суббота, 25 декабря 2021 г.

Москва: Курский вокзал лишился последних ночных поездов. И, кажется, они туда не вернутся


С введением нового расписания с Курского вокзала убирают последние ночные поезда дальнего следования. После этого останутся только «Ласточки», межобластные экспрессы, обычные электрички и один «Сапсан». Официально заявлено, что это вынужденная мера на время ремонтных работ. Но всё указывает на то, что поезда дальнего следования на «Курок», как называют этот вокзал в народе, уже не вернутся.

Узкое место

Четырехкилометровый участок от Курского вокзала до Каланчевской – «бутылочное горло», препятствующее развитию Московских центральных диаметров (МЦД). Для расшивки этого узкого места строят третий и четвертый главные пути, эстакады и путепроводы. Каланчевская превратится в современный ТПУ, масштабные изменения грядут и на Курском вокзале. А «бутылочное горло» тем временем сузилось до минимума. С июля там организовано тактовое реверсивное движение по одному пути в обе стороны – из-за реконструкции. Пропускная способность участка упала до минимума.


Для «расчистки» участка от «лишних» составов с конца мая РЖД отправили 27 пар транзитных поездов на новый Восточный вокзал. Это понравилось не всем пассажирам.

Последние из «могикан»

С введением нового графика в декабре 2021 года с Курского вокзала убирают последние ночные поезда дальнего следования – из Белгорода, Старого Оскола и Курска. Их тоже переводят на Восточный вокзал (он же – станция Черкизово и станция МЦК «Локомотив»).

Фирменный поезд №72 «Белогорье» в новом расписании отправляется из Белгорода ровно на час позже: в 22:10 вместо 21:10. Прибывает в столицу он уже не в 6:29, а в 8:03. Да, это дольше на 34 минуты. Но для тех, кто приезжает в Москву с деловыми целями, время прибытия стало более удобным. Еще один, но уже нефирменный «белгородец» №100 сохранил прежнее время отправления из Белгорода – 23:20, а вот приезжает на Восточный вокзал он в 9:09 против 9:16 в старом расписании, слегка выиграв во времени за счет ускорения между Орлом и Тулой.


А что в обратном направлении? 71-й фирмач «ускорился» на две минуты, а вот график у него, наоборот, стал менее удобным: в 20:30 из Москвы (ранее – в 22:23) с прибытием в Белгород в 6:10 (вместо 8:05). Можно только догадываться, почему для «Белогорья» зеркально поменяли график. Если основной контингент пассажиров все-таки белгородцы, то, пожалуй, так лучше, поскольку на малую родину можно вернуться и пораньше утром.

Еще один «изгнанник» с Курского вокзала – 141-й пассажирский из Курска – с точки зрения графика только выиграет. Если в старом графике на него не все успевали с работы, и по утрам приходилось ждать открытия метро, то теперь эта проблема будет решена. Время отправления из Курска и прибытия в Москву стали удобнее: 19:33 – 7:34 вместо прежних 17:32 – 5:17. И всего на каких-то 16 минут дольше! А вот обратно он стал отправляться на 40 минут раньше – в 21:00, а прибывать в Курск в то же время, что и сейчас, – 7:26.

Наконец, последняя «жертва» планов столичной мэрии и РЖД – скорый поезд №91 Старый Оскол – Москва (курсирует через день). Но в его графике при движении с юга мало что изменится, он даже выиграет семь минут: из Москвы отправляться будет раньше, но идти дольше. В старом графике он уходил из столицы в 20:58 и прибывал в Старый Оскол в 7:45, в новом – в 19:42 и 7:10, соответственно. Время в пути увеличилось на 41 минуту.

В последний раз поезда из Белгорода и Курска прибыли на Курский вокзал 11 декабря и отправились с него же. На следующий день – уже на Восточный и обратно.

