Немецкий городок Наумбург расположен в земле Саксония-Анхальт. Население городка составляет всего лишь около 34 тысяч жителей. Однако несмотря на это в городке есть действующая трамвайная линия и депо с музейными вагонами. Познакомимся с трамваем Наумбурга поближе.
Проехать улицами немецкого Наумбурга на трамвае – все равно что вернуться лет на 45 назад. Все дело в том, что по улицам города курсируют и перевозят пассажиров немецкие трамвайные вагоны, выпущенные еще в 1950-60 годах. Схожая ситуация и в туристической трамвайной системе городка Бад-Шандау.
Хотя Наумбург городок и совсем небольшой, трамвайный транспорт работает уже больше, чем 125 лет. Первые планы создания трамвайного движения в городе возникли еще в 60-х годах ХІХ столетия. Дело в том, что когда через Наумбург проложили в 1846 году железную дорогу, то вокзал оказался довольно далеко от исторического центра города – для связи с ним и решили пустить конку. Однако задача оказалась невыполнимой – старый город лежал значительно выше, чем железнодорожный вокзал. Поэтому дорога к вокзалу Наумбурга имела весьма значительный уклон, который не могли преодолеть вагончики, которые тянули лошади.
Открытие движения парового трамвая в Наумбурге 15 сентября 1892 года.
В 1889 году при магистрате Наумбурга был создан специальный комитет по строительству трамвая. Его члены выбирали между электрическим и паровым трамваем. Поскольку строительство электрического трамвая предусматривало создание электростанции, что было весьма дорого, выбрали строительство парового трамвая.
В 1891 году городские власти выдали концессию на строительство парового трамвая инженеру Георгу фон Крейфельду из Галле. Согласно концессионному договору фон Крейфельд брался построить в Наумбурге линию парового трамвая от центра города до железнодорожного вокзала. Однако из финансовых трудностей инженер так и не начал строительства, а продал концессию компании «Виттенберг», которая вместо парового трамвая предложила строить электрический (что, в принципе, было правильно и логично). Однако городские власти не имели достаточно средств на такой проект.
В 1892 году решено было строить паровой трамвай в городе за счет казны и взносов жителей города. 18 июня 1892 года была создана компания «Naumburger Straßenbahn Aktiengesellschaft». Новая фирма приобрела концессию у «Виттенберга» и принялась за строительство линии парового трамвая. В свой первый рейс паровой трамвай Наумбурга отправился 15 сентября 1892 года. На линии работали два узкоколейных локомотива с названиями «Наумбург» и «Заале» с прицепными вагонами.
Однако паровой трамвай не оправдал ожиданий инвесторов. В первые годы эксплуатации он приносил одни убытки, минимальную прибыль акционеры получали только за счет муниципальных гарантий. В апреле 1894 года трамвайное движение в Наумбурге даже временно прекратилось из-за нехватки средств на закупку угля.
Первый электрический трамвай Наумбурга. 1907 г.
К 1900 году частная компания парового трамвая Наумбурга перешла в собственность города, после чего финансовая ситуация несколько улучшилась. Однако было множество технических проблем, в частности Прусские железные дороги требовали повышения стандартов безопасности подвижного состава и его модернизации. Поэтому уже в средине 1900-х годов муниципалитет Наумбурга принял решение о переводе трамвая на электрическую тягу. Свой последний рейс паровой трамвай в Наумбурге совершил 25 октября 1906 года.
Строительство электростанции в Наумбурге начали в мае 1906 года, а в октябре того же года приступили к строительству участка новой электрической трамвайной линии и электрификации линии парового трамвая. Как и паровой трамвай, электрический имел ширину колеи в 1000 мм.
Многократно перестроенный и модернизированный трамвай 1906 года выпуска в Наумбурге. Конец 1940-х годов.
Движение электрического трамвая открылось 2 января 1907 года. Трамваи на кольцевой линии курсировали каждые 10 минут, а проезд в них стоил 10 пфеннигов. Трамвайное движение было до начала Первой мировой войны делом весьма прибыльным, поэтому в 1910 году трамвайную сеть несколько расширили. Перед началом Первой Мировой войны, Наумбург планировали соединить трамвайной линией с соседним Бад-Кёзене, однако война не дала возможность реализовать эти планы.
Первая мировая война и последовавшая за ней революция и разруха в Германии привели к тому, что трамвай в Наумбурге приостановил свою работу в 1923-24 годах. Ситуация несколько улучшилась к 1928 году, однако затем грянул глобальный мировой экономический кризис.
Трамвайный поезд из вагонов Werdau/VEB Gotha + Lindner на улицах Наумбурга в начале 1970-х годов. Моторный вагон Werdau/VEB Gotha выпущен в 1912 году, прицепной - в 1908. Вагоны переданы в Наумбург из других городов Германии.
В начале 1930-х годов были выдвинуты идеи отказа от трамвайного движения в пользу более прогрессивных, как тогда считали, троллейбуса или автобуса. Однако, рассчитав экономику таких изменений, было установлено, что трамвай таки является самым экономичным видом транспорта. В 1930-х годах одноколейная кольцевая трамвайная линия Наумбурга использовалась для движения трамваев как по часовой стрелке, так и против. Для того, чтоб трамваи могли разминуться, были построены разъезды на трамвайных остановках.
Техническое состояние как путей, так и трамвайных вагонов в Наумбурге было в конце 1930-х годов весьма критическим и система снова стояла на пороге закрытия. Однако поскольку в сентябре 1939 Германия начала Вторую Мировую войну, ресурсов на обновление транспорта в Наумбурге не было, поэтому трамвай продолжил свою работу. В 1940 году город получил средства на проведение капитального ремонта вагонов и текущий ремонт путей. В 1943 – 45 годах трамвай также принимал участие в почтовой службе – с вокзала на почтовую станцию, находящуюся в депо, трамваями отправляли почту и бандероли.
