четверг, 13 марта 2014 г.

Всё метро мира: Берлинское метро U-Bahn


Берлинское метро одно из самых прогрессивных в мире. Да, оно не такое красивое, как московское, не такое старое, как лондонское, не такое большое, как нью-йоркское. Оно другое.


Берлинский метрополитен U-Bahn Berlin и городская электричка S-Bahn Berlin это практически одно и то же и составляют основу общественного транспорта города. Поэтому хоть рассказ и про метро, но будут мелькать картинки S-Bahn.



Помните же, что в Берлине много велосипедистов? Ну вот и мы доедем от квартиры до ближайшей станции и оставим велик на парковке возле входа.


Станции находятся довольно часто. Ни разу для того, чтобы добраться до метро не пришлось пользоваться наземным транспортом. Да я им вообще за неделю только один раз воспользовался, только когда в аэропорт уже ехал.


Большинство станций неглубокого залегания, так что на некоторых даже нет эскалатора. Примерно 80% путей U-Bahn проходят под землей. Собственно, по большому счету U от S только и отличается, что одно под землей, а другое по эстакадам и то, что у электрички протяженность путей (а значит и охват) в два раза больше — 330 км. Хотя станций меньше — 165 против 173 метрополитеновских. Ну и вагоны за счет габаритов попросторней.


Так вот, метрополитен в Берлине очень близок к славному званию коммунистического. Тут нет турникетов. Вообще, от слова «совершенно». Зато три зоны, масса вариантов тарифов и у неподготовленного человека типа меня может возникнуть оторопь и ступор.


На больших пересадочных узлах возле автоматов по продаже дежурят специально обученные люди, которые с помощью немецкого или английского помогут приобрести вам нужный билет. Вкратце, в Берлине три зоны: А-центр, В-практически весь город до окраин и С-чуть больше периметра города с некоторыми пригородами и Потсдамом. Эти зоны можно комбинировать. Кроме зоны покрытия билеты отличаются временем действия и количеством пассажиров, могущих одновременно по нему ехать. Да, один и тот же билет распространяется на весь городской транспорт. Если покупать в наземном, то билеты уже действующие, если покупать в подземке, то для активации его надо «пробить» в специальном аппарате на станции.


Самым дорогим получается билет на одну поездку, что-то около трех евро за два часа действия. Мы же взяли недельный проездной для зон АВ почти за 30 евро на человека, который окупился на второй день. Можно было бы взять билет, совмещенный с билетами в основные музеи и выставки, специально для туристов.Кстати, в пунктах продаж билетов без проблем принимают карты. Вообще, в Германии больше любят Maestro, Electron принимают не везде.


Дальше надо понять, на чем и куда ехать. В принципе, это не трудно, стоит только найти точку старта и точку финиша и посмотреть возможные варианты. При сноровке (у нас она появилась день на третий) время в пути по центральному Берлину вряд ли будет занимать больше получаса.


Все станции и переходы оснащены огромным количеством указателей, на которых написаны типы транспорта, линия и конечные станции. U(метро)2(линия)Pankow(конечная). Очень удобная система, тем более, что если указатель стоит, то будьте уверены, пойдя в эту сторону вы сядете именно на этот поезд.


Иногда какая-то станция, перегон или переход закрыты и тогда на платформах размещаются временные указатели. Тоже трудно ошибиться. Если перекрывается движение по какому-то отрезку линии, значит наверху ходит специальный транспорт с пометкой SEV (Shienen Ersatz Verkehr) в точности повторяющий закрытый маршрут подземки.


Сильно удивило количество людей на платформах и переходах. Их очень мало, нет никакой толкучки и давки. На фото один из больших пересадочных узлов в будний день. При этом услугами метро ежедневно пользуются почти полтора миллиона человек. В Берлине, к слову, проживает три с половиной миллиона человек.


Некоторые линии электричек и метро работают круглосуточно, но большинство закрывается с часу ночи и до четырех утра.


Вот наглядный пример стандартной станции берлинского метро.


Прокатимся?


Я насчитал четыре или пять видов вагонов. На старых линиях используются узкие составы, на более поздних — широкие. Ширина колеи у них одинаковая, разница в габаритах. Отличить метропоезд от электрички можно по букве на U на информационной табличке и цвету. Метрошные вагоны желтые, электрички желтые только сверху, низ красный.


На одной из станций встретилось вот такое чудо. Видимо, какой-то рабочий состав для обслуживания путей.


Это современный вагон узкого типа. На этой же линии ездят и старые составы. Они какие-то более уютные, хотя места в них вроде бы меньше.


Наклейки на стеклах указывают, можно или нет провозить велосипед. Где-то даже указывается максимально разрешенное количество велосипедов в одном вагоне. Не очень понятно, что делать, если ты вошел с великом, а лимит уже исчерпан и как разбираются, кто лишний. По рабочим дням утром и с 14.00 до 17.30 перевозка велосипедов запрещена вообще, но многие этим запретом пренебрегают.


