воскресенье, 22 июля 2018 г.

Экспериментальный городской автобус ЗИС-129


На заводе сделали попытку создать унифицированные между собой по кузову и большинству агрегатов большой городской и междугородний автобусы. Первым в этом ряду оказался городской автобус ЗИС-129 с несущим кузовом вагонной компоновки, опытный образец которого был построен в конце 1955 года.

Не секрет, что при проектировании этого автобуса учитывался американский опыт автобусостроения.

И хотя обошлись без прямого заимствования, многие идеи, в том числе и конструкция кузова, имели заокеанские корни. Этим же объясняется расположение задней входной двери в пределах колесной базы, а не в заднем свесе — ведь это типичное решение для американских автобусов, продиктованное соображениями большей прочности кузова.


Правда, для нашего автобуса выбрали ширину корпуса в 2650 мм, что было обусловлено не только желанием повысить комфортабельность междугороднего транспорта (напомним про унификацию кузовов), но и увеличить вместимость городского. Так, ширина прохода между сиденьями на ЗИС-129 равнялась 700 мм вместо 500 мм у ЗИС-155.


Явным недостатком автобуса стала высота подножек во входных дверях. Во многом это объяснялось применением покрышек с высоким протектором, заимствованных у грузовиков (в СССР просто не было других шин такой же грузоподъемности).

К недостаткам ЗИС-129 можно отнести излишнюю собственную массу по сравнению с зарубежными аналогами — известная проблема отечественных автомобилей. Дело в том, что у нас использовались более дешевые материалы низкого качества (других просто не было!), в результате чего проектировщикам приходилось укрупнять элементы конструкции, чтобы добиться от них требуемой прочности, что, естественно, отражалось на их массе.


Унификация автобусов ЗИС-127 и ЗИС-129 относилась не только к кузову, но и к агрегатной базе (мосты, рессорная подвеска, рулевое управление и т.д.). А вот примененный на междугороднем автобусе ярославский дизель на городском автобусе уступил место бензиновому V-образному мотору ЗИС-129 (в дальнейшем на его основе был создан мотор ЗИЛ-375), разработанному специально для этой модели.


Трансмиссия была комбинированной, с трехступенчатым гидротрансформатором и установленной следом двухступенчатой коробкой передач, призванной улучшить характеристики автобуса при работе на затяжных подъемах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий