 20 штук на рубль. Потом бережно отрывали их и засовывали в компостер — у каждого троллейбуса был свой набор дырочек. Прокомпостированные билетики я собирала, а потом рассматривала. Мне казалось, что эти рисунки имеют какой-то смысл, что это тайная буква или символ, значение которого я пойму, когда стану взрослой.
В пять лет я ушла из дома с моим соседом и старшим другом Сашкой. Мы договорились уехать в кругосветное путешествие на «девятке», ходившей с проспекта Победы в центр.
Помню даже конечную цель нашей прогулки. Мы хотели услышать фразу «следующая остановка Холодильник», сказанную автоматом — она нас почему-то ужасно веселила, а потом, как взрослые, выйти на Большой Морской и пересесть в новый троллейбус того же маршрута.
Помню даже конечную цель нашей прогулки. Мы хотели услышать фразу «следующая остановка Холодильник», сказанную автоматом — она нас почему-то ужасно веселила, а потом, как взрослые, выйти на Большой Морской и пересесть в новый троллейбус того же маршрута.
Линии троллейбусных проводов на долгие годы были для меня «дорогой жизни», соединившей две половинки судьбы, расколотые переездом.
Когда мне было восемь, родители получили квартиру в новом районе, на Шевченко. Помню, как в первый раз оказалась на остановке ул. Меньшикова. Мы ждали троллейбус, а я смотрела на широченную, трехполосную дорогу и высотки и думала, что так, наверное, выглядит Москва.
Вся моя детская биография осталась там, на Корабельной. В новом районе меня встретили несколько пахнущих краской свеженьких домов, школа и два магазина. Вокруг степь с пятнами усадеб херсонесской поры, вдали виднеется лес. А рядом с домом — стройки, стройки, стройки. Тогда их никто не огораживал. Прямо перед глазами зияли котлованы, валялись разломанные «леса», стояли бочки с гудроном и навалы бетонных панелей.
Мы, дети, гуляли прямо посреди этой роскоши, постоянно придумывая себе занятия, переходящие за грани разумного: прыжки с крыши подъезда, экспедиции по канализационному коллектору, который приходилось преодолевать ползком, вымачивание разных предметов в смоле с последующим поджиганием. Кстати, позже я узнала, что из-за наших шалостей в доме моей знакомой больше десяти лет не было лифта, потому что мы с друзьями-мальчишками выкрали со стройки кнопочную панель от него и утащили к себе в «штаб». Новую кооператив так и не закупил, сдал дом без лифта, и пришлось целому подъезду вплоть до конца двухтысячных ходить на десятый этаж пешком.
Когда мне было восемь, родители получили квартиру в новом районе, на Шевченко. Помню, как в первый раз оказалась на остановке ул. Меньшикова. Мы ждали троллейбус, а я смотрела на широченную, трехполосную дорогу и высотки и думала, что так, наверное, выглядит Москва.
Вся моя детская биография осталась там, на Корабельной. В новом районе меня встретили несколько пахнущих краской свеженьких домов, школа и два магазина. Вокруг степь с пятнами усадеб херсонесской поры, вдали виднеется лес. А рядом с домом — стройки, стройки, стройки. Тогда их никто не огораживал. Прямо перед глазами зияли котлованы, валялись разломанные «леса», стояли бочки с гудроном и навалы бетонных панелей.
Мы, дети, гуляли прямо посреди этой роскоши, постоянно придумывая себе занятия, переходящие за грани разумного: прыжки с крыши подъезда, экспедиции по канализационному коллектору, который приходилось преодолевать ползком, вымачивание разных предметов в смоле с последующим поджиганием. Кстати, позже я узнала, что из-за наших шалостей в доме моей знакомой больше десяти лет не было лифта, потому что мы с друзьями-мальчишками выкрали со стройки кнопочную панель от него и утащили к себе в «штаб». Новую кооператив так и не закупил, сдал дом без лифта, и пришлось целому подъезду вплоть до конца двухтысячных ходить на десятый этаж пешком.
Долгих четыре года я ездила в старую школу. Не хотела расставаться с одноклассниками, балетным кружком и уроками немецкого. Утро было испытанием. По размокшим грунтовым дорогам, превращающимся после дождя в непролазную грязь, нужно было дойти до остановки на Столетовском проспекте, сесть в забитый до отказа автобус, идущий из Казачки, и доехать на нем до ЦУМа.
Как ни странно, я очень любила именно «час пик», когда автобус был переполнен. Тогда был шанс, что меня зажмут хорошенько, и я смогу, облокотившись на кого-нибудь, поспать еще немного. Потом была пересадка в «десятку», больше напоминающая штурм хорошо укрепленной позиции противника, где главной задачей было не потерять в суматохе маму.