Остальные стекла спрятаны под многослойной антивандальной пленкой. Пленка состоит из трех-пяти слоев и при повреждении верхнего слоя он просто снимается и стекло вновь чистое. Довольно спорный рисунок Бранденбургских ворот к этой пленке отношения не имеет, он нанесен отдельно. Смотрится, честно говоря, жутковато.


Двери на остановках открываются только после нажатия кнопки. Очень удобно: если никто не выходит или не входит, то и дверь не дергается.


Вот так выглядит перевозка велосипеда.


А вот так ездят собаки.


А это местный джаз-бенд. Попрошаек в стиле «поможите, мы отстали от поезда» нет, люди хоть что-то делают для того, чтобы им дали денег. Даже откровенно бомжеватого вида попрошайки декламируют стихи или продают газеты, пересказывая передовицы.


Бомжей и пьяных тоже никто не гоняет. Пока они никому не мешают. На фото часов одиннадцать утра субботы и таких персонажей было довольно много. Немцы не дураки выпить.


А вот полицию я видел только один раз. И то у них была какая-то спецоперация на платформе, кого-то ждали. Вспоминаю московский метрополитен лет пятнадцать назад, когда казалось, что он работает сам по себе и кроме машинистов и бабушек в стаканах у эскалатора никого из персонала нет. Как же достали эти нихрена не делающие толпы московской полиции и курсантов…


Так же не встретил я и контролеров. За все время довольно интенсивных поездок у меня так и не проверили билет. Но это не значит, что покупать билет не надо. Во-первых, нарушителю полагается штраф в 40 евро, во-вторых, на него составляется протокол, в-третьих, при систематическом нарушении составляется заявление в полицию. Туристам тоже лучше заплатить штраф. Если вы гражданин Европы, то он вас все равно найдет дома, только может увеличиться раз в пять, а если с востока, то вашу фамилию могут внести в специальный список и в следующий раз не дать визу или не впустить в страну. Это же касается и дорожных штрафов.


Реклама в метро присутствует, причем каких либо специальных «метрошных» форматов я не заметил. Вполне себе стандартная городская наружка.


Все то же утро той же субботы


Прокатимся по нескольким станциям.


На каждой станции есть ларек типа нашей союзпечати, и как и у нас раньше в нем можно купить все, что угодно. От кроссворда до пива и от детских наклеек до презерватива. На большинстве станций можно выпить кофе и перекусить.


Сами станции не очень интересны. Старые отличаются оформлением, но в основном все равно однотипны, большинство новых вообще ни о чем.


Ну и состояние большинства из них оставляет желать лучшего. Во времена Берлинской стены часть станций, включая и Potsdamer Platz были закрыты. Подземная связь между востоком и западом была только через КПП на станции Friedrichstrasse.


И вездесущие нечитаемые каракули. На всех языках выглядят одинаково хреново.


Стандартная платформа электрички в одном из спальных районов. Слева идут пути для экспрессов и поездов дальнего следования.


В один из дней было решено отправиться в музей метро.


Он находится на станции U2 «Olympia-Stadion». Как нетрудно догадаться, кроме музея тут располагается олимпийский стадион, на котором в 1936-м году проходила Олимпиада. К слову, кроме фильма Лени Рифеншталь и выступления Джесси Оуэнса, та Олимпиада была знаменательна тем, что ее впервые транслировали по телевидению в прямом эфире.


В музей мы не попали, оказывается, он открыт всего один день в месяц. Зато посмотрели на местное депо и станцию.


Спускаться решили не по ступенькам, а на лифте.


Лифтами оборудовано большинство станций и пользоваться ими может любой желающий. Не надо доказывать, что ты инвалид и искать специального человека с ключами. И все встреченные лифты были открыты и работали. Поразительно.


Очень крутые тактильные кнопки!


Вот так лифт выглядит со станции. Сама станция не заглубленная, островного типа.


Аскетичная, ничего лишнего. В принципе, как и во всем берлинском метро.


В метрополитене, да и вообще в Германии, много аутентичных старых вещей. Видимо, такой немецкий подход — зачем менять вещь, пока она работает? Тем более, работает уже не первый десяток лет.


Тут был обнаружен глюк. На табло написано, что поезд будет через 23 минуты, в то время, как он уже подъезжает к платформе. Через пару секунд табло исправилось. Вообще же интервал между поездами составляет 2-3 минуты в час пик и пять-десять в остальное время.


Вот такая зарисовка про метро получилась. Можно было бы еще рассказать про историю строительства, про бомбоубежища во время Второй Мировой, про потоп в 45-м и истории времен Стены. Но это большой материал, который требует отдельного рассказа.