четверг, 13 марта 2014 г.

Будапешт: Ненаписанный рассказ про призрак городского трамвая


Это было бы неторопливое меланхолическое повествование о том, как шелестят под ногами сухие прошлогодние листья на тропинках среди будайских холмов, поросших лесом, но – прозрачным, пригородным, проницаемым для долетающих издалека городских шумов, если таковые вдруг заведутся, что вряд ли, поскольку неторопливый и не склонный к буйству Будапешт здесь, в Буде, особенно нетороплив и к буйству не склонен; о том, как исчезает время – не природное (пусть останется вот это, уже явно весеннее, но числящееся зимним в календаре), а историческое, и год 2014 уступит место тому самому, да, ему, неоднократно помянутому здесь 1896-му – тысяча восемьсот девяносто шестому тучному и золотому – году, когда уставший от шестимесячного празднества город по инерции всё продолжал и продолжал праздновать, находя для того всё новые поводы – вот, пожалуйста, открытие трамвайной линии к парку «Зуглигет», чем не повод, тем более, что инерция украшения города такова, что всё следующее десятилетие город будет продолжать украшать себя домами, похожими на дворцы, и мостами, похожими на заставку стиля ар-нуво в модном журнале, да вот хотя бы и ажурными трамвайными остановками-павильончиками, где ожидание трамвая скрашивается свежими круассанами и, естественно, кофе, о котором Дьюла Круди даже и не упоминает, поскольку «А как же иначе?», и о том, что всё это – увы – уже не существует, или почти не существует, и запах кофе вытесняется запахом мокрой травы, и пропадают, стертые резинкой, линии рельсов, и умолкает звон трамвая; ну да бог с ним, с меланхолическим и длинным рассказом, поскольку есть уже написанный и опубликованный – слава интернету – пост с картинками к которому я вас сейчас и направляю, под звук навсегда уехавшего в прошлое, – туда, к исчезнувшему мосту Елизаветы, к пропавшей башенке Архива, к сгинувшему Национальному театру – будапештского трамвая 58-го маршрута.

История одного из самых примечательных маршрутов Будапешта № 58 «Московская площадь – Зуглигет (Zugliget)» началась ещё в 1867 году.

«Зуглигет (Zugliget)» – красивейший район будайских гор, облюбованный жителями Будапешта как парк для воскресных и праздничных прогулок, считавшийся «лёгкими города». В 1840 году в этом месте появился первый курортный поселок.


Будайские горы
Antal Berkes (Hungarian, 1874 - 1938) «Park in Sunlight (Zugligeti Scene)» 1907

Предприимчивые владельцы компании «Budai Közúti Vaspálya Társaság» решили запустить к парку линию конной железной дороги, что и произошло 30 сентября 1868 года. Поток отдыхающих увеличился, даже не смотря на то, что конка была неудобна из-за своей медлительности и непредсказуемости. В первый месяц, в общей сложности, услугами линии воспользовались 42329 пассажиров, цифра для того времени особенно большая. Поэтому вполне естественно, что владелец был особенно заинтересован в электрификации линии.

Первый трамвай побежал по рельсам к парку «Зуглигет» 15 сентября 1896 года. 4 июня 1900 года на линии произошло серьёзное крушение - на спуске сорвался и перевернулся вагон. Четыре человека погибли и многие были ранены, поэтому понятно, что был огромный скандал. После этого происшествия владельцы компании решили, что надо сократить длительность маршрута до ровной местности. А с 1911 года на нём эксплуатировались только вагоны с новой перекрёстно-индуктивной тормозной системой, исключавшей потерю управления.


4 июня 1900 года устранение аварии на маршруте

В 1903 году на открытой платформе конечной станции был построен необыкновенной красоты остановочный павильон в модном тогда альпийском стиле. Первоначально он предназначался для отдыха на промежуточном этапе при подъёме на гору. Тонкие деревянные колонны зала создавали фантастическую атмосферу.

Круди Дьюла (1878-1933), венгерский писатель, в романе «Красный дилижанс» (1913) упоминает об этой станции: «Мы долго ожидали на холмах Буды своего водителя, но ожидание было скрашено огромными круассанами, подающимися на этой великолепной станции...»







После войны к зданию пристроили крыло, превратив его в жилой дом с квартирами. Дом на конечной станции, который трамвай объезжал с двух сторон.





На этой фотографии особенно хорошо видна пристройка.




70-е годы

Маршрут был погублен «Великой Троллейбусной Идеей». Планировалось развивать троллейбус в Буде, и уход за путями прекратился. Износ путей привёл к тому, что в январе 1977 года маршрут стал работать как однопутный, а спустя несколько дней, 17 января, был «временно заменён автобусным маршрутом номер 158». На фотографии, очаровавшей меня, запечатлена та самая последняя поездка 17 января 1977 года:



На сегодняшний день часть путей вырвали и продали на металлолом; часть замурована под автостоянкой.

Местные жители очень обеспокоены, что некогда прекрасное здание станции стремительно разрушается.







































Комментариев нет:

Отправить комментарий