В центре — еще одна пересадка, проще - на кольце многие выходили. Если не удавалось занять сидячее место, я залезала либо на небольшую ступеньку под задним стеклом, либо на деревянный ящик у переднего сидения. И снова спала, положив голову на рюкзак с учебниками. Из-за бесконечных задержек — о расписании в те годы мало кто заботился, автобус мог прийти с опозданием на 30-40 минут — мне приходилось вставать в пять утра, чтобы вовремя попасть в школу. Страх опоздания прочно въелся в подсознание, до сих пор я выбираю работу со свободным графиком, ни в какую не соглашаясь приходить в офис ко времени.
В шестом классе родители перевели меня в школу у дома, в пяти минутах ходьбы. Но ездить на троллейбусах я не перестала, как и ходить по городу пешком. Мои одноклассники с трудом представляли, где находится площадь Ластовая или улица Хрюкина, а я обошла и объездила весь город — просто так, из любопытства.
В центре — еще одна пересадка, проще - на кольце многие выходили. Если не удавалось занять сидячее место, я залезала либо на небольшую ступеньку под задним стеклом, либо на деревянный ящик у переднего сидения. И снова спала, положив голову на рюкзак с учебниками. Из-за бесконечных задержек — о расписании в те годы мало кто заботился, автобус мог прийти с опозданием на 30-40 минут — мне приходилось вставать в пять утра, чтобы вовремя попасть в школу. Страх опоздания прочно въелся в подсознание, до сих пор я выбираю работу со свободным графиком, ни в какую не соглашаясь приходить в офис ко времени.
В шестом классе родители перевели меня в школу у дома, в пяти минутах ходьбы. Но ездить на троллейбусах я не перестала, как и ходить по городу пешком. Мои одноклассники с трудом представляли, где находится площадь Ластовая или улица Хрюкина, а я обошла и объездила весь город — просто так, из любопытства.
Мои родители уважали мою дружбу с бывшими одноклассниками с Корабельной и покупали мне в начале месяца ученический проездной.
К тому времени автобус из Казачки, маршрут которого лежал по Столетовскому проспекту, стал ходить совсем плохо, и, чтобы гарантированно уехать, нужно было в любую погоду и в любое время суток идти по пустырю до остановки ул. Степаняна — ровно 20 минут.
Помню, как я мерзла зимой под обжигающим морским ветром в своей курточке на рыбьем меху, старых потертых джинсах и единственных китайских кроссовках, у которых дерматиновый верх от носки превратился в дырявую тряпочку, а подошва треснула и через щель был виден носок. Как боялась идти этим путем ночью, особенно после того, как на нем стали регулярно бить и грабить прохожих.
К тому времени автобус из Казачки, маршрут которого лежал по Столетовскому проспекту, стал ходить совсем плохо, и, чтобы гарантированно уехать, нужно было в любую погоду и в любое время суток идти по пустырю до остановки ул. Степаняна — ровно 20 минут.
Помню, как я мерзла зимой под обжигающим морским ветром в своей курточке на рыбьем меху, старых потертых джинсах и единственных китайских кроссовках, у которых дерматиновый верх от носки превратился в дырявую тряпочку, а подошва треснула и через щель был виден носок. Как боялась идти этим путем ночью, особенно после того, как на нем стали регулярно бить и грабить прохожих.
Бывало, потратишь полтора часа, приедешь под двери, чтобы задать единственный вопрос «А Н. выйдет?» и обнаружишь, что дома никого нет. Или того хуже — мама не пускает. И едешь, обиженная, домой, не зная куда прятать слезы от невысказанных подростковых проблем, секретов и мечтаний.
Иногда проездного у меня не было - родители забывали купить или я его теряла. И тогда я шла к друзьям пешком.
В этом случае тоже не было уверенности, застану ли я кого-то дома. Я вполне могла поцеловать замок, потоптаться немного у подъезда, чтобы не пропустить случайную встречу, и уйти восвояси. А наутро узнать, что подруга отлучилась в магазин за хлебом буквально на пять минут, и мы разминулись.
Позже мы стали оставлять друг другу записочки с указанием времени и места встречи. Тоже без гарантии - не было уверенности, что адресат ее прочитал. Или пытались передать друг другу сообщение по телефону. Ни у меня, ни у большинства моих друзей дома телефона не было, приходилось звонить с автомата соседям или родственникам, и снова надеяться на встречу и ждать.
