В начале 70-х годов одной из актуальных задач для автоконструкторов была задача создания сочлененного автобуса. Росли города, возрастал пассажиропоток, обычные односекционные автобусы уже не справлялись с перевозкой пассажиров.
Но был у сочлененных автобусов один сложный узел: тот самый узел сочленения, который сдерживал многих производителей автобусов.
В СССР из ситуации вышли просто: с ролью сочлененных автобусов прекрасно справлялись Икарусы сначала 180-й серии, а затем 280-й и 283-й.
Отечественным автобусостроителям оставалось делать односекционные автобусы для менее загруженных маршрутов - имевшихся производственных мощностей с трудом хватало и на эту задачу. К вопросу сочлененных вопросов вернутся уже в России в 90-е годы.
Икарусы имели простую компоновку: двигатель располагался по середине в головной части автобуса, привод передавался на среднюю ось, а вторая часть автобуса выступала в роли тележки. Это делало автобус более маневренным, он имел высокую степень унификации с односекционным, но были и ряд недостатков: труднодоступность двигателя, его шумность, а также отсутствие возможности сделать автобус с низким полом.
Не избалованные удобствами советские граждане так и проездили до распада страны на высокопольных Икарусах, а затем их сменили такие же высокопольные автобусы MAN и Mercedes-Benz, отслужившие по 20 лет в европейских странах и массово скупаемые в начале 90-х российскими автобусными хозяйствами.
В 1995 году в Голицыне стали собирать заднемоторный сочлененный низкопольный автобус АКА-6226 "Россиянин".
В то же время Сокольнический Вагоно-строительный завод выпустил модель СВАРЗ-6240. Это был 1993 год, модель имела двигатель по середине и автобус из-за этого был высокопольным, но зато полностью отечественным. В 1996 году Яхромский автобусный завод выпустил второй опытный образец сочлененного автобуса - ЯАЗ-6211. Это был один и тот же автобус и только с 2002 года его стал выпускать ЛиАЗ под индексом 6212.
Только в 2008 году ЛиАЗ освоил низкопольную версию сочлененного автобуса - модель 6213.
А тем временем в Минске нашли интересный способ не зависеть от сложного сочлененного узла и при этом делать низкопольный автобус: двигатель располагают в середине салона в специальной шахте вертикально, привод от него идет на средние колеса, но при этом ничего не мешает пол сделать низким. Такая идея была реализована в 1997 году на МАЗ-105.
За 50 лет выпуска сочлененных автобусов они значительно прибавили в габаритах: если Ikarus 180 имел длину 16,5 метров и вместимость 169 пассажиров, то современные ЛиАЗы имеют длину более 18 метров и вместимость выше 190 человек.
Комментариев нет:
Отправить комментарий