Самолет вертикального взлета и посадки - поистине воплощенная мечта авиаконструктора об идеальном летательном аппарате: большая скорость, возможность работы с малых площадок. Отпадает необходимость в аэропортах с их длинными ВПП. Неудивительно, что, когда первые военные "вертикалки" поднялись в небо, немедленно появились и проекты гражданского применения таких машин. Идеей увлеклись настолько, что к 1970-м практически не оставалось сомнений: будущая гражданская авиация будет в значительной мере оснащена лайнерами вертикального взлета и посадки. Поводы для оптимизма были.
"СВВП способны стартовать с небольших площадок- плоских крыш современных зданий в центре города, и пассажирам не придется тратить время на утомительные поездки в аэропорт". Иллюстрация к этой идее (проект Fairchild (США) c выдвижными подъемными вентиляторами) - в заголовке статьи.
Воодушевленная успехом Do-31, фирма Dornier немедленно начинает НИОКР по его развитию - модель 231: дальность до 800 км, скорость 900, вместимость 100 пассажиров.
Здесь в общем повторяется схема с разобщенной силовой установкой: подъемно - маршевые двигатели отдельно, а чисто подъемные - в отдельных мотогондолах, ближе к законцовке крыла, также в носу и корме: при этом их число довольно велико, 8, 10 или даже 12 (как увидим далее - это не предел).
Подобная схема повторяется и у других проектантов - например, в проекте пассажирского лайнера Фокке-Вульф FW 260.
Как мы видим, данные самолеты не блещут дальностью - что и неудивительно, учитывая огромный расход топлива на вертикальный взлет и посадку. Но этого от них и не требуется. Приведем еще цитаты из ТМ: "На авиалиниях протяженностью 100-300 км вертолет и СВВП будут летать с одинаковыми рейсовыми скоростями....С ростом дальности СВВП, развивающий в горизонте скорость до 700, становится более эффективным...Авиалайнер обгоняет СВВП на дальности от 1000 км...Следовательно, на расстоянии 300-1000 км с СВВП не способны конкурировать ни вертолеты, ни авиалайнеры, ни железная дорога, ни автобусы - экспрессы".
Итак, аэровокзалы на плоских крышах в центре городов... "Вертипорты" среди многоэтажек...Прямой рейс (предположим) - из центра Москвы в центр Ленинграда. Или Лондон-Париж. Воздушное пространство городов используется авиацией в полную силу.
Всевозможные смешанные варианты:
Читатель, конечно, обратил внимание, что в этом "буме" проектов СВВП основной тон задавали немцы. Это так. Однако и у британцев был свой детально проработанный и уже начавший воплощаться в жизнь проект- Hs 141.
Американцев чаша сия как-то обошла: возможно, там перевесило практическое здравомыслие, а не инженерный энтузиазм. Информации об американских проектах пассажирских СВВП мало. Ниже один из них. Скорее это просто набросок.
Что-то прикидывали в НАСА: вертикальный бизнес-джет.
"В выходные дни любой горожанин обретет возможность слетать за 100-300 км на взморье, в горы, первозданный лес...Добравшись на личном микровертолете до аэровокзала в центре города, он пересядет в комфортабельный СВВП, который сможет приземлиться на любой лужайке- и вернется в город вечером того же дня, избежав сомнительного удовольствия стоять в переполненном вагоне электрички". Впрочем, похоже, не все потеряно: современные пассажирские дроны тоже собираются работать как вертикально взлетающее городское аэротакси..
Комментариев нет:
Отправить комментарий