четверг, 3 января 2019 г.

Заповедник ретро-трамваев в Бад-Шандау


В немецком городке Бад-Шандау существует уникальная трамвайная система: парк пассажирских трамвайных вагонов здесь состоит исключительно из вагонов «Gotha», самому «юному» из которых уже «стукнуло» 50. Кроме этого в городке есть и трамвайный музей с пятью действующими вагонами.

Бад-Шандау – совсем крошечный городок в так называемой «Саксонской Швейцарии». Находится он в земле Саксония и юридически подчинен земельной дирекции Дрезден. Согласно статистике 2010 года в Бад-Шандау проживало всего 2844 жителя. Несмотря на такое малое количество жителей, городок занимает довольно значительную площадь – почти 36 квадратных километров. Именно поэтому в городе существует собственный общественный транспорт. И это – трамвай. Это и неудивительно, так как городок находится неподалеку от границы самых «трамвайных» стран мира – Чехии и Германии.


Несмотря на то, что постоянных жителей в Бад-Шандау совсем мало, городок является любимым местом отдыха немцев. Рядом с городом река Эльба, неподалеку – горы. Сам городок выглядит патриархальным – рестораны здесь закрываются около 10 вечера – приезжают сюда не кутить, а именно отдыхать и релаксировать.

Городок имеет достаточно древнюю историю – впервые в летописях он упоминается в 1445 году. Уже через 22 года селение Шандау получило статус города. Курортный статус городок получил еще в начале ХІХ века. Сейчас здесь расположены две крупные клиники, где лечат сердечно-сосудистые, нарушения обмена веществ и мышечные заболевания.


Линия электрического трамвая в городке Бад-Шандау или Кирнитцшлабан, как ее называют немцы, начала свою работу еще 28 мая 1898 года. Сейчас длина трамвайной линии составляет 7,9 км. Трамвайная линия проходит от самого города Бад-Шандау до водопада Лихтенхайн, в муниципалитете Себниц по территории национального парка.

Трамвайное хозяйство входит в состав транспортной компанией Oberelbische Verkehrsgesellschaft Pirna Sebnitz mbH (OVPS), которая входит в государственную транспортную компанию Верхней Эльбы. Этой компании также принадлежат местные автобусы, которые курсируют в регионе, а также лодки и катера, которые плавают по Эльбе.


Первые планы построить трамвайную линию межу Бад-Шандау и Рейнвизе (ныне Мезни-Люка в Чешской Республике) датируются 1893 годом. Изначально планировали, что это будет паровой трамвай, однако потом решили строить более современный электрический.

Специально для трамвайной линии была построена небольшая электростанция. В субботу 28 мая 1898 года трамвай по одноколейной линии отправился в первый рейс к водопаду Лихтенхайн. С самого начала трамвайная линия была в основном туристическим сервисом и работала с мая по октябрь. Ею пользовалось около 80 тысяч пассажиров в год. До городка Рейнвизе по экономическим соображениям линию так и не построили.


Изначально трамвайное хозяйство Бад-Шандау состояло из шести моторных и шести прицепных вагонов, изготовленных на заводе в городе Баутцене. Первые вагоны были уничтожены пожаром, который случился в депо в ночь на 26 июля 1927 году. Однако уже 12 августа трамвайное движение восстановилось – город одолжил вагоны в других городах. Линия работала до 31 октября.

В 1928 году трамвайное депо было полностью восстановлено. Город приобрел на заводе MAN новые моторные и прицепные вагоны. Моторных вагонов было пять и шесть прицепов к ним.


В 1969 году трамвайную линию в самом городке Бад-Шандау несколько укоротили из-за автомобильных заторов. Трамвайный маршрут теперь имел конечную остановку не возле готеля «Линденхоф», а возле Штадпарка.

В 1977 году старые трамвайные вагоны MAN вывели из эксплуатации. Один моторный и один прицепной вагон оставили в качестве музейных. На линии начали работу вагоны с закрытой трамвайной линии в Локвицтале, построенные на заводе в городе Гота специально для Эрфурта в 1938-44 годах. Один из таких вагонов также сейчас является экспонатом музея.


С 1984 года город закупил четыре прицепные вагоны «Gotha B2-62» 1963 года из Галле. Пятый и шестой прицепные вагоны аналогичной конструкции, однако построенный в Чехии Бад-Шандау приобрел в 1995 году в Цвиккау. Замена моторных вагонов произошла в 1992 и 1995 году, когда были приобретены четыре двухсторонних вагона «Gotha T57» из Плауэна и Цвиккау. Пятый моторный вагон в 2007 году был куплен в Раденбурге.


С 1985 по 1990 годы происходила реконструкция трамвайной линии и депо. Дважды – в 2002 и 2010 году трамвайная линия и депо пострадали от наводнений на Эльбе, однако и линия, и вагоны были очень быстро восстановлены и запущены в эксплуатацию.


Трамвайная линия Бад-Шандау сейчас имеет длину 7,9 км. Она является узкоколейной (1000 см). На линии, включая конечные, есть девять остановок. Трамвайная линия одноколейная с двумя разъездами на конечных и двумя на линии. Разъезды на конечных остановках используются для того, чтоб можно было провести перецепку двухстороннего моторного вагона.


Хотя моторные вагоны предназначены для двухстороннего движения, все посадочные платформы на остановках находятся с одной стороны трамвайного пути. На части линии трамвай движется против движения автомобилей, что требует особого внимания со стороны автомобилистов.

Сейчас трамвайное движение в Бад-Шандау действует круглый год. В зимнее время интервал движения составляет 70 минут и на линии курсирует один моторный вагон без прицепа. В летнее время трамвай курсирует каждые полчаса. Моторные вагоны работают с одним или двумя прицепами.


По праздникам и выходным на трамвайной линии курсируют ретро-трамваи. Их также можно заказать для проведения экскурсии. Кроме того, ретро-вагоны доступны для осмотра в депо, а один прицепной вагон «Gotha» выставлен на конечной остановке трамвайного маршрута.

Для экономии электричества на крыше трамвайного депо установлены солнечные батареи, которые сейчас обеспечивают около 20% необходимой для движения электроэнергии.


Несмотря на небольшие размеры трамвайного депо, оно оборудовано всеми необходимыми станками и инструментами, позволяющими проводить не только текущий, но и капитальный ремонт трамвайных вагонов. Несмотря на почтенный возраст вагонов «Gotha» они находятся практически в идеальном техническом состоянии.


Комментариев нет:

Отправить комментарий