понедельник, 7 марта 2022 г.

Как российско-венгерский электробус стал не московским, а будапештским


В 2017 году мне довелось побывать в столице Венгрии - Будапеште. Интересовался я в этом городе не только достопримечательностями, но и местным транспортом. Не остались без моего внимания электробусы марки Modulo. Ведь что интересно - это почти российский продукт. Но обо всем по порядку.


С середины 2010-х годов в России стала активно муссироваться электробусная тема. Развивающийся мировой тренд на зеленую энергетику был энергично подхвачен правительством Москвы. Не остались в долгу и производители пассажирского транспорта, оперативно создавшие первые образцы экологических машин.

В 2016-2017 годах Москва провела тестирование нескольких моделей электробусов. В их числе были отечественные ЛИАЗ-6274 и КАМАЗ-6282, белорусский Vitovt Max Electro, финский Linkker, китайский Yutong и российско-венгерский Modulo C68E. В итоге московские власти остановили свой выбор на российской продукции - электробусах КАМАЗ и ЛИАЗ. Кстати, их число до конца 2021 года должно достигнуть уже 1000 единиц. А до 2030 года и вовсе планируется заменить все автобусы на электробусы.


Изо всех перечисленных машин, проходивших в ту пору испытания, электробус Modulo рассматривался как весьма перспективный. Ведь он же был почти отечественный. Российско-венгерский проект по производству этих машин стартовал в 2014 году, когда московское предприятие ООО "Нанотехнологический центр композитов" (ООО "НЦК") и венгерская инжиниринговая компания Evopro подписали соглашение о производстве модульных автобусных кузов из композитных материалов. Согласно контракту НЦК изготовлял кузовные элементы из композитов, а также осуществлял сборку кузовов. Оснащение электробусов агрегатами, и окончательную сборку планировалось выполнять в Венгрии. Впервые Modulo презентовали на столичной выставке "ЭкспоСитиТранс" в 2014 году.

Семейство Modulo создано по принципу модульной технологии, с широким диапазоном варьирования пассажировместимости и видов приводов. Несущий кузов из композитных материалов, собираемый как конструктор из типовых модулей, является полностью венгерской инженерной разработкой.


Благодаря применению сэндвич-композитных материалов удалось достичь значительного снижения веса Modulo по сравнению с весом автобусов аналогичной размерности, изготовленных из стали. К тому же, облегченная конструкция влечет за собой снижение потребления топлива/электроэнергии и уменьшение нагрузки на оси, что в итоге уменьшает расходы на эксплуатацию.

За счет модульного принципа сборки можно выбрать кузов из трех вариантов длины (от 6,5 до 9,5 м) с разной пассажировместимостью (от 45 до 85 человек). Помимо этого, конструктивные решения по размещению привода позволяют в дальнейшем осуществлять полную замену системы привода, таким образом используя преимущества более длительного срока службы композитного кузова.


Автобус семейства Modulo предусматривает применение четырех видов систем приводов: электрический вариант - для работы в центре города; КПГ и дизель - для пригородных маршрутов; гибридный привод - для маршрутов, курсирующих между центром и окраиной города.

Первенцев семейства Modulo - 8-метровые 65-местные машины C68E - оснастили электроприводом, с электродвигателем Siemens мощностью 125 кВт. Система управления - также Siemens. Агрегатная база - венгерская: рулевая система - Csepel, подвеска - Rаba (передняя - независимая, задняя - зависимая). Заявленный запас автономного хода составляет 200-240 км.

По заверению разработчика, благодаря оригинальному расположению подвесок и дверей, а также рациональной компоновке салона пассажировместимость Modulo больше, чем у аналогов с такими же наружными габаритами. Помимо этого его отличает увеличенная колесная база и короткие передний и задний свесы. Низкопольный салон занимает 70% внутренней площади. Вход-выход облегчен благодаря широким дверям (1,2 м) и отсутствию ступеней. Просторный салон с 1,5-метровым проходом позволяет беспрепятственно перемещаться пассажирам. Колесные арки скомпонованы таким образом, что не сужают проход.


Осенью 2017 года ГУП Мосгортранс начал испытания электробуса Modulo C68E на улицах Москвы. По словам генерального директора "НЦК" Михаила Столярова, в ходе испытаний, машина продемонстрировала свои лучшие качества. В кратчайшее время создатели инновационных электробусов планировали получить Одобрение типа транспортного средства и провести в России зимние испытания более вместительной модели - Modulo C88 длиной 9,5 м. Этот электробус в компании вообще позиционировали по вместимости, как 12-метровый(!).

У ООО "НЦК" были большие планы на общественный транспорт столицы. В перспективе намечалась организация полномасштабного производства мощностью от 250 до 500 электробусов год. Для реализации этого проекта планировалось подписание пятилетнего договора с правительством Москвы на поставку электрических автобусов в объеме не менее 200 единиц в год. Использование производственной площадки "НЦК" в перспективе позволило бы достигнуть уровня локализации в 75-80%.


Однако что-то пошло не так и электробусы Modulo оказались не в приоритете московских властей. Но для Будапешта они пришлись впору. С апреля 2016 года транспортную сеть венгерской столицы пополнили 20 электробусов Modulo C68E. Как отмечают в компании Evopro, за период работы в венгерской столице эти машины продемонстрировали одни из самых низких в мире показателей расхода электроэнергии.




Комментариев нет:

Отправить комментарий