Трамвайные вагоны на разъезде на центральной площади Наумбурга. Слева - вагон "Lindner", выпущенный в 1928 году и переданный в 1972 году из Галле. Справа - вагон Herbrand/VEB Gotha изготовленный в 1909 году и переданный из Лейпцига в 1957 году. Оба вагона проработали до 1981 года как линейные.
В 1949 году Наумбург перешел из американской оккупационной зоны в советскую и оказался в составе Германской демократический республики. В 1950 году в ГДР был принят государственный план собственного производства трамвайных вагонов. За основу были взяты чертежи еще довоенных двухосных трамвайных вагонов. В начале 1950-х годов производство трамваев было начато на заводе в Вердау, а затем – в Готе. В 1951 году два новых вагона «LOWA ET50» получил и Наумбург, однако в 1957 году их передали в Котбус. В Наумбурге же продолжали работать старые вагоны, изготовленные еще до Первой мировой войны.
Трамвайный поезд из вагонов "LOWA ET54+EB54" на улицах Наумбурга в 1989 году. Наумбург был предпоследним городом Германии, где эти вагоны использовались в маршрутном движении.
В конце 1960-х годов снова появились планы закрыть трамвайное движение в Наумбурге, однако после нефтяного кризиса 1973 года от них отказались и в Наумбург передали девять старых трамвайных вагонов «Lindner» из Галле.
В 1976 году кольцевая трамвайная линия в Наумбурге была разорвана, так как центральная часть города стала полностью пешеходной. В августе 1979 году из-за плохого технического состояния подвижного состава и путевого хозяйства вновь было принято решение о прекращении трамвайного движения в Наумбурге. Однако снова таки высокие цены на нефть и нерентабельность перехода на автобусное движение сохранили жизнь трамваю Наумбурга.
Вагон "Gotha T2D", выпущенный заводом ЧКД-Прага для Германии в конце 1960-х годов. В начале 1980-х в Наумбург было передано 7 таких вагонов из Галле. Списаны в начале 1990-х годов.
В начале 1980-х годов в Наумбург были переданы вагоны «LOWA ET54» из Плауэна и Нордхаузена, а также «Gotha T2D» (выпущенные в Чехословакии вагоны по проекту «Gotha T2-62») из Галле. До 1982 года был построен новый участок путей, который позволил восстановить кольцевое движение. Местное трамвайное депо Наумбурга было подчинено транспортной компании города Галле – «VEB Verkehrskombinat Halle».
В январе 1986 года трамвайное движение в городе снова прекратилось. Закрытие связывалось с необходимостью ремонта трамвайных путей (некоторые участки не видели капитального ремонта с 1906 года), а также с износом подвижного состава в городе. Перерыв в работе трамвая длился 18 месяцев и в июле 1987 года движение на трамвайном маршруте под № 4 по городскому кольцу было восстановлено.
Ретро-вагон «Lindner» 1928 года выпуска, переданный из Галле сейчас является музейным экспонатом и хранится в цеху депо Наумбурга.
После воссоединения Западной и Восточной Германии в единое государство вместо плановой командно-административной экономической системы начала внедрятся рыночная. В Наумбурге городские власти подняли вопрос о значительной убыточности трамвая в городе. Дело в том, что существующее в Наумбурге путевое хозяйство не позволяло эксплуатировать более современные четырехосные трамвайные вагоны типа «Tatra T4D», которыми располагал город Галле. Модернизация трамвайной системы Наумбурга была оценена в 20 миллионов марок, что для города с 35 тысячами населения было неподъемной суммой.
Трамвайное движение в Наумбурге снова было прекращено в 18 августа 1991 года. Изначально планировали восстановить движение трамваев через четыре месяца после ремонта подвижного состава, однако большинство работников трамвайного предприятия было уволено. Лишь на празднование 100-летия трамвая в Наумбурге удалось провести несколько торжественных поездок на трамвае.
Трамвайное депо.
Трамвайные вагоны "Gotha T57" на конечной остановке "Endstelle Hauptbahnhof", 2015 год. Оба вагона в 2003 году переданы в Наумбург из Йены.
В 1994-99 годах в Наумбург поступило несколько ретро-вагонов из Франкфурта-на-Одере и Готы, однако потом часть из них была передана в другие города в качестве музейных экспонатов. Современный вагонный парк Наумбурга сформировался в основном из ретро-вагонов, переданных в начале 2000-х годов из Йены, откуда прибыло три моторных вагона «Gotha T57», а также два вагона «Reko TZ70». В 2004 году из Галле был передан трамвай «LOWA ET54».
Трамвайный поезд из моторного вагона "Reko TZ70" и прицепа "Reko BZ70" на улицах Наумбурга.
Из-за того, что трамвайная линия в Наумбурге сейчас является тупиковой, сочлененный вагон "Gotha G4-65" не эксплуатируется, а простаивает в депо.
На данный момент длина трамвайных путей в Наумбурге составляет около 3 километров. Линия сейчас не является кольцевой, а фактически тупиковой с разъездами, что не позволяет использовать имеющиеся в парке прицепные трамвайные вагоны, а также сочлененный вагон «Gotha G4-61». В городе ведутся работы по восстановлению кольцевой трамвайной линии. После этого трамвай может снова стать полноценным видом общественного транспорта в городе Наумбурге.
Комментариев нет:
Отправить комментарий