суббота, 17 апреля 2021 г.

Степногорск: Самая необычная в мире линия с движением электропоездов


Основная достопримечательность, главная отличительная особенность и своеобразный символ города Степногорска, расположенного в Акмолинской области Республики Казахстан — уникальная железнодорожная линия с движением электропоездов. Линия необычная, нехарактерная, во многом удивительная.


Железная дорога долгое время находилась в ведении Управления железнодорожного транспорта (УЖДТ) Целинного (Степногорского) горно-химического комбината. С 2006 года управляется ТОО «Степногорск Темiр Жолы».


С 2002 года, после того, как завершилась замена подвижного состава на линии Минеральные Воды — Кисловодск, бывший «закрытый» город Степногорск оказался единственным местом в мире, где продолжают использоваться примечательные во многих отношениях электропоезда ЭР22.

Степногорск - город на севере Республики Казахстан. Минимальное расстояние до границы с Россией - 165 километров. Один из немногих городов Казахстана, где до сих пор большинство населения составляют русские и русскоязычные.

Население 45 000 жителей - значительно меньше, чем в эпоху СССР. В статистике часто пишут о 65 000 жителей - но это с подчинённой сельской местностью. Расстояние до Кокчетава, центра Акмолинской области - 260 километров, до Нур-Султана (Астаны) - 200 километров. Железнодорожного сообщения с внешним миром нет с 2020 года - оно есть только по городу и окрестностям.

Город возник как центр добычи и переработки урановой руды. Был "закрытым", но не жёстко закрытым, колючей проволоки вокруг города не имелось. С 1990 года въезд свободный. В отличие от большинства малых городов Казахстана, Степногорск сохранял относительное благополучие и не превратился в скопление опустевших развалин, как Аркалык или Кентау.

Самое главное - здесь чудом смогли сохранить собственный "метрополитен" в виде железнодорожной линии с движением электропоездов ЭР22!

Только здесь остались в эксплуатации электропоезда ЭР22.

Почти исключительно здесь остались интенсивные пригородные перевозки в городе, не являющемся «мегаполисом». Объём движения пригородных поездов здесь выше, чем в любом другом городе Казахстана, не исключая крупные узлы. Выше, чем на любом радиальном железнодорожном направлении в некоторых миллионных городах — Челябинске, Омске, Уфе, и других.


Пассажирское движение в Степногорске сохраняется благодаря невероятному трудовому энтузиазму, патриотизму руководителей и работников железной дороги, преданных своему делу и родному городу.

По неподтверждённым данным, городской акимат никаких компенсаций не даёт.

Степногорские железнодорожники понимают: пассажирское движение нужно сохранить, во что бы то ни стало. Если оно исчезнет — не только серьёзно ухудшится качество жизни. Электропоезда — это уникальная отличительная черта, это высокий статус.

Символом железнодорожного Степногорска являются электропоезда ЭР22, которые нигде больше не сохранились. ЭР22 — первый советский крупносерийный электропоезд с рекуперативно-реостатным торможением. Рекуперативное торможение позволяет возвращать часть электроэнергии в контактную сеть.

Электропоезда ЭР22 строились с 1964 по 1968 год. Всего было построено 66 составов. До 1996 года работали в Московском узле, до 2002 года - на линии Минеральные Воды - Кисловодск, затем только здесь.

Электропоезд ЭР22 имеет яркий и запоминающийся внешний вид. Он резко отличается от более привычных электропоездов серии ЭР1, ЭР2 и других. Необычная особенность электропоездов ЭР22 — три пары дверей в каждом вагоне. Двери расположены у торцов вагона и в центре вагона. В других советских электропоездах двери расположены только у торцов вагона.

У электропоездов ЭР22 моторными являются головные вагоны, тогда как у других советских электропоездов — "промежуточные" вагоны (то есть те, где нет кабины). Состав состоит из секций. В каждой секции — максимум два головных моторных вагона и два "промежуточных" вагона.

Штатная составность всех поездов ЭР22 на момент постройки: две секции, восемь вагонов. Из них четыре головных моторных вагона строились в Риге, на Рижском вагоностроительном заводе, четыре прицепных — в Калинине (Твери), на Калининском вагоностроительном заводе.

Ещё одна нетипичная особенность электропоездов ЭР22: нет «фартуков» и ступеней под дверями. Выход возможен только на высокие платформы. Необходимое условие для работы электропоездов ЭР22 — повсеместное наличие высоких платформ на участках их обращения.

Выпуск "классических" ЭР22 прекратился в 1968 году. С 1972 года строились электропоезда ЭР22М и ЭР22В, довольно существенно отличавшиеся от ЭР22. Их было четыре, просуществовали они недолго, до наших дней не сохранились.



Из электродепо идём на платформу Заводская — конечный пункт линии с пассажирским движением.


На станции СПЗ, в сторону Степногорска.

Электропоезд прибыл на станцию Степногорск. Здесь — не Москва и не Санкт-Петербург.
Население Степногорска составляет всего лишь около 40 тысяч жителей.
Однако возникает ощущение, что это — столичный вокзал!

Этот город не перестаёт удивлять фактом наличия линии движения электропоездов с немалым пассажиропотоком, высокими платформами и другими признаками мегаполиса.


Комментариев нет:

Отправить комментарий