воскресенье, 29 апреля 2018 г.

SSJ 130NG, SSJ 100SV, SSJ 75 — всё дело в двигателе


Russian Regional Jet - так первоначально называлось семейство из трёх самолётов RRJ-60, RRJ-75 и RRJ-95, которое в первой половине 2000-х годов начали проектировать в АО «Гражданские самолёты Сухого». Они должны были отличаться длиной фюзеляжа, вместимостью и взлётным весом. Все три модификации должны были комплектоваться одним и тем же двигателем PowerJet SaM146, но с различными настройками. Позже самолёт RRJ-95 получил коммерческое название Sukhoi Superjet 100 (SSJ100).

В АО «Гражданские самолёты Сухого» в разное время при разных руководителях прорабатывались программы увеличенной версии Суперджета - SSJ 130NG (130 кресел) и SSJ 100SV (120 кресел), но ни одна из них не получила дальнейшего развития.

В ноябре 2017 года в ходе авиасалона Dubai Airshow 2017 новый, недавно назначенный президент ГСС Александр Рубцов сказал, что компания совместно с эксплуатантами SSJ100 ведёт консультации о том, какую версию самолёта запускать в разработку: на 75 мест или на 110.


Он уточнил, что одним из факторов для разработки увеличенной версии самолёта является возможность модернизации двигателя SaM146, чтобы получить достаточную тягу для самолёта на 110 кресел, в противном случае будет необходимо рассматривать установку альтернативного двигателя.

В январе 2018 года компания "Гражданские самолёты Сухого" начала разработку уменьшенной до 75 мест версии Суперджета. Об этом Александр Рубцов сообщил в кулуарах Singapore Airshow 2018. Самолёт может выйти на рынок в 2022 году.

Учитывая слова президента ГСС о возможности модернизации двигателя SaM146 для самолёта на 110 пассажиров и фактическом начале разработки самолёта на 75 кресел, можно сделать вывод, что модернизации с целью повысить взлётную тягу двигателя, не будет. Хотя в своё время другие руководители компании допускали увеличение тяги SaM146 под требования самолёта и на 120 кресел.

"На сегодня принято принципиальное решение о том, что мы начинаем глубокую проработку вопроса о создании на базе SSJ100 75-местной версии машины. Это облегчит конструкцию, ориентировано на региональные перевозки в пределах 1500-2000 км. Сейчас эта машина активным образом начинает разрабатываться, это достаточно глубокая модификация существующего самолёта, - сказал он. - Такая работа стартовала буквально несколько недель назад, и мы будем рассчитывать, что эта машина действительно будет востребована на рынке, мы очень рассчитываем, что она будет легче, экономичнее".

"Выйти на рынок планируется ориентировочно в 2022 году", - пояснил глава ГСС.

Рубцов сообщил, что компания рассматривает вариант смены двигателя на самолёте. "Мы рассматриваем два основных варианта двигателя - тот, который есть, ну и смотрим новые конструкции двигателей, которые есть на рынке. Это отечественные двигатели и те, которые можем приобрести на внешних рынках", - добавил он.

C чем может быть связано намерение заменить устанавливаемый сегодня SaM146? Ответ очевиден - во-первых - для уменьшенной версии самолёта нужна меньшая тяга, во-вторых - повышение конкурентных преимуществ за счёт более высокой топливной эффективности.

В этом году выходит 120-местный E195-E2. Также в 2018 году 100-местная версия обновлённого Embraer E-Jet, E190-E2, поступит норвежскому перевозчику Widerøe. Прямой конкурент SSJ100-75 в этом классе судов - E175-E2, вместимостью до 88 пассажиров, выйдет на рынок в 2020 году. В качестве силовой установки самолёт будет эксклюзивно оснащаться двигателями PW1700G.

Самолёты CSeries с усовершенствованными двигателями, аэродинамикой и конструкцией представлены как в 100, так и в 130-местном исполнении.

Чтобы достичь уровня эксплуатационных расходов этих самолётов, создание конкурентоспособной более крупной версии Суперджета потребует разработки и внедрения новых технологий.

В секторе ниже 95 мест на рынке не будет новых турбореактивных самолётов, пока не появятся серийные Mitsubishi MRJ70 и Embraer E175-E2. Таким образом, уменьшенная версия SSJ100 может появиться на менее конкурентном рынке, чем версия на 110-120 кресел.

Если сравнивать Embraer E-175, Bombardier CRJ700/900 и SSJ100, то Суперджет обладает лучшим комфортом в кабине и более новыми двигателями - SaM146 на 10 лет моложе чем GE CF34-8, который используется на E-175 и CRJ.


Новый E-Jet E175 будет обладать двузначными показателями улучшенной топливной эффективности и снижением расходов на техническое обслуживание, а по заявлению Pratt & Whitney – самолёт будет на 50% менее шумным по сравнению со своей более ранней версией.

E175-E2, с которым предстоит конкурировать SSJ100-75, будет на 12% более экономичным по сравнению с сегодняшним Суперджетом. Учитывая, что двигатель PW1700G предназначен исключительно для бразильского лайнера, ГСС будут вынуждены либо искать зарубежный подходящий по топливной эффективности двигатель, либо модернизировать SaM146 и улучшать аэродинамику SSJ100-75. Последнее повлечёт за собой перепроектирование крыла с полным переходом на композиционные материалы и увеличением его удлинения с сегодняшних 10 до 11,5-11,8. Сейчас в конструкции крыла SSJ100 композиты не используются, все элементы изготовлены из алюминиевого сплава.

Использование российского двигателя в 75-местной версии Суперджета не просматривается, т.к. наиболее подходящий перспективный двигатель ПД-7 не находится в текущей разработке «ОДК-Авиадвигатель», что следует из информации официального сайта, а проектируемый ПД-10 для такого самолёта обладает большой избыточной мощностью. Используемый на SSJ100 SaM146 также обладает избыточной мощностью, следовательно потребуется его переработка. Из зарубежных аналогов может быть использован двигатель той же Pratt & Whitney - PW1200G, который устанавливается на Mitsubishi MRJ.

По словам Александра Рубцова, в маркетинговых целях новый самолёт может получить обозначение МС-21-75, хотя этот вопрос еще не решён. "В маркетинговых целях 75-местный [самолёт SSJ] мог бы называться MC-21-75, но это ещё не решено», - сказал журналистам в кулуарах сингапурского авиасалона Александр Рубцов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий