«Горэлектротранс» намерен решить проблему с моральным износом 60% трамваев предприятия с помощью инвестора. Как стало известно «Фонтанке», предприятие в настоящее время ведет переговоры с двумя частными компаниями по передаче им права обслуживания, ремонта и замены подвижного состава одного из парков. Срок действия контракта может составить до 30 лет. Аналогичный проект уже реализуется в московском метро, где «Трансмашхолдингу» отдано целое депо.
В настоящее время около 60% из 700 трамваев, которые курсируют по улицам города, выработали свой ресурс и требуют немедленной замены. Однако из-за высокой стоимости подвижного состава обновление идет крайне медленно: как указано на сайте комитета финансов, в 2014 году на закупку новых трамваев будет выделено 800 млн рублей, в 2015-м – 500 млн, в 2016-м – 300 млн. При этом средняя стоимость одного трехсекционного состава – около 45 млн рублей.
В связи с этим в ГУПе «Горэлектротранс» разработали проект по привлечению инвестора для замены подвижного состава. В общих чертах схема реализации этих проектов будет следующей: частная компания заключает с предприятием договор на обслуживание и реконструкцию всех трамваев одного из парков. С этого момента инвестор отвечает за ежедневный осмотр подвижного состава, за его текущий и капитальный ремонт. Кроме того, в договоре прописывается обязанность по закупке новых составов, которые после поступления в парк также обслуживаются частниками.
Таким образом, речь идет о так называемом «контракте жизненного цикла», который подразумевает, что поставщик отвечает за свою продукцию в течение всего срока эксплуатации. Учитывая, что срок службы современных трамваев может достигать 30 лет, то на этот срок, возможно, и будет заключен контракт. Рассматривается также и другой период – от 17 до 20 лет.
Как рассказал «Фонтанке» советник директора «Горэлектротранса» Сергей Китаев, серьезный интерес к проекту есть у двух компаний: группы «Синара» и ООО «Глобальные технологии и системы».
«Синара» является производителем скоростных электричек «Ласточка», а в 2013 году вела переговоры о покупке обанкротившегося «Петербургского трамвайно-механического завода». Однако в итоге покупка не состоялась, а «Синара» теперь собирается строить собственный трамвайный завод в Волгограде.
Что касается ООО «Глобалтехсистем», то это московская компания, которая специализируется на научно-исследовательских работах, в том числе – в области транспорта. Так, в 2012 году предприятие занималось изучением системы энергоснабжения электрического транспорта Казани и готовило предложения по повышению его энергоэффективности. Кроме того, компания является соучредителем фирмы «Транспортные интеллектуальные системы», которая в 2012 году сделала для Петербурга концепцию введения платной парковки.
«Синара» интересуется возможностью заключения контракта на обслуживание 8-го трамвайного парка на проспекте Стачек. По предварительным подсчетам, инвестору предстоит отремонтировать около 50 шестиосных вагонов и 10 коротких, четырехосных, продлив срок их службы еще на 10 лет. Кроме того, инвестор должен будет закупить 50 новых шестиосных составов. «Глобалтехсистем» присматривается к 7-му парку на улице Грибакиных. Здесь конкретных параметров проекта еще не разработано, всего в парке около 150 трамваев.
Предполагается, что за обслуживание и ремонт подвижного состава инвестор будет получать от городского бюджета те средства, которые сейчас на эти цели тратит ГУП. По 8-му трампарку речь идет примерно о 200 млн рублей в год, по 7-му – чуть больше. При этом будут предусмотрены штрафы для концессионера в случае ненадлежащего выполнения своих обязанностей (например, поломки составов).
Что касается подвижного состава, то его планируется закупать в лизинг, так как, к примеру, единовременное приобретение 50 составов для 8-го парка может обойтись минимум в 2,5 млрд рублей. Как говорит Сергей Китаев, лизингодателем, в частности, может стать «Сбербанк Лизинг», с которым ведутся соответствующие переговоры. Отметим также, что если контракт будет заключен с «Глобалтехсистем», то компания готова поставлять чешские трамваи с 50%-ным уровнем производства компании Inekon: опытный образец этот состава недавно прибыл в Петербург для испытаний.
В «Горэлектротрансе» пока не могут сказать, когда могут быть заключены подобные контракты, так как схема сложная и требует тщательной проработки. При этом, согласно действующему законодательству, предприятию или профильным комитетам Смольного придется проводить конкурс – заключить контракт напрямую с одним из вышеназванных поставщиков нельзя.
