воскресенье, 20 февраля 2022 г.

История завода ГолАЗ (часть 3)


После того, как Голицынский автобусный завод вошел в состав холдинга «РусПромАвто», родилась идея переноса на его площади производства междугородной модификации автобуса ЛиАЗ-5256. Сборка таких машин непосредственно на ЛиАЗе не в полной мере вписывалась в отлаженный на предприятии технологический процесс производства городских автобусов. «Междугородники» разработали в Ликино-Дулево еще в 1999 году. Они отличались характерной «горбатой» крышей: пассажирский салон подняли вверх относительно кабины, чтобы разместить под полом багажные отсеки. Приказ об организации сборки «горбатых» на ГолАЗе был подписан в июне 2002 года. Еще некоторое время ушло на решение сертификационных вопросов, и с сентября в Голицыно приступили к сборке первых товарных машин.


Всего по 2004-й год включительно на основании двух полученных ОТТС на ГолАЗе собрали 50 «горбатых» автобусов ЛиАЗ-525625-0000010-11 с дизелем Caterpillar (с VIN-кодом вида XTF52562R...) и еще столько же автобусов ЛиАЗ-52563-0000010-01 с дизелем ЯМЗ-236НЕ (XTF52563R...). Выпуск «междугородников» велся по схеме, уже опробованной ЛиАЗом ранее с Тушинским машзаводом: из Ликино-Дулёво в Голицыно перегоняли самоходный машинокомплект, а работники ГолАЗа занимались установкой недостающих кузовных деталей и сборкой салона. При этом часть аналогичных «горбатых» автобусов получали ПТС на основании одобрения типа, выданного непосредственно заводу ЛиАЗ. Соответственно, у них сохранялась ликинская нумерация кузовов, единая для всего семейства автобусов ЛиАЗ-5256.


Когда в 2004 году на смену «горбатым» машинам пришли модернизированные автобусы с высокими кузовами с прямой крышей и новыми масками, на них уже оформляли одобрения типа, в которых в качестве сборочных заводов указывались оба предприятия одновременно. Эти машины независимо от фактического места сборки сохраняли ликинский VIN-код. Именно «междугородники» марки ЛиАЗ стали в итоге самыми массовыми машинами Голицынского автобусного завода: до 2011 года их сделали более тысячи штук.


Важный этап в жизни ГолАЗа наступил в 2002 году. К этому моменту стало очевидно, что дальнейшее производство «туристов» Mercedes-Benz O303, ради сборки которых и был основан завод изначально, лишено смысла. Взамен на заводе решили разработать собственную машину, пойдя по тому же пути, который был успешно опробован ранее с городскими моделями АКА-5225 и АКА-6226: взять от туристического Мерседеса только шасси, а кузов той же 12-метровой размерности спроектировать самостоятельно. Шасси О303 к тому времени в Германии давным-давно не выпускали, зато его продолжали понемногу делать по лицензии в Сербии, на заводе FAP. Мосты на FAP делали самостоятельно, лицензионные рулевые механизмы получали с соседней фабрики Prva Petoletka, а дизели Mercedes-Benz ОМ 442LA (381 л.с.) и коробки передач закупали в Германии. Первый опытный образец «туриста» на сербском шасси показали в конце 2002-го под маркой ГолАЗ-5290 Круиз.


В ходе сертификации институт НАМИ присвоил Круизу другой отраслевой индекс - 5291, поскольку индекс 5290 чуть раньше официально уже присвоили троллейбусу завода ВЗТМ. И на Автосалоне-2003 второй опытный образец Круиза демонстрировался уже под новым обозначением. От первой машины он отличался доработанной передней маской кузова и переделанной светотехникой: вместо блок-фар этот Круиз получил по две отдельные фары ближнего и дальнего света и круглые комбинированные фонари, в которых совмещались габаритные огни и указатели поворотов.


В сентябре 2003 года завод получил ОТТС на две модификации Круизов на шасси О303. Версия с 45-местным салоном с кухней, холодильником и туалетом получила обозначение 5291-0000010 (по VIN-коду 529110), а упрощенная 47-местная - 5291-0000011 (по VIN-коду 529111). Причем это первое одобрение типа было выдано на сборку всего пяти экземпляров, три из которых построили в «ноль-десятом» исполнении и два - в «ноль-одиннадцатом». Экземпляр №1 в итоге продали в Татарстан, №2 - в Казахстан, №3 - в Башкортостан, №4 - в Краснодар Кубанскому казачьему хору, а №5 - в Москву Мосгортрансу. В декабре 2003-го завод получил второе ОТТС еще на пять Круизов. Машины с кузовами №6 и №7, собранные уже в 2004 году, забрал Мосгортранс, экземпляр №8 отгрузили столичному МВД. А куда делись еще два автобуса, не знаю. Но подозреваю, что кузовами №9 и №10 могли постфактум промаркировать два первых опытных образца - не пропадать же добру!


