В 2001 году руководство тульского Трамвайно-троллейбусного управления решилось на рисковый эксперимент, закупив во Франции восемь стареньких дизель-электрических «гармошек» Renault. В центре города они, как обычные троллейбусы, работали от контактной сети, не загрязняя воздух выхлопом. Но при необходимости можно было сложить штанги токоприемников, переключить тумблер на панели приборов, завести дизельный двигатель – и продолжать движение уже в качестве автобуса, обслуживая те районы, где контактной сети не было отродясь. Надо сказать, что ни об электробусах, ни о пассажирских троллейбусах с автономным ходом большинство россиян тогда даже слыхом еще не слыхивали!
У себя на родине эти гибриды называли дуобусами. Они принадлежали к очень популярному семейству автобусов Berliet/Renault PR100, которые выпускались более четверти века – с 1972 по 1999 годы. Интерес к троллейбусам во Франции резко пробудился после нефтяного кризиса начала семидесятых. Пять французских городов, имевших троллейбусное сообщение (Марсель, Лимож, Сент-Этьенн, Лион и Гренобль), использовали откровенно древние троллейбусы начала 1950-х годов и пожелали обновить свой парк. Зато во всех этих городах в достаточном количестве имелись современные и очень удачные автобусы Berliet PR100 – поэтому с целью унификации именно они и легли в основу нового французского троллейбуса Berliet ER100, созданного в 1975-м. Отличительной особенностью троллейбусов ER100 являлась автономность – все они оснащались резервным силовым агрегатом, позволявшим с ограниченной скоростью двигаться по улицам без контактной сети. На большей части машин в качестве «запасного» мотора использовался маленький дизель-генератор, но одна партия машин для Сент-Этьенна была укомплектована блоками аккумуляторов.
Состояние кузова дуобусов Renault, поступивших из Франции, было отличным: это фото сделано в 2003 году, и машине на фото в тот момент уже "стукнуло" двадцать лет! А вот электрооборудование на них было уже изрядно "уставшим"...
Производство дорогущих дизель-электрических гармошек было закончено уже в 1984 году. За это время удалось изготовить 64 экземпляра, из них 2 являлись экспериментальными, первый из которых после заводских испытаний был отправлен в Нанси, а второй – морем в Сиэтл. Остальные дуобусы были распределены следующим образом: 48 машин получил Нанси, 8 – Сент-Этьенн и 6 – Гренобль. Первыми «вышли из игры» дуобусы из Гренобля: 4 машины в период с октября 1988 по февраль 1989 года были переоборудованы в обычные дизельные «гармошки», а два оставшихся – в июле того же года проданы на запчасти в Сент-Этьенн. На десять лет больше прослужили Дуобусы в Нанси, ну а сент-этьеннские машины проработали на маршруте дольше всех – до сентября 2000 года, пока не были списаны и… проданы в Тулу!
В городе оружейников французские «гармошки» работали на электрической тяге недолго – фактически до первой крупной поломки электрооборудования. Оказалось, что в Европе необходимых для них запчастей УЖЕ не делают, а в нашей стране подобной электроники ЕЩЕ не делают. Так что свой век они тоже дохаживали как обычные автобусы. Первую машину разобрали на запчасти для остальных в 2004 году, а последние экземпляры дуобусов в Туле продержались до 2007-го.
Комментариев нет:
Отправить комментарий