суббота, 5 июля 2014 г.

Подземный мир вечного студента: как работает машинист метро


Грохочущие по рельсам колеса, темный тоннель, механическое "Осторожно, двери закрываются". Серая подземная обыденность? Дорога, в которой можно почитать книжку или посидеть в бесплатном Wi-Fi? Нет: работа. 

Сумбурное человеческое, а не электронное "Как можно быстрее производите высадку и посадку" и мельком замеченная у первого вагона фигура с черным портфельчиком. Вот, в общем-то, и все наши "столкновения" с машинистами электропоездов – одними из главных людей метрополитена.

Знакомиться поближе с теми, кто не боится темноты, корреспондент M24.ru отправился в электродепо "Красная Пресня". Здесь мы встретили Дмитрия, который накануне получил третью звезду на погоны (да-да, у машинистов они тоже есть), его ученика Виталия и Михаила, предпочитающего подземелье небу.

По следам сине-белых вагонов

Электродепо сильно напоминает обычный вокзал – впечатление схожести развеивают разве что рабочие в ярко-рыжих жилетах. Длинные платформы, поезда, сообщающие о своем прибытии пронзительным гудком, крыша, сквозь которую просачивается яркий солнечный свет. Так выглядит место, куда отправляется поезд, который "дальше не идет".
- Прямо проходите. Вот по той платформе. Участники скоро придут, - говорит нам один из сотрудников "Красной Пресни". Сегодня здесь проходит практический этап конкурса на звание лучшего машиниста Московского метро, двум претендентам предстоит справиться со смоделированными ЧП.

Конкурс на лучшего машиниста метрополитена проводят уже в 17-й раз. Соревнование престижное: во-первых, победители получают денежные призы (за первое место – 100 тысяч рублей, за второе – 60, за третье – 40), во-вторых, имеют шанс досрочно повысить свой класс квалификации.

Состязание состоит из двух частей – практической и теоретической. Принцип конкурса из года в год не меняется, а вот вопросы и задания всегда разные. Практику конкурсанты проходят парами – так проще и оценщикам, и самим машинистам. Теорию сдают все сразу, в один день.

Принять участие в конкурсе может любой машинист метро, правда, сначала нужно победить в предварительном состязании, "локальном" - которое проходит в депо.

- "Орел" - депо принимающее, "решка" - то, что в гостях, - говорит перед стартом конкурсного этапа, подбрасывая монетку, один из организаторов. Выигрывает "решка" - а значит, первым выполнять испытание предстоит машинисту электродепо "Варшавское". Молодого человека зовут Виталий.


Виталий и Михаил – два из десятка с лишним машинистов, которые пробуют себя в конкурсе. Практические задания, согласно правилам, проходят парами, так что встретиться с остальными соперниками ребятам предстоит только на теории.

Виталий, машинист электродепо "Варшавское":
Думаю, выполнять практические задания труднее – при ответе на теоретический вопрос у тебя всегда есть шанс подумать. Да и самому – руками – делать "соображать" не требуется.

С другой стороны, многие вещи машинист делает на автомате. Когда что-то случается, ты точно знаешь, как нужно поступить, следуешь инструкции.

Главное, когда появляется какая-то неисправность, – первым делом успокоиться и определить, что случилось.

Незаметно незаменимые
Пассажиры редко видят машинистов. А потому не всякий обыватель, наверное, задумывался о том, что именно эти специалисты первыми должны реагировать на любые поломки составов и экстремальные ситуации – вроде подтоплений, например. Пожалуй, только смотревший отечественный блокбастер "Метро" вспомнит, чего стоили машинистам те решения, которые они принимали для спасения своих пассажиров.

Михаил, машинист электродепо "Красная Пресня":
Одна моя подруга говорит, что, пока мы не познакомились, она вообще никогда не видела машинистов в метро. Просто ездила и все. Мало кто из простых пассажиров обращает на нас внимание. Такие вот мы незаметные, наверное.

В экстремальных условиях

Главная "настольная книга" машиниста - свод профинструкций. За любое неточное действие и незначительное отступление от правил можно схлопотать выговор (или что-то еще более серьезное). А чтобы инструкции не забывались, "водители" электропоездов постоянно учатся - для чего в каждом депо работают машинисты-инструкторы, которые регулярно проверяют их навыки и знания. За каждым "закреплены" свои машинисты.