Отметим, что подобная схема уже реализуется в Москве: там концерн «Трансмашхолдинг» получил в управление депо «Новогиреево» столичной подземки сроком на 30 лет, стоимость проекта оценивается в 143 млрд рублей: за эти деньги компания будет обслуживать существующие составы, а также поставит свыше 800 новых вагонов. В «Петербургском метрополитене» такую возможность пока не рассматривают.
В связи с этим в ГУПе «Горэлектротранс» разработали проект по привлечению инвестора для замены подвижного состава. В общих чертах схема реализации этих проектов будет следующей: частная компания заключает с предприятием договор на обслуживание и реконструкцию всех трамваев одного из парков. С этого момента инвестор отвечает за ежедневный осмотр подвижного состава, за его текущий и капитальный ремонт. Кроме того, в договоре прописывается обязанность по закупке новых составов, которые после поступления в парк также обслуживаются частниками.
Таким образом, речь идет о так называемом «контракте жизненного цикла», который подразумевает, что поставщик отвечает за свою продукцию в течение всего срока эксплуатации. Учитывая, что срок службы современных трамваев может достигать 30 лет, то на этот срок, возможно, и будет заключен контракт. Рассматривается также и другой период – от 17 до 20 лет.
Как рассказал «Фонтанке» советник директора «Горэлектротранса» Сергей Китаев, серьезный интерес к проекту есть у двух компаний: группы «Синара» и ООО «Глобальные технологии и системы».
«Синара» является производителем скоростных электричек «Ласточка», а в 2013 году вела переговоры о покупке обанкротившегося «Петербургского трамвайно-механического завода». Однако в итоге покупка не состоялась, а «Синара» теперь собирается строить собственный трамвайный завод в Волгограде.
Что касается ООО «Глобалтехсистем», то это московская компания, которая специализируется на научно-исследовательских работах, в том числе – в области транспорта. Так, в 2012 году предприятие занималось изучением системы энергоснабжения электрического транспорта Казани и готовило предложения по повышению его энергоэффективности. Кроме того, компания является соучредителем фирмы «Транспортные интеллектуальные системы», которая в 2012 году сделала для Петербурга концепцию введения платной парковки.
«Синара» интересуется возможностью заключения контракта на обслуживание 8-го трамвайного парка на проспекте Стачек. По предварительным подсчетам, инвестору предстоит отремонтировать около 50 шестиосных вагонов и 10 коротких, четырехосных, продлив срок их службы еще на 10 лет. Кроме того, инвестор должен будет закупить 50 новых шестиосных составов. «Глобалтехсистем» присматривается к 7-му парку на улице Грибакиных. Здесь конкретных параметров проекта еще не разработано, всего в парке около 150 трамваев.
Предполагается, что за обслуживание и ремонт подвижного состава инвестор будет получать от городского бюджета те средства, которые сейчас на эти цели тратит ГУП. По 8-му трампарку речь идет примерно о 200 млн рублей в год, по 7-му – чуть больше. При этом будут предусмотрены штрафы для концессионера в случае ненадлежащего выполнения своих обязанностей (например, поломки составов).
Что касается подвижного состава, то его планируется закупать в лизинг, так как, к примеру, единовременное приобретение 50 составов для 8-го парка может обойтись минимум в 2,5 млрд рублей. Как говорит Сергей Китаев, лизингодателем, в частности, может стать «Сбербанк Лизинг», с которым ведутся соответствующие переговоры. Отметим также, что если контракт будет заключен с «Глобалтехсистем», то компания готова поставлять чешские трамваи с 50%-ным уровнем производства компании Inekon: опытный образец этот состава недавно прибыл в Петербург для испытаний.
В «Горэлектротрансе» пока не могут сказать, когда могут быть заключены подобные контракты, так как схема сложная и требует тщательной проработки. При этом, согласно действующему законодательству, предприятию или профильным комитетам Смольного придется проводить конкурс – заключить контракт напрямую с одним из вышеназванных поставщиков нельзя.
Отметим, что подобная схема уже реализуется в Москве: там концерн «Трансмашхолдинг» получил в управление депо «Новогиреево» столичной подземки сроком на 30 лет, стоимость проекта оценивается в 143 млрд рублей: за эти деньги компания будет обслуживать существующие составы, а также поставит свыше 800 новых вагонов. В «Петербургском метрополитене» такую возможность пока не рассматривают.
Комментариев нет:
Отправить комментарий