воскресенье, 27 января 2019 г.

История ТролЗы: от паровозостроительного завода до крупнейшего российского производителя троллейбусов


Расскажем о самом большом российском производителе троллейбусов и, с недавнего времени, электробусов - заводе "ТролЗа". Многие знают его как завод имени Урицкого, но мало кто знает, что изначально он занимался не троллейбусами, и не там, где сейчас находится производство. Но обо всем по порядку.

История этого легендарного завода началась во второй половине 19 века! Правда тогда, в 1868 году, он был создан в городе Брянске в качестве паровозостроительного завода одним из местных промышленников по фамилии Мальцов. Занимался этот завод в основном производством железнодорожной техники. Это были и различные вагоны (от обычных платформ и крытых до пассажирских), а также всякие вспомогательные инструменты, ну и, разумеется, паровозы. С каждым годом потребность в новых локомотивах и вагонах возрастала в геометрической прогрессии, производственные мощности росли. К началу XX века, число рабочих на заводе перевалило за полтысячи.

Гражданская война отразилась и на этом заводе: для нужд армии производились мины, создавались санитарные вагоны. Спустя время данное предприятие было национализировано большевиками.

Во второй половине 20-х годов завод был значительно модернизирован. Обновили станки, расширили производственные площади, осуществили небольшое перепрофилирование на тяжелые многотонные вагоны. Именно тогда название предприятия было заменено на "Вагоностроительный завод имени Урицкого", в честь известного революционера.

К началу 30-х годов на заводе работало около 4000 человек. Так, тихо и спокойно работал завод до наступления Великой Отечественной войны в 1941 году. Дабы не потерять столь ценное предприятие, в августе того года было принято решение об экстренной эвакуации завода из тогда еще Орловской области. Выбор пал на город Энгельс Саратовской области. И вот, все оборудование, все работники с семьями были перевезены в этот город. Самые первые эшелоны прибыли туда 23 августа. Естественно, по прибытии завод стал производить не железнодорожную продукцию, а военную - снаряды, мины. Для этого были выделены площади местного мотороремонтного завода. В таком трудном режиме работал завод до окончания войны. Сразу после войны был получен приказ о постройке новых производственных площадей для расширения завода и перевода его на довоенную продукцию.


И вот, уже в 1950 году, по очередному приказу, завод имени Урицкого перепрофилировали на троллейбусостроение. Завод был оценен как перспективный, оборудованный по последнему слову техники - то, что нужно для развития отрасли машиностроения. Первой моделью, которую начали производить, стала известная всем МТБ-82. К началу 1951 года было произведено более 20 машин. Несмотря на то, что завод производил старую модель, инженерами разрабатывались различные опытные модели троллейбусов.

Так, в 1955 году разработали новый опытный троллейбус ТБУ-1. Но первый экземпляр, после испытаний, все же требовал доработки. И вот в 1959 году стране был представлен новый троллейбус ЗиУ-5. Он отличался обновленным электрооборудованием, более длинным кузовом, облегченным корпусом. Имелось 35 мест для сидения, с общей пассажировместимостью в 90 человек. Примечательно, что на троллейбусном заводе был разработан и автобус на базе новой модели - ЗиУ-6. Правда модель так и не пошла в серию, выпустили лишь 7 опытных единиц. И вот, преодолев отметку в 400 троллейбусов МТБ-82 был снят с местного производства, уступив дорогу более молодой модели.


В 1966 году были экспортированы первые 20 троллейбусов ЗиУ-5 в Будапешт, а в 1967 году в г. Богота, Колумбия, а также в 6 других стран. На основе этой модели была разработана укороченная версия троллейбуса - ЗиУ-7. По компоновке она напоминала МТБ-82, только в новом кузове. Машины испытывались в нескольких городах страны, в том числе и в столице. Сколько их было на самом деле до сих пор неизвестно. По одним данным их было порядка 10 единиц, по другим - около 35.

В 1968 году был представлен троллейбус нового поколения - ЗиУ-9 (ЗиУ-682А). Он отличался от последующих тем, что ширина кузова была больше на 150 мм. Длина такого троллейбуса составляла 12 метров. В 1972 году измененные "девятки" пошли в массовое производство, в то время как выпуск ЗиУ-5 был прекращен. За 13 лет было выпущено чуть больше, чем 16 тысяч экземпляров данной модели. Помимо троллейбуса был выпущен автобусный аналог - ЗиУ-8. Автобус проходил испытания, однако, имея более дешевых конкурентов типа ЛиАЗ-677 и более сложные узлы, ограничился лишь двумя машинами. А вот троллейбус смог успешно выйти на рынок. Как и в случае с ЗиУ-7, на базе 682Б вышла укороченная версия - ЗиУ-11. Длина троллейбуса составила 9,6 метров.Всего свет увидели 5 опытных машин.

