Всё о городском общественном транспорте и не только ...
суббота, 26 января 2019 г.
Высокоскоростные железные дороги Испании — впереди Европы всей
В принципе, Испания страна относительно небольшая. С самого юга, до самого севера чуть больше 1000 км по автомобильным дорогам. Но горы и плоскогорья составляют около 90 процентов её территории. Это сильно усложняет перемещения по стране.
На этом фоне крупнейшая в Европе сеть высокоскоростных железных дорог выглядит очень убедительно. К моему удивлению испанцы в этом вопросе обогнали даже французов. На июнь 2013 года в Испании было 3100 км высокоскоростных линий. При этом, первая высокоскоростная линия была открыта относительно недавно — в 1992 году.
В 1993 году поезд AVE Class 100 построенный на базе TGV Atlantique развил скорость в 356,8 км/ч, что в 1994 году позволило перейти к эксплуатации первой высокоскоростной линии Мадрид — Севилья на скорости 300 км/ч.
Еще одно важное событие случилось в 2008 году, когда открыли высокоскоростную линию Мадрид — Барселона. Под это дело был закуплен принципиально новый для Испании подвижной состав, построенный на базе поездов Siemens Velaro. В Испании он стал классифицироваться как AVE Class 103. У нас эти поезда известны под именем «Сапсан». Он разогнался до 305 км/ч и время в пути из Барселоны в Мадрид составило 2 часа 50 минут.
В начале 2013 года открылась линия Барселона — Жерона — Фигерас. Совсем недавно открыли участок с тоннелем в Пиренеях, соединив сеть высокоскоростных железных дорог Испании с французским городом Перпиньян. Правда тут пока отстают французы, от Авиньона до Перпиньяна высокоскоростной железной дороги пока нет. Французы планируют полностью открыть LGV Méditerranée в 2020 году. Тогда сети высокоскоростных железных дорог Франции и Испании будут соединены. Сейчас время в пути от Парижа до Барселоны составляет около 6 часов и больше половины этого времени уходит на нескоростной участок от Авиньона до Перпиньяна, а это всего ~220-230 км.
В свою очередь, в Испании есть свой план по развитию высокоскоростного железнодорожного сообщения. К концу 2020 году они планируют увеличить протяженность высокоскоростных железных дорог до 10 тысяч км. Они очень активно работают над этим планом.
Строительство высокоскоростной железной дороги Севилья — Антекера Санта-Анна — Гранада. На этом участке земляные работы уже закончены. Но на линии они еще много где продолжаются.
Уже построено большое количество тоннелей и виадуков. 9. Но к укладке пути и электрификации еще не приступали.
Еще одной интересной особенностью испанских железных дорог является ширина колеи. На основной сети железных дорог используется иберийская колея (1668 мм), а на скоростных линиях используется стандартная ширина колеи (1435 мм). Это позволяет использовать совместимый, с большей частью Европы, подвижной состав, но усложняет связи между основной железнодорожной сетью страны и высокоскоростной.
Испанцам пришлось разработать вагоны и локомотивы способные на ходу менять ширину колеи. Пункты смены ширины колеи оборудованы на узловых станциях высокоскоростной сети.
Поезд ALTARIA 09330 Мадрид — Альхесирас на пункте смены ширины колеи. Станция Антекера Санта-Анна.
Неприятно удивляет скоростной режим на высокоскоростных линиях. Подобные железные дороги строятся для того, чтобы выходя на них, поезд мог идти с постоянно высокой скоростью. В Испании это оказалось не так. В целом, 300 км/ч разрешены на большей части линии Мадрид — Барселона и Кордоба — Малага. На линии Мадрид — Кордоба — Севилья участков где разрешено идти со скоростью 300 км/ч вообще нет. Там максимум — 290 км/ч.
Графики скоростей трех разных высокоскоростных поездов на трех разных высокоскоростных линиях.
Как видно из графиков, достойный результат показал только поезд AVE 3112 на скоростной линии Мадрид — Барселона. Но его относительно высокая средняя скорость легко компенсируется низкой скоростью на подъезде к вокзалу Мадрида. Ни один график не идет ни в какое сравнение с той-же китайской высокоскоростной линией на острове Хайнань.
Ну и раз начал сравнивать с Китаем. У испанских скоростных железных дорог есть одно неоспоримое преимущество — под высокоскоростные перевозки отданы старые центральные вокзалы крупных городов. Не нужно по пробкам часами добираться до высокоскоростных вокзалов где-то на окраинах или за городом. Правда, всё же, в небольших городах станции могут быть расположены за городом. В той же Антекере от города до станции высокоскоростной железной дороги около 15 км. В этом вопросе испанцы используют комплексный подход, пытаясь сохранить и удобство, и высокую скорость.
Высокоскоростная линия Кордоба — Малага. Длина — 155 км, 19 виадуков общей длинной 11 км, 8 тоннелей общей длинной 25 км и бесчисленное количество путепроводов над и под железной дорогой.
Все путепроводы над ЖД типовые. Многие из них находятся на частной территории и соединяют фермерские дома со своими же полями. Самой собой, ни о каких переездах и переходах речи не ведется.
800 метровый виадук на линии Кордоба — Малага.
Tunel de Abdalajis (7 км).
Стрелка на скоростной железной дороге.
AVANT Class 104. Non-tilted версия Пендолино на базе ETR-460. Они используются на маршруте Малага — Севилья и разгоняются до 250 км/ч.
Антекера Санта-Анна — типичная загородная станция высокоскоростной железной дороги. Два центральных пути используются для безостановочного движения, по ним поезда идут со скоростью 300 км/ч. Два боковых для остановок.
На станции Антекера Санта-Анна есть еще одна дополнительная платформа для обычных поездов. Там иберийская колея и она соединена с сетью регулярных железных дорог.
Внешне небольшие вагоны поезда Тальго 350 внутри вполне просторны и комфортны. В вагоне 10 рядов по 4 кресла.
AVE Class 102 (Talgo 350) Малага — Мадрид на станции Антекера Санта-Анна. Интересная сигнализация.
Поезда AVE Class 102 (Talgo 350) и AVANT Class 104 (Pendolino) на вокзале Малага Мария Замбрано.
Выход к платформам вокзала Малага Мария Замбрано. Выход к платформам с проверкой безопасности, а непосредственно на платформы уже по билетам.
Вокзал Мадрид Пуэрто-де-Аточа и поезда AVE Class 103 (Siemens Velaro E).
Вокзал Севилья Санта-Хуста. Одновременно в кадре AVE Class 100 (TGV Atlantique), AVE Class 102 (Talgo 350), AVANT Class 104 (Pendolino) и пригородный S-462 на широкой колее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий