Вместо 300 ожидавшихся электробусов, в 2018 году Москва получит не более ста. Они будут работать в Восточном и Северо-Восточном округах столицы. Остальные поставки по уже объявленным закупкам перенесены на следующий год. Стоимость приобретаемых электробусов вместе с зарядными станциями и сервисным обслуживанием снижена на треть. Это лишь некоторые изменения, которые внёс «Мосгортранс» в документацию трёх аукционов по приобретению невиданной доселе техники.
Опять отложили
Приобретаемая ГУП «Мосгортранс» партия из 300 электробусов и 98 зарядных станций вызвала, пожалуй, самый большой общественный резонанс среди закупок подвижного состава в России. Бурно прошли общественные слушания, не менее активными были и участники торговой площадки. Сроки трёх аукционов на поставку электробусов переносились не один раз – приходилось «тянуть время», чтобы успеть внести все необходимые изменения в аукционную документацию.
Мартовский перенос сроков проведения аукционов на приобретение электробусов и зарядных станций не стал последним. С середины апреля два аукциона по закупке электробусов отодвинуты на более позднее время – заявки принимаются до 20 апреля 2018 года (вместо 11 апреля), а подведение итогов назначено на 26 апреля (ранее – 16 апреля). Но если в марте новые сроки подачи заявок стали единственным (фактически «техническим») изменением в аукционах, то апрельские обновления наконец-то дадут возможность претендентам подавать полноценные заявки на участие.
Многочисленные замечания, озвученные в ходе первого и второго этапов общественных слушаний, а также участниками торговой площадки, наконец-то услышаны. Они нашли отражение в обновлённых вариантах технических заданий, утверждённых «Мосгортрансом» 3 апреля и опубликованных на сайте закупок 4 апреля. Убраны опечатки, логические несостыковки, а также просто невыполнимые требования к узлам электробуса – например, чтобы стеклоомыватель обладал функциями стеклоочистителя.
Удешевление на треть
Стоимость приобретаемых комплектов (электробусы, зарядные станции и их сервисное обслуживание) по сравнению с первоначально объявленными цифрами неожиданно снизилась на треть. По закупке № 0173200001417001532 – с 10,78 млрд до 6,58 млрд руб., по закупке № 0173200001417001533 – с 10,55 млрд до 6,38 млрд. и по закупке № 0173200001417001534 – с 10,55 млрд до 6,38 млрд. руб. Итого вместо 31,88 млрд руб. электробусы для Москвы обойдутся в 19,38 млрд руб. Экономия составила 12,54 млрд руб.
При пересчёте стоимости лотов, сформированной на основе запросов к производителям («КамАЗ», «НАМИБУС», «Белкоммунмаш»), применили некий «коэффициент оптимизации», с помощью которого расчётную стоимость электробусов уменьшили на 10%, сервисного обслуживания электробусов – на 53%, сервисного обслуживания зарядных станций – на 67%, а монтажа и подключения зарядной станции – и вовсе на 94%.
При пересчёте стоимости лотов, сформированной на основе запросов к производителям («КамАЗ», «НАМИБУС», «Белкоммунмаш»), применили некий «коэффициент оптимизации», с помощью которого расчётную стоимость электробусов уменьшили на 10%, сервисного обслуживания электробусов – на 53%, сервисного обслуживания зарядных станций – на 67%, а монтажа и подключения зарядной станции – и вовсе на 94%.
Технические характеристики: что изменилось?
Большинство «начинки» электробусов и зарядных станций, включая те компоненты, из-за которых организатора аукционов обвиняли в лоббизме монопольных производителей, остались неизменными. Но кое-что всё-таки поменялось.
