суббота, 28 декабря 2013 г.

Йошкар-Ола: Общественный транспорт без вектора развития























Не секрет, что отрасль пассажирских перевозок в Марий Эл в последние годы испытывает жесточайший кризис. Положение дел с обеспечением жителей нашего города услугами общественного транспорта оставляет желать лучшего. Впрочем, пугает не столько сам кризис, сколько продолжающаяся тенденция к дальнейшему ухудшению.
Сегодня и троллейбусное, и автобусное предприятия города находятся в достаточно тяжелом финансовом положении, путь к которому измеряется не одним десятком лет.

За последние 6 лет крупнейшее предприятие, осуществляющее социальные перевозки в Республике Марий Эл, дважды подвергалось процедуре банкротства. В 2007-2008 гг. обанкротилось Йошкар-Олинское ПАТП-1 из-за неуплаты налогов. На его месте было создано ГУП Республики Марий Эл “Пассажирские перевозки”. Но уже в мае 2013 года предприятие вновь стало банкротом.

С 1 сентября 2013 года коллектив предприятия был переведен во вновь образованную организацию ООО “Пассажирские перевозки”, чтобы начать работу с чистого листа, своевременно платить зарплату, осуществлять налоговые платежи. Но проблемы остались прежние. Объем возмещения затрат на перевозку льготных категорий пассажиров за счет бюджетных средств в виде субсидий не покрывает расходов на перевозки региональных льготников. Средства на финансирование перевозок 110 тыс. человек федеральных льготников на предприятие не поступали с 2009 года. Администрация предприятия была вынуждена обратиться в суд и выиграть иск к Министерству финансов Российской Федерации за 2009-2011 год. Деньги в 2013 году из бюджета Российской Федерации также не поступали и, по информации Министерства финансов Республики Марий Эл, в 2014 году не запланированы, а это – десятки миллионов рублей.

Ежегодно растут цены на энергоносители, топливо, запасные части и агрегаты, автошины. Несмотря на это, субсидии наоборот сокращаются: так, по сравнению с прошлым годом, дотации снизились на 20%. А бюджет Республики Марий Эл на 2014 год предусматривает сокращение расходов на транспорт еще на 28%.

Собственные доходы предприятия от перевозки пассажиров также сокращаются из-за недобросовестной конкуренции частных перевозчиков, курсирующих по маршрутам социальных автобусов и отправляющихся строго перед ними. Частники увозят всех платных пассажиров, оставляя лишь льготников. За все эти годы не принято никаких реальных мер со стороны Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, Транспортной инспекции Республики Марий Эл, Прокуратуры.

Как известно, основная задача общественного транспорта – безопасная, максимально комфортная перевозка пассажиров. Однако после распада СССР городской транспорт фактически лишился поддержки государства. Роль в организации пассажирских перевозок была переложена на органы местного самоуправления. Многие из нас помнят время, когда оставшиеся без финансирования местные власти ничего, кроме привлечения частных перевозчиков, предложить не могли. А это, в свою очередь, автоматически поменяло цель общественного транспорта, превратив пассажирские перевозки в бизнес. А у бизнеса свои законы, в которые ни удобства для пассажиров, ни вопросы безопасности, ни рациональная организация транспортных потоков не вписываются. То есть не решаются именно те задачи, которые призван решать общественный транспорт. Справиться со всем этим мог бы муниципальный транспорт, но он, в условиях, когда получение прибыли стоит на первом месте, не выдерживает конкуренции с коммерческими перевозчиками. В городе огромное количество частных маршрутов, работающих по системе плана: необходимо привезти N-ю сумму своему хозяину, а все остальное можно забирать себе. Такой доход не облагается подоходным налогом, да и не может, поскольку учет выручки попросту отсутствует. Водителям маршруток становится невыгодно работать по графику, так как пассажиры не успевают накопиться на остановках. Выгода диктует им необходимость держать максимально больший интервал с впереди идущим конкурентом. А для того, чтобы собрать больше пассажиров, маршрутчики стараются двигаться строго перед автобусом или троллейбусом, не давая им проехать, иногда убегая на остановку-две вперед. Это ли не доказательство того, что утверждение – маршрутные такси быстрые и маневренные, мягко говоря, – неправда!?

Кроме того, водители маршруток – вольнонаемные рабочие, поэтому им нет необходимости содержать инфраструктуру, состоящую из ремонтных мастерских, складов и обслуживающего персонала. Они предпочитают ремонтироваться самостоятельно в кустарных условиях. И охраняемая стоянка маршрутчикам нужна не так часто: микроавтобус может переночевать под окном. И технический контроль осуществляется по принципу – завелась, значит все в порядке. И медицинский осмотр прекрасно заменяет жвачка. Для чего лишние расходы, если контроля за их деятельностью практически нет.Редкие рейды сотрудников ГИБДД, никак не способствуют наведению порядка, а контроль осуществляется, пожалуй, только посредством телефонных звонков сознательных граждан в соответствующие органы. Также многие владельцы маршрутных такси всерьез считают, что микроавтобусы иностранного производства очень дороги даже в кустарном обслуживании, и вновь начинают обращать свои взгляды на менее дорогие отечественные “Газели”. Так что эра “парнокопытных”, похоже, снова начнет расцветать.

Практика развитых стран показывает: максимально эффективно удовлетворять транспортные потребности населения способен только большой транспорт, работающий не на прибыльность, а на качество перевозок. Понятия маршрутное такси в этих странах уже нет, есть только организованный общественный транспорт большой вместимости. Неудовлетворительная организация работы пассажирских перевозок в столице Марий Эл заставляет йошкаролинцев отдавать предпочтение личному автотранспорту. В результате чего мы видим на дорогах пробки, заторы, ухудшающуюся экологическую обстановку и множество ДТП, в которых погибает все больше людей.

По сути, оба муниципальных перевозчика находятся сейчас в агонии. Им не дают умереть, ибо тогда в городе действительно начнется коллапс, но и не дают возможности развиваться. Такой подход к общественному транспорту более чем неразумен в столице республики, стремящейся завоевать внимание российских и иностранных туристов. Последние чаще пользуются муниципальным общественным транспортом: он дешевле и надежнее частного, а во время поездки предпочитают разглядывать не достопримечательности города за окном, а хлам, в котором едут.

Комментариев нет:

Отправить комментарий