В этом случае тоже не было уверенности, застану ли я кого-то дома. Я вполне могла поцеловать замок, потоптаться немного у подъезда, чтобы не пропустить случайную встречу, и уйти восвояси. А наутро узнать, что подруга отлучилась в магазин за хлебом буквально на пять минут, и мы разминулись.
Позже мы стали оставлять друг другу записочки с указанием времени и места встречи. Тоже без гарантии - не было уверенности, что адресат ее прочитал. Или пытались передать друг другу сообщение по телефону. Ни у меня, ни у большинства моих друзей дома телефона не было, приходилось звонить с автомата соседям или родственникам, и снова надеяться на встречу и ждать.
Однажды таким образом мне назначил свидание парень, который мне очень нравился. На остановке троллейбуса в полпятого вечера. Я приехала, опоздав на полчаса для приличия, и он встретил меня, широко улыбаясь. Только через несколько дней я узнала, что, оказывается, опоздала больше чем на час. Моя бабушка, которой он звонил, чтобы позвать меня погулять, что-то перепутала, и передала мне более позднее время. Он мужественно ждал меня на морозе, не отступая ни на шаг. Сейчас, в век мобильных телефонов, такую романтику сложно представить.
В те годы о кафе или кино мы даже мечтать не могли — у нас совсем не было денег. Поэтому троллейбус был идеальным местом встреч, переговоров и даже свиданий.
Особенно зимой, когда на улице холодно и промозгло, а внутри тепло и уютно. Вечером, когда в салоне совсем мало народу, приятно посидеть рядом с симпатичным тебе человеком и поговорить о чем-то важном, известном только вам двоим.
Очарование дороги, мечтательное созерцание. Я обожала ездить в троллейбусе одна, глядя на пробегающие в окнах огни домов и додумывая жизнь их обитателей. Могла часами наблюдать за пассажирами и работой кондукторов, зависая в каком-то безвременье. И это помогало: все проблемы отступали на второй план, мысли очищались от суеты, а душа успокаивалась.
Он выжил, и мы даже видимся с ним иногда. Но в тот день я была раздавлена ужасом надвигающейся смерти. Вышла из больницы на ватных ногах и пошла на остановку. Было очень поздно, и мне ничего не оставалось как поехать на «топике». Я была единственной в салоне, села на переднее сидение старенького РАФика. Рядом с водителем было тепло и уютно, тихая музыка успокаивала.
Я почувствовала себя совсем взрослой, бывалой. Ведь сегодня я видела кровь, много крови, но не дрогнула, не сломалась, не заплакала. Я была горда собой, почти счастлива. И ехала как королева, впервые за деньги - 25 копеек, хотя «топики» ходили в наш район уже несколько лет. Теперь, чтобы испытать что-то похожее, мне нужно, наверное, спасти целый город, а затем сесть за штурвал собственного вертолета и улететь в закат.
Я почувствовала себя совсем взрослой, бывалой. Ведь сегодня я видела кровь, много крови, но не дрогнула, не сломалась, не заплакала. Я была горда собой, почти счастлива. И ехала как королева, впервые за деньги - 25 копеек, хотя «топики» ходили в наш район уже несколько лет. Теперь, чтобы испытать что-то похожее, мне нужно, наверное, спасти целый город, а затем сесть за штурвал собственного вертолета и улететь в закат.
Когда я познакомилась с будущим мужем, мой статус был уже несоизмеримо выше. Я была студенткой, получала повышенную стипендию, ездила на «топиках» каждый день. А он еще учился в школе, и в его карманах гулял ветер. Единственная возможность увидеть меня — все тот же ученический проездной на троллейбус. Единственная возможность услышать — телефон автомат. У него дома не было стационарного телефона, а у меня уже был.
Настало время его рыцарской романтики. Полуночные походы через пустырь до остановки, долгие минуты ожидания троллейбуса под дождем и на ветру, ночевка на лавочке, когда «рогатый» так и не приходил.
Чтобы иметь возможность поговорить со мной, он каждый день устраивал рейды по городскому кольцу - обшаривал телефоны-автоматы в поисках забытой мелочи в лотках для сдачи. Однажды ему улыбнулось счастье: кто-то забыл едва начатую карточку «Укртелекома», обеспечившую нам сто минут задушевных разговоров.
Эти волнительные встречи, записочки и томительные минуты ожидания уже, конечно, не вернуть. Но я обязательно при случае прокачусь вечерком в троллейбусе, чтобы еще раз прочувствовать волшебство дороги и удивительное предвкушение скорой встречи — с теми, кто дорог. С кем я мысленно разговариваю до сих пор.
Екатерина Резникова
Комментариев нет:
Отправить комментарий