Уточнено, что блоки тяговых аккумуляторных батарей, которыми должны оснащаться электробусы, должны быть литий-титанатными, обеспечивающими эффективную работу не менее 90 месяцев и не менее 450 тыс. км пробега с начала ввода в эксплуатацию – то есть до капитального ремонта, предусмотренного в середине 15-летней службы машин. Если они выйдут из строя раньше – то поставщик должен заменить их за свой счёт. По истечении 90 месяцев или достижения 450 тыс. км. пробега (исходя из того, какое событие произойдёт раньше) поставщик электробусов обязан установить на них предоставленные «Мосгортрансом» новые аккумуляторы.
Места размещения датчиков системы мониторинга температуры в салоне электробусов, которые и ранее требовали согласования с заказчиками, теперь должны согласовываться ещё более тщательно – вплоть до предоставления заказчику конструкторской документации с указанием возможных мест расположения датчиков и схем их монтажа.
Уменьшены размеры информационной видеопанели на правом борту электробусов. Минимальная ширина снижена до 50 см (ранее – от 68 до 72 см), высота – до 90 см (ранее – от 123 до 125 см), размер диагонали – до 40 дюймов (ранее от 50 до 56 дюймов).
Несмотря на постепенно ведущийся отказ от использования турникетов на московских маршрутах, в комплектации электробусов они по-прежнему предусмотрены. При этом валидаторы должны быть установлены у каждой двери, как это принято на «бестурникетных» маршрутах. Каждый двадцатый электробус оснащается аппаратурой АСМПП (автоматизированная система мониторинга пассажиропотоков).
Все закупаемые зарядные станции теперь должны быть с одинаковым номинальным входным напряжением – 600В постоянного тока, с питанием от существующих тяговых подстанций ГУП «Мосгортранс». Ранее часть станций предусматривалась с напряжением 400В и не указанным источником их питания. Разрешённая площадь основания зарядной станции увеличена с 5 до 6 кв.м, а высота – с 3 до 3,5 м относительно поверхности земли.
На поверхности зарядной мачты со стороны проезжей части должна быть нанесена белая светоотражающая полоса, либо предусмотрена архитектурная подсветка, обозначающая габариты. В состав регламентных работ по обслуживанию зарядных станций дополнительно включены удаление наледи и снега с корпусов зарядных станций, а также устранение подгаров и механических повреждений контактов токопередающего устройства.
Новые адреса: вместо Садового кольца – на «Озёрной» и «Полежаевской»
Обещанный отказ от выпуска электробусов на Садовое кольцо подтверждается обновлённым техническим заданием с новыми адресами установки зарядных станций по закупке № 0173200001417001532. Вместо зарядных станций на Садовом кольце они будут установлены на конечной станции «Озёрная улица» у строящейся станции метро «Озёрная» («Очаково») и разворотной площадке троллейбусного маршрута № 21 у станции метро «Полежаевская».
Увеличено количество зарядных станций на конечной станции «Крылатское» – с двух до четырёх и у Киевского вокзала – с трёх до девяти. Теперь на привокзальной площади зарядных станций должно быть даже больше, чем в парке базирования электробусов – филиале «Центральный» (там их по-прежнему планируется пять).
В новых версиях технических заданий отсутствуют, как ранее, схемы расстановки зарядных станций с указанием планируемых маршрутов электробусов. Однако с большой вероятностью речь идёт о перепрофилировании на электробусы действующих маршрутов общественного транспорта, привязанных к конечным станциям, где будут располагаться зарядные устройства.
Среди новых кандидатов – троллейбусные маршруты №№ м4 «Озёрная ул. – "Кинотеатр Ударник"» и 17 «Озёрная ул. – Киевский вокзал», а также автобусные маршруты №№ 271 «Крылатское – Метро "Полежаевская"» и 688 «Крылатское – Озёрная ул.», на обеих конечных которых предусмотрены зарядные станции. Также среди претендентов менее протяжённые маршруты, для обслуживания которых может быть достаточно и одной точки размещения зарядных станций – троллейбусный маршрут № 21 «Метро "Полежаевская" – Берег Москвы-реки» или автобусные №№ 791 «Киевский вокзал – 4-й Сетуньский пр.» и 205к «Киевский вокзал – ул. Довженко».
