понедельник, 25 марта 2019 г.

Дуобус: электрический автобус или дизельный троллейбус?


В 2001 году руководство тульского Трамвайно-троллейбусного управления решилось на рисковый эксперимент, закупив во Франции восемь стареньких дизель-электрических «гармошек» Renault. В центре города они, как обычные троллейбусы, работали от контактной сети, не загрязняя воздух выхлопом. Но при необходимости можно было сложить штанги токоприемников, переключить тумблер на панели приборов, завести дизельный двигатель – и продолжать движение уже в качестве автобуса, обслуживая те районы, где контактной сети не было отродясь. Надо сказать, что ни об электробусах, ни о пассажирских троллейбусах с автономным ходом большинство россиян тогда даже слыхом еще не слыхивали!

У себя на родине эти гибриды называли дуобусами. Они принадлежали к очень популярному семейству автобусов Berliet/Renault PR100, которые выпускались более четверти века – с 1972 по 1999 годы. Интерес к троллейбусам во Франции резко пробудился после нефтяного кризиса начала семидесятых. Пять французских городов, имевших троллейбусное сообщение (Марсель, Лимож, Сент-Этьенн, Лион и Гренобль), использовали откровенно древние троллейбусы начала 1950-х годов и пожелали обновить свой парк. Зато во всех этих городах в достаточном количестве имелись современные и очень удачные автобусы Berliet PR100 – поэтому с целью унификации именно они и легли в основу нового французского троллейбуса Berliet ER100, созданного в 1975-м. Отличительной особенностью троллейбусов ER100 являлась автономность – все они оснащались резервным силовым агрегатом, позволявшим с ограниченной скоростью двигаться по улицам без контактной сети. На большей части машин в качестве «запасного» мотора использовался маленький дизель-генератор, но одна партия машин для Сент-Этьенна была укомплектована блоками аккумуляторов.


Состояние кузова дуобусов Renault, поступивших из Франции, было отличным: это фото сделано в 2003 году, и машине на фото в тот момент уже "стукнуло" двадцать лет! А вот электрооборудование на них было уже изрядно "уставшим"...

Сочлененную модификацию Renault PER180H создали в 1982 году. В качестве запасного силового агрегата на троллейбусах-«гармошках» использовался полноразмерный 9-литровый 6-цилиндровый турбодизель мощностью 206 л.с., сблокированный с 4-ступенчатым «автоматом» ZF4HP500. Дизель размещался в заднем свесе прицепа, однако ведущим был сделан не только задний, но и средний мост: очень редкое решение для «гармошек»! Задний мост был выполнен проходным, а следом за ним стояла «раздатка» с самоблокирующимся дифференциалом. Тяговый электродвигатель пиковой мощностью 261 л.с. также располагался во второй секции слева от раздаточной коробки, с которой он был соединен валом.

Дизельный двигатель марки Renault располагался в заднем свесе прицепной секции.

Тяговый электродвигатель стоял в средней части прицепной секции у левого борта, поперечно, и был связан карданом с раздаточной коробкой.

Но жизнь все расставила по своим местам. Наличие в одной машине двух полноценных двигателей обернулось серьезным увеличением массы: 18 тонн в снаряженном состоянии и почти 30 тонн – с полной нагрузкой. В результате для преодоления затяжных подъемов мощности электромотора груженому дуобусу зачастую не хватало. Так, в городе Нанси это обстоятельство вынудило использовать PER180 на одном из маршрутов только на дизельной тяге, сводя на нет все его «троллейбусные» преимущества.

В 2003-2004 гг. некоторые тульские дуобусы стали получать новую схему окраски с рекламной обклейкой. На заднем фоне виден другой дуобус. сохранивший пока еще родную французскую ливрею.


Производство дорогущих дизель-электрических гармошек было закончено уже в 1984 году. За это время удалось изготовить 64 экземпляра, из них 2 являлись экспериментальными, первый из которых после заводских испытаний был отправлен в Нанси, а второй – морем в Сиэтл. Остальные дуобусы были распределены следующим образом: 48 машин получил Нанси, 8 – Сент-Этьенн и 6 – Гренобль. Первыми «вышли из игры» дуобусы из Гренобля: 4 машины в период с октября 1988 по февраль 1989 года были переоборудованы в обычные дизельные «гармошки», а два оставшихся – в июле того же года проданы на запчасти в Сент-Этьенн. На десять лет больше прослужили Дуобусы в Нанси, ну а сент-этьеннские машины проработали на маршруте дольше всех – до сентября 2000 года, пока не были списаны и… проданы в Тулу!


В городе оружейников французские «гармошки» работали на электрической тяге недолго – фактически до первой крупной поломки электрооборудования. Оказалось, что в Европе необходимых для них запчастей УЖЕ не делают, а в нашей стране подобной электроники ЕЩЕ не делают. Так что свой век они тоже дохаживали как обычные автобусы. Первую машину разобрали на запчасти для остальных в 2004 году, а последние экземпляры дуобусов в Туле продержались до 2007-го.

Комментариев нет:

Отправить комментарий