Дмитрий, машинист-инструктор по техническому обучению электродепо "Варшавское":
У нас есть такая поговорка: машинист – это вечный студент. Инструкторы работают со всеми, даже с опытными машинистами.

Конечно, к тем, кто только начинает работать, внимание особое. Но и помощник, ставший машинистом, продолжает обучение. Он постоянно что-то учит, его знания, умения, правильность действий, согласно нормативам, регулярно проверяются.

Делается все это для того, чтобы машинисты не забыли то, чему их учили с самого начала. Дергать ручку они, конечно, и так умеют, а вот аварийные ситуации происходят не с каждым: можно отработать 20-30 лет, и так и не получить никакого печального опыта. Без обучения существует риск того, что человек будет десять лет ездить без происшествий и напрочь забудет, как действовать при их наступлении. А потом раз – и случится что-нибудь. Так нельзя.

Каждые два года машинисты сдают техминимум. Это экзамен, 30 билетов. Причем если результат неудовлетворительный, к работе тебя не допустят, отправят на пересдачу. Еще ежегодно сдается электробезопасность и раз в два года – охрана труда.

Кстати, как раз накануне нашего разговора Дмитрий, "наставник" Виталия, получил на погоны третью звезду – официально стал машинистом-инструктором. Соответствующие обязанности он, впрочем, исполнял уже в течение нескольких месяцев, теперь же получил подтверждение нового звания.

Дмитрий, машинист-инструктор по техническому обучению электродепо "Варшавское":
У нас своя система звезд – почти как в армии! (улыбается) Сначала, когда ты помощник машиниста, на погонах нет ни одной звезды. У машиниста без класса и машиниста третьего класса звезда одна.

Две звезды означает либо второй, либо первый класс. Три звезды – это погоны машиниста-инструктора.

Темные тоннели, яркие огоньки, постоянный поток бесчисленных пассажиров - для машинистов-инструкторов все это позади. К тому же, звание открывает новые карьерные перспективы - можно попробовать стать одним из управленцев депо, например.

От мечты детства до большой зарплаты

Длинные перегоны, которые "простые смертные" видят исключительно из окон вагонов, скорость, чувство управления огромной машиной. И, с другой стороны, вся та вечная суета, которая ассоциируется с метро у каждого, кто хоть раз толкался в час пик на одном из переходов. Находят ли машинисты в своей работе романтику? Некоторые - очень даже.

Михаил, машинист электродепо "Красная Пресня":
Я стал машинистом, потому что это была мечта детства. Причем мне всегда нравились именно поезда метро, а не обычные. Они под землей - прикольно же! Весело.

Сначала я, правда, поучился в Московском авиационном институте, на первом факультете и отслужил в армии. В МАИ попал как-то нечаянно, кривая, так сказать, завела… так что после армии не стал восстанавливаться, а пошел в метро.

Самолеты я, кстати, строить так и не научился – высшее у меня неоконченное. Я ушел после второго курса, когда только закончилась общая программа.

Самое любимое у меня в профессии – это процесс вождения. У нас здесь тоже есть гонки - почти как на ралли! (смеется) В час пик или если у кого-то опоздание мы по-быстрому пытаемся успеть друг за другом. Это, естественно, совсем не опасно! Пассажиры даже не замечают. (улыбается).

Дмитрий, машинист-инструктор по техническому обучению электродепо "Варшавское":
Отлично помню свой первый "самостоятельный" перегон. До этого я был помощником, у меня был машинист, который рассказывал и показывал, что и как, всегда находился рядом. А теперь я сам стал машинистом и впервые поехал один...

Тот перегон был, конечно, жутковат. Если раньше я мог положиться на своего опытного коллегу, то теперь оказался один. Мне 20 лет, за спиной две тысячи пассажиров, вокруг темнота, машина большая… что с ней делать, если что-то случится? (улыбается) Конечно, меня учили, готовили, но ощущение все равно было жутковатое. Потом уже привык.

Теперь, когда за плечами уже 17 лет работы в метро, вести поезд – обычное дело. Тот, кто впервые попадает в кабину, ему все интересно – и тоннель, и станция, и выезд из тоннеля… А мне вот теперь уже кажется, будто так в моей жизни было всегда.

Есть, впрочем, машинисты, которые любят свою работу больше за высокую зарплату. Дмитрий