Расскажем о самом большом российском производителе троллейбусов и, с недавнего времени, электробусов - заводе "ТролЗа". Многие знают его как завод имени Урицкого, но мало кто знает, что изначально он занимался не троллейбусами, и не там, где сейчас находится производство. Но обо всем по порядку.
Гражданская война отразилась и на этом заводе: для нужд армии производились мины, создавались санитарные вагоны. Спустя время данное предприятие было национализировано большевиками.
Во второй половине 20-х годов завод был значительно модернизирован. Обновили станки, расширили производственные площади, осуществили небольшое перепрофилирование на тяжелые многотонные вагоны. Именно тогда название предприятия было заменено на "Вагоностроительный завод имени Урицкого", в честь известного революционера.
К началу 30-х годов на заводе работало около 4000 человек. Так, тихо и спокойно работал завод до наступления Великой Отечественной войны в 1941 году. Дабы не потерять столь ценное предприятие, в августе того года было принято решение об экстренной эвакуации завода из тогда еще Орловской области. Выбор пал на город Энгельс Саратовской области. И вот, все оборудование, все работники с семьями были перевезены в этот город. Самые первые эшелоны прибыли туда 23 августа. Естественно, по прибытии завод стал производить не железнодорожную продукцию, а военную - снаряды, мины. Для этого были выделены площади местного мотороремонтного завода. В таком трудном режиме работал завод до окончания войны. Сразу после войны был получен приказ о постройке новых производственных площадей для расширения завода и перевода его на довоенную продукцию.
Так, в 1955 году разработали новый опытный троллейбус ТБУ-1. Но первый экземпляр, после испытаний, все же требовал доработки. И вот в 1959 году стране был представлен новый троллейбус ЗиУ-5. Он отличался обновленным электрооборудованием, более длинным кузовом, облегченным корпусом. Имелось 35 мест для сидения, с общей пассажировместимостью в 90 человек. Примечательно, что на троллейбусном заводе был разработан и автобус на базе новой модели - ЗиУ-6. Правда модель так и не пошла в серию, выпустили лишь 7 опытных единиц. И вот, преодолев отметку в 400 троллейбусов МТБ-82 был снят с местного производства, уступив дорогу более молодой модели.
В 1966 году были экспортированы первые 20 троллейбусов ЗиУ-5 в Будапешт, а в 1967 году в г. Богота, Колумбия, а также в 6 других стран. На основе этой модели была разработана укороченная версия троллейбуса - ЗиУ-7. По компоновке она напоминала МТБ-82, только в новом кузове. Машины испытывались в нескольких городах страны, в том числе и в столице. Сколько их было на самом деле до сих пор неизвестно. По одним данным их было порядка 10 единиц, по другим - около 35.
В 1968 году был представлен троллейбус нового поколения - ЗиУ-9 (ЗиУ-682А). Он отличался от последующих тем, что ширина кузова была больше на 150 мм. Длина такого троллейбуса составляла 12 метров. В 1972 году измененные "девятки" пошли в массовое производство, в то время как выпуск ЗиУ-5 был прекращен. За 13 лет было выпущено чуть больше, чем 16 тысяч экземпляров данной модели. Помимо троллейбуса был выпущен автобусный аналог - ЗиУ-8. Автобус проходил испытания, однако, имея более дешевых конкурентов типа ЛиАЗ-677 и более сложные узлы, ограничился лишь двумя машинами. А вот троллейбус смог успешно выйти на рынок. Как и в случае с ЗиУ-7, на базе 682Б вышла укороченная версия - ЗиУ-11. Длина троллейбуса составила 9,6 метров.Всего свет увидели 5 опытных машин.
Удивительно, но эта модель пережила большое количество обновлений, имела более 40 модификаций и производилась вплоть до 2015 года. За 43 года было выпущено более 42 тысяч экземпляров машин, что до сих пор является рекордным числом на мировом уровне! И это не считая различных аналогов ЗиУ-9, произведенных на других заводах! Почти во всех городах России, где есть троллейбусная система, есть какое-то количество ЗиУ-682.
В общей сложности за 22 года производства было выпущено более тысячи машин данной модели. Помимо нее была выпущена одиночная версия ЗиУ-683Б. Ей дали название ЗиУ-684. Она отличалась системой управления, сидениями, проемами дверей. Но она в серию так и не пошла.
Комментариев нет:
Отправить комментарий