Ранее в аукционной документации на сети филиала «Центральный» предусматривалось обслуживание электробусами троллейбусных маршрутов №№ 7 и 34к, а также автобусных №№ 107 и 832. От маршрутов «Б-чёрный» и «Б-красный» отказались.
По адресам размещения зарядных станций для филиала «Северо-Восточный» изменений нет. Кандидатами на обслуживание электробусами по-прежнему остаются троллейбусные маршруты №№ 36, 42, 73, 76, 80, 83 и автобусные №№ Т25, Т88, 31, 33, 53, 649, 705, 778.
Уточнено, что блоки тяговых аккумуляторных батарей, которыми должны оснащаться электробусы, должны быть литий-титанатными, обеспечивающими эффективную работу не менее 90 месяцев и не менее 450 тыс. км пробега с начала ввода в эксплуатацию – то есть до капитального ремонта, предусмотренного в середине 15-летней службы машин. Если они выйдут из строя раньше – то поставщик должен заменить их за свой счёт. По истечении 90 месяцев или достижения 450 тыс. км. пробега (исходя из того, какое событие произойдёт раньше) поставщик электробусов обязан установить на них предоставленные «Мосгортрансом» новые аккумуляторы.
Места размещения датчиков системы мониторинга температуры в салоне электробусов, которые и ранее требовали согласования с заказчиками, теперь должны согласовываться ещё более тщательно – вплоть до предоставления заказчику конструкторской документации с указанием возможных мест расположения датчиков и схем их монтажа.
Уменьшены размеры информационной видеопанели на правом борту электробусов. Минимальная ширина снижена до 50 см (ранее – от 68 до 72 см), высота – до 90 см (ранее – от 123 до 125 см), размер диагонали – до 40 дюймов (ранее от 50 до 56 дюймов).
Несмотря на постепенно ведущийся отказ от использования турникетов на московских маршрутах, в комплектации электробусов они по-прежнему предусмотрены. При этом валидаторы должны быть установлены у каждой двери, как это принято на «бестурникетных» маршрутах. Каждый двадцатый электробус оснащается аппаратурой АСМПП (автоматизированная система мониторинга пассажиропотоков).
Все закупаемые зарядные станции теперь должны быть с одинаковым номинальным входным напряжением – 600В постоянного тока, с питанием от существующих тяговых подстанций ГУП «Мосгортранс». Ранее часть станций предусматривалась с напряжением 400В и не указанным источником их питания. Разрешённая площадь основания зарядной станции увеличена с 5 до 6 кв.м, а высота – с 3 до 3,5 м относительно поверхности земли.
На поверхности зарядной мачты со стороны проезжей части должна быть нанесена белая светоотражающая полоса, либо предусмотрена архитектурная подсветка, обозначающая габариты. В состав регламентных работ по обслуживанию зарядных станций дополнительно включены удаление наледи и снега с корпусов зарядных станций, а также устранение подгаров и механических повреждений контактов токопередающего устройства.
Новые адреса: вместо Садового кольца – на «Озёрной» и «Полежаевской»
Обещанный отказ от выпуска электробусов на Садовое кольцо подтверждается обновлённым техническим заданием с новыми адресами установки зарядных станций по закупке № 0173200001417001532. Вместо зарядных станций на Садовом кольце они будут установлены на конечной станции «Озёрная улица» у строящейся станции метро «Озёрная» («Очаково») и разворотной площадке троллейбусного маршрута № 21 у станции метро «Полежаевская».
Увеличено количество зарядных станций на конечной станции «Крылатское» – с двух до четырёх и у Киевского вокзала – с трёх до девяти. Теперь на привокзальной площади зарядных станций должно быть даже больше, чем в парке базирования электробусов – филиале «Центральный» (там их по-прежнему планируется пять).
В новых версиях технических заданий отсутствуют, как ранее, схемы расстановки зарядных станций с указанием планируемых маршрутов электробусов. Однако с большой вероятностью речь идёт о перепрофилировании на электробусы действующих маршрутов общественного транспорта, привязанных к конечным станциям, где будут располагаться зарядные устройства.
Среди новых кандидатов – троллейбусные маршруты №№ м4 «Озёрная ул. – "Кинотеатр Ударник"» и 17 «Озёрная ул. – Киевский вокзал», а также автобусные маршруты №№ 271 «Крылатское – Метро "Полежаевская"» и 688 «Крылатское – Озёрная ул.», на обеих конечных которых предусмотрены зарядные станции. Также среди претендентов менее протяжённые маршруты, для обслуживания которых может быть достаточно и одной точки размещения зарядных станций – троллейбусный маршрут № 21 «Метро "Полежаевская" – Берег Москвы-реки» или автобусные №№ 791 «Киевский вокзал – 4-й Сетуньский пр.» и 205к «Киевский вокзал – ул. Довженко».
Ранее в аукционной документации на сети филиала «Центральный» предусматривалось обслуживание электробусами троллейбусных маршрутов №№ 7 и 34к, а также автобусных №№ 107 и 832. От маршрутов «Б-чёрный» и «Б-красный» отказались.
По адресам размещения зарядных станций для филиала «Северо-Восточный» изменений нет. Кандидатами на обслуживание электробусами по-прежнему остаются троллейбусные маршруты №№ 36, 42, 73, 76, 80, 83 и автобусные №№ Т25, Т88, 31, 33, 53, 649, 705, 778.
Когда поступят электробусы?
Сроки поставки электробусов по сравнению с ранее обещанными сильно сдвинуты. До конца 2018 года в город планируется поставить всего 100 электробусов вместо 300, остальные 200 придутся уже на 2019 год.
Электробусы и зарядные станции для филиала «Северо-Восточный» (площадка бывшего 6-го троллейбусного парка) должны прибывать поэтапно с 1 июля 2018 года по 31 марта 2019 года, а для филиала «Центральный» (троллейбусная площадка бывшего Филёвского автобусно-троллейбусного парка) – с 1 мая по 31 октября 2019 года.
Впрочем, у «Мосгортранса» ещё остаётся шанс закончить 2018 год с тремя сотнями электробусов в наличии. Для этого миллиарды, сэкономленные при пересчёте начальной цены контрактов на закупку электробусов с ультрабыстрой зарядкой (OC), необходимо направить на приобретение 200 электробусов с динамической зарядкой (IMC).
Такие машины не требуют обустройства дополнительной городской инфраструктуры – для подзарядки аккумуляторных батарей им достаточно существующей в Москве контактной сети. И готовность производителей к поставкам такой техники значительно выше. Недавно два завода («Тролза» и «Белкоммунмаш») завершили поставку 115 электробусов этого типа в Санкт-Петербург. В апреле там открывается уже четвёртый регулярный маршрут, где IMC-электробусы преодолевают часть пути с подключением к проводам, а часть – на автономном ходу.
Несмотря на официально взятый Правительством Москвы курс на экологичный наземный транспорт, в этом году основным типом получаемого подвижного состава в Москве по-прежнему будут являться автобусы.
Электробусы и зарядные станции для филиала «Северо-Восточный» (площадка бывшего 6-го троллейбусного парка) должны прибывать поэтапно с 1 июля 2018 года по 31 марта 2019 года, а для филиала «Центральный» (троллейбусная площадка бывшего Филёвского автобусно-троллейбусного парка) – с 1 мая по 31 октября 2019 года.
- Июль 2018 года – два электробуса и две зарядные станции в филиале «Северо-Восточный».
