суббота, 19 февраля 2022 г.

Почему в Европе поезда не стучат колесами во время езды как в России


Далеко не везде, но очень во многих странах Европейского Союза отправившись в путешествие по железной дороге выходных из республик бывшего Советского Союза и в первую очередь из России не услышат привычного стука колес. Почему так происходит? Означает ли данный факт, что в Европе строят железнодорожные пути лучше, чем на просторах необъятного Отечества? Попробуем разобраться в данном вопросе.


Итак, почему же в Европе колеса железнодорожных составов чаще всего не издают характерного стука во время движения поезда, как это происходит на подавляющем большинстве путей в России и шире – в странах бывшего Советского Союза. На самом деле «коварная загадка» достаточно проста. Все дело в разных подходах (технологиях) укладки железнодорожных рельс. Хуже ли от этого железные дороги в России? Нет, не хуже. Они просто другие в силу объективных причин и требований. Главной причиной являются, конечно же, особенности климата.


Дело в том, что в умеренных широтах железная дорога постоянно подвергается перепадам температур: летом слишком жарко, зимой слишком холодно, а в межсезонье одна погода может резко сменяться другой. В таких непростых условиях под действием внешних факторов рельса может деформироваться из-за постоянных сужений-расширений металла, что сделает ее непригодной для движения железнодорожных составов. Для того, чтобы этого не происходило, рельсы укладывают таким образом, чтобы между ними оставался небольшой зазор, который так и называется «термозазор». Такой способ укладки рельс называется «звеньевым». Характерный стук колес появляется как раз в момент наезда на термозазор. Так часто стучат составы по причине того, что в большинстве случае длина одного рельсового звена составляет 25 метров.


Во многих странах Европы климат значительно мягче, а потому риск деформации рельс из-за сужения-расширения под действием жары и холода сведен к астрономическому минимуму. Это позволяет использовать не «звеньевую» технологию укладки с формированием термозазора, а «сварную» технологию – когда несколько 25-метровых рельс свариваются в монолитную конструкцию длиной в несколько сотен метров, вплоть до 800. Благодаря этому характерный романтический стук железнодорожных колес исчезает. Среди железнодорожников такие пути называют «бархатными». Есть они и в России. Строили такие еще с советских времен там, где позволяли условия. Например, «бархатными» дорогами являются Красноярская и Южноуральская.


1 комментарий:

  1. Спасибо, интересно. А вот еще какой вопрос интересен: почему на российских жел.д. стрелки построены так, что поезду, поворачивая на них, приходится значительно замедляться, тогда как на западных дорогах проезд по стрелкам гораздо более плавный и с меньшим замедлением, а то и никаким? Какое-то различие в технологиях?

    ОтветитьУдалить