Продолжения выпуска Круизов модели 5291 не последовало из-за нареканий на надежность ходовой части сербского производства. Однако еще в 2003 году тот же самый кузов был адаптирован конструкторами ГолАЗа к двум другим самоходным шасси: шведскому Scania К94IB и немецкому Mercedes-Benz ОС500RF. Догадаетесь, как на заводе планировали назвать такие автобусы? ГолАЗ-5292 и ГолАЗ-5293! И это вообще ни разу не шутка. Но в институте НАМИ отказались выделять новые индексы автобусам, которые являлись по сути модификациями сертифицированного ранее лайнера ГолАЗ-5291, поэтому «шведу» достался индекс 52911, а «немцу» - 52912. А индексы 5292 и 5293 отошли в итоге ЛиАЗу. Вот, собственно, и два ключевых документа на эту тему:


ГолАЗ на немецком шасси, похоже, остался лишь проектом. А вот ГолАЗ-52911 на шасси Scania К94IB выпускался долго: завод последовательно получил на эти автобусы четыре ОТТС, разрешавших сборку 200 машин. Причем на смену шведским шасси в какой-то момент пришли точно такие же, но бразильские. Фактически по первому одобрению в период 2004-2005 гг. собрали все 50 автобусов с кузовами №001...050. По второму одобрению (2006-2007 гг.) диапазон кузовов от 051 до 100, похоже, был выбран не до конца, поскольку срок действия документа истек раньше: максимальный известный борт из этого диапазона - №088. По третьему одобрению в 2008-2009 гг. были собраны все 50 автобусов с кузовами №101...150. По трем упомянутым ОТТС выпускались две версии Круизов: модификация с 45 местами, кухней и туалетом именовалась 52911-0000010 (по VIN 529113), а упрощенная 47-местная - 52911-0000011 (по VIN 529114).


С получением же четвертого одобрения типа на автобусы с тем же шасси Scania К94IB у завода возникли трудности. Поскольку ГолАЗ проводил сертификацию Круизов по упрощенной схеме, с получением ОТТС лишь на малую партию машин, органы по сертификации стали требовать, чтобы каждая следующая партия отличалась характеристиками от предыдущей. Для исполнения этого требования в конструкцию четвертой партии автобусов на шасси Scania К94IB ввели откидное кресло гида в салоне. С ним обозначение автобусов потребовалось поменять на 529113-0000010 (45-местный) и 529113-0000011 (47-местный). В VIN-коде таких машин сохранился прежний индекс 529113, а нумерация обнулилась. Известно как минимум о шести построенных машинах такого типа. Стоит заметить, что в разное время шасси K94IB поступали с разными модификациями моторов Scania: DC 903 (300 л.с.), DSC 913 (310 л.с.) или DC 921 (310 л.с.). Однако все они относились к одному семейству 9-литровых дизелей с пятью цилиндрами. И еще момент: у шасси Scania размер колесной базы был меньше, чем у шасси FAP: 5950 против 6330 мм. Соответственно, Круизы на шасси Scania получили более крупные люки в заднем свесе кузова, а зазор между задним мостом и второй дверью у них стал меньше.


В разное время ГолАЗ применял также шасси Scania других моделей. Например, в период 2004-2008 годов была собрана партия из 50 автобусов на шасси Scania K114IB с более мощным 6-цилиндровым дизелем Scania DC 1103 объемом 10,64 литра (340 л.с.). Эти автобусы носили обозначения 529111-0000010 (45-местный, код по VIN 52911V) и 529111-0000011 (47-местный, код по VIN 52911W). В свою очередь, 5-цилиндровые шасси с осени 2009 года стали поступать в исполнении Евро-4 вместо Евро-3: теперь они назывались Scania K310IB. На их основе в 2009-2010 годах ГолАЗ построил 50 автобусов моделей 529112-0000010 и 529112-0000011 (код по VIN 529112), а в 2010-2012 годах - как минимум 38 автобусов 529114-0000010 и 529114-0000011 с дополнительным местом гида (код по VIN 529114).


Тут необходимо сделать небольшой флэшбэк и вернуться в 2006 год. Тогда на ГолАЗе пробовали привязать кузов Круиза к альтернативному шасси - корейскому Hyundai Aero Express HSX. По-видимому, это было вызвано соображениями унификации: завод готовился приступить к сборке бразильских автобусов Marcopolo Andare на таком же шасси Hyundai. Круизы на корейском шасси были сертифицированы в ноябре 2006 года, однако дело ограничилось постройкой всего двух машин, проданных впоследствии в Череповец. Образец с кузовом №1 - ГолАЗ-52913-0000010 (код по VIN 52913V) - находился в эксплуатации с 2007-го по 2021 год. А образец с кузовом №2 - ГолАЗ-52913-0000011 (52913W) - списали раньше, в 2018-м. Эти машины были мощнее, чем Круизы на шасси FAP и Scania: 12,9-литровый дизель Hyundai D6CA развивал 380 л.с. А колесная база у шасси Hyundai составляла 6150 мм, то есть была больше, чем у Scania, но меньше, чем у FAP. Продолжения у этого проекта позднее не последовало.


Наконец, в 2013 году, получив заказ на постройку автобусов для обслуживания Олимпиады в Сочи, завод сертифицировал и освоил производство рестайлинговых Круизов с новой передней маской кузова и новым шасси Scania K400IB с 6-цилиндровым дизелем Scania DC13 113 мощностью 400 сил. Такие машины носили обозначения ГолАЗ-529115-0000010 и ГолАЗ-529115-0000011 (код по VIN 529115). В общей сложности в течение года было собрано не менее 72 таких Круизов.



Комментариев нет:

Отправить комментарий