Новинка сезона

В зимнем расписании впервые на Курском направлении появился двухэтажный состав – поезд №29/30 Петербург – Белгород. Раньше этот поезд ходил по маршруту Петербург – Москва, но теперь продлен до Белгорода. В свой первый рейс из Петербурга он отправляется 12 декабря. Он сформирован из купейных вагонов старого модельного ряда – с неудобными скосами, которые так не любят пассажиры верхних полок второго этажа.


В Сети вызвало недовольство, что поезд, который на участке Москва – Белгород заменил скоростную «Ласточку», не содержит сидячих вагонов. Вскоре в состав добавили две сидячки, но спустя считанные дни оставили почему-то только одну.

На участке от Белгорода до Москвы и обратно по скорости и удобству графика «новичок» может потягаться с тремя оставшимися «Ласточками». И да, теперь Белгород связан с Петербургом тремя круглогодичными ежедневными поездами, один из которых частично сформирован из вагонов габарита РИЦ, а другой – двухэтажный. Совсем не плохо!

А вас я попрошу остаться

Что же касается Курского вокзала, то он с введением зимнего расписания становится «электричечным» пригородным, типа Савеловского. Прежде всего, тут останавливаются поезда МЦД-2 Подольск – Нахабино. Ради них (и будущего МЦД-4), собственно, все и затевалось, а также подмосковные электрички Горьковского и Курского направлений, включая экспрессы и полуэкспрессы. А также чудом уцелевшие пригородные поезда до Тулы и Владимира, включая межобластные экспрессы.

Единичные «Ласточки» до Иванова, Нижнего Новгорода, Курска и Белгорода тоже пока будут иметь начальной/конечной станцией Курский вокзал. Единственный транзитный поезд, который сохранит остановку здесь, будет «Сапсан» между Петербургом и Нижним Новгородом.

Однако накануне введения нового расписания в МЖД заявили, что 14 пар пригорoдных поездов Курскoго направления вместo Курского вокзалa будут прибывать и oтправляться со станции Мoсква-товарная-Курская.

Что дальше с Курским?

Будущее вокзала остается туманным. Достоверно известно лишь то, что «Стрижи» туда точно не вернут, ибо необходимой для приема таких поездов низкой платформы на Курском вокзале больше не будет – ее, построенную буквально несколько лет назад, разберут.


Перспектива возвращения ночных поездов дальнего следования на Курский вокзал тоже весьма призрачна. Но, если рассуждать логически, тактовое движение электричек МЦД-2 с интервалом в 5-7 минут вряд ли позволит вернуть вокзалу все ранее у него отнятое. А пуск МЦД-4 не позднее 2023 года загрузит его, что называется, под завязку. Железнодорожники предпочитают об этом не говорить вообще.

В январе зам гендиректора РЖД Дмитрий Пегов не исключил вероятность возвращения «Ласточек» на Курский вокзал:
«Что касается поездов “Ласточка”, их впоследствии, возможно, вернут на Курский вокзал. Но существует вероятность, что пассажирам Восточный терминал будет удобнее Курского, тогда и смысл возвращать “Ласточки” исчезнет».

Само название вокзала Восточный можно расценивать как вероятность появления, скажем, Южного. Три года назад таковым виделся нынешний Павелецкий, но с тех пор на эту тему тишина. И почему не пойти по примеру регионов? Ведь вынесли две автостанции на окраины той же Тулы. И что мешает РЖД в альянсе со столичной мэрией по образу и подобию притянуть к МЦК и поезда, прибывающие с юга, усилив ТПУ на Новохохловской, или вообще тормознуть весь этот поток где-нибудь в Царицыне?

Возможно, они сами пока не знают, как быть. Пока же все идет к тому, что некогда один из самых загруженных вокзалов Москвы, принимавший поезда из городов Краснодарского края, юга и востока Украины, не говоря уже про Белгород, Курск, Орел и петербургские транзитники, превратится в часть инфраструктуры столичного «наземного метро», как ранее позиционировали пресловутые «московские диаметры».



Комментариев нет:

Отправить комментарий