Удивительно, но эта модель пережила большое количество обновлений, имела более 40 модификаций и производилась вплоть до 2015 года. За 43 года было выпущено более 42 тысяч экземпляров машин, что до сих пор является рекордным числом на мировом уровне! И это не считая различных аналогов ЗиУ-9, произведенных на других заводах! Почти во всех городах России, где есть троллейбусная система, есть какое-то количество ЗиУ-682.


В 80-х годах возник вопрос о создании троллейбуса особо большой вместимости - сочлененного. Поэтому, в 1986 году завод представил новый троллейбус ЗиУ-10 для массового производства. В мире он больше известен как ЗиУ-683, а более поздние версии - ЗиУ-6205. Это были первые сочлененные троллейбусы советского производства. Первые экземпляры делали с тиристорно-импульсной системой управления, позже стали использовать и реостатно-контакторную, и даже тиристорную системы управления.

В общей сложности за 22 года производства было выпущено более тысячи машин данной модели. Помимо нее была выпущена одиночная версия ЗиУ-683Б. Ей дали название ЗиУ-684. Она отличалась системой управления, сидениями, проемами дверей. Но она в серию так и не пошла.


В это же время завод экспериментирует над созданием новой модели 12-метрового троллейбуса на базе нового автобуса ЛиАЗ-5256. Но и тут дальше опытных машин дело не пошло.


В 1993 году, после распада СССР, было решено изменить название ЗиУ на более простое - Троллейбусный завод, сокращенно ТролЗа. Несмотря на это, еще до 2004 года приходили троллейбусы, в названии которых было "ЗиУ". Ближе к концу 90-х годов были представлены новые модели троллейбусов: ЗиУ-6206, ТролЗа-5274, ТролЗа-5264. Первый представлял собой 5-дверную сочлененную машину. Дальше проект не пошел, однако в 2007 году завод представил сочлененный низкопольный троллейбус 6206 "Мегаполис", который построен на базе Тролзы 5265 "Мегаполис". ТролЗа 5274 была похожа на одиночную версию первого 6206, но позже прошла модернизацию до нового ТролЗа-5275.00. ТролЗа-5264 же представляет глобальную модернизацию ЗиУ-682Г, с изменением лицевой части и выносом всего электрооборудования на крышу. Интересно, что на базе 5275 был сконструирован автобус ТролЗа-5253. Но увы, машина также не пошла в производство.


В 2000 году завод модернизировал 5275, обновил электрооборудование, сделал уровень пола более низким. Так появилась модель ТролЗа-5275.05 "Оптима". До сих пор она производится на заводе и работает не только в РФ, но и в ряде зарубежных стран. Помимо неё, завод обновил 5264, оборудовав его асинхронным двигателем и окрестив новую машину "Слобода".


В 2005 году выходит низкопольная ТролЗа-5265 "Мегаполис". Это был настоящий прорыв в троллейбусостроении для завода. Модель выпускается до сих пор в различных модификациях.


Так, на ее базе в 2010 году был выпущено 5 экобусов ТролЗа-52501. Они имели как электродвигатель, так и газовый двигатель. Проект был многообещающим и перспективным, но требующим доработки. Однако, завод совершенствовать машину не захотел, и проект канул в лету. В 2014 году завод перешел к производству электробусов. Если быть точным, это троллейбус 5265 с увеличенным автономным ходом. Но ныне слово "троллейбус" вышло из моды, поэтому его кличут электробусом с динамической подзарядкой. Есть различные версии с варьирующимся запасом хода. Такие машины приходят в Санкт-Петербург, Севастополь, появляются в Химках.


В настоящее время завод ТролЗа готовит новый концепт троллейбуса-электробуса, который проходит сертификационные испытания. Этот завод является единственным, осуществляющим массовое производство троллейбусов. Да, конечно, есть еще Транс-Альфа, но его производство нельзя назвать "поточным".


Комментариев нет:

Отправить комментарий