- Август 2018 года – 28 электробусов и восемь зарядных станций: четыре – на конечной станции «ВДНХ (южная)», три – в филиале «Северо-Восточный» и одна – на остановке «Метро "ВДНХ" (высадка)» у южного вестибюля на проспекте Мира в сторону центра.
- Октябрь 2018 года – 24 зарядные станции: по четыре – на конечных станциях «Костромская улица» (Метро «Бибирево») и «Холмогорская ул.», по три – на конечных станциях «Вагоноремонтная ул.» (Дмитровское ш., д. 114А стр. 1), «ВДНХ (южная)», «Уссурийская ул». и на остановке «Метро "ВДНХ" (высадка)» у южного вестибюля на проспекте Мира в сторону центра; по две – на остановке «Калошино» на Щёлковском шоссе (по одной в направлениях к центру и от центра) и в филиале «Северо-Восточный».
- Ноябрь 2018 года – 30 электробусов и 28 зарядных станций: шесть – на ОРП «Осташковская улица», пять – на ОРП «6-й микрорайон Бибирева», по четыре – на конечных станциях «Просп. Будённого» и «Рижский вокзал», три – на метро «Владыкино» (сев. вестибюль), по две – на остановке «Площадь Разгуляй» на Старой Басманной ул. (по одной в направлениях к центру и от центра), остановке «7-й автобусный парк» на Дмитровском шоссе (по одной в направлениях к центру и от центра) и остановке «Метро Динамо» на Театральной аллее.
- Декабрь 2018 года – 40 электробусов.
- Январь 2019 года – 20 электробусов.
- Февраль 2019 года – 40 электробусов.
- Март 2019 года – 40 электробусов.
- Май 2019 года – один электробус и одна зарядная станция в филиале «Центральный».
- Июнь 2019 года – четыре зарядные станции в филиале «Центральный».
- Июль 2019 года – 24 электробуса и 10 зарядных станций: четыре – на конечной станции «Крылатское» и по три – на конечной станции «Ул. Генерала Ермолова» (Метро «Парк Победы») и остановке «Киевский вокзал» на привокзальной площади.
- Август 2019 года – 25 электробусов и 10 зарядных станций: по три – на остановке «Киевский вокзал» на привокзальной площади и остановке «Кинотеатр "Ударник"», две – на конечной станции «Филёвский парк» (Метро «Филёвский парк») и две – на остановке «Мичуринский проспект» на улице Косыгина (по одной в каждом направлении).
- Сентябрь 2019 года – 25 электробусов и 11 зарядных станций: по три – на ОРП «Озёрная», остановке «Киевский вокзал» на площади Киевского вокзала и ОРП «Ул. Кравченко» (конечная маршрута троллейбуса № 34к) и две – на остановке «Метро "Полежаевская"» (съезд с Хорошевского шоссе, конечная остановка маршрута троллейбуса № 21).
- Октябрь 2019 года – 25 электробусов.
Впрочем, у «Мосгортранса» ещё остаётся шанс закончить 2018 год с тремя сотнями электробусов в наличии. Для этого миллиарды, сэкономленные при пересчёте начальной цены контрактов на закупку электробусов с ультрабыстрой зарядкой (OC), необходимо направить на приобретение 200 электробусов с динамической зарядкой (IMC).
Такие машины не требуют обустройства дополнительной городской инфраструктуры – для подзарядки аккумуляторных батарей им достаточно существующей в Москве контактной сети. И готовность производителей к поставкам такой техники значительно выше. Недавно два завода («Тролза» и «Белкоммунмаш») завершили поставку 115 электробусов этого типа в Санкт-Петербург. В апреле там открывается уже четвёртый регулярный маршрут, где IMC-электробусы преодолевают часть пути с подключением к проводам, а часть – на автономном ходу.
Несмотря на официально взятый Правительством Москвы курс на экологичный наземный транспорт, в этом году основным типом получаемого подвижного состава в Москве по-прежнему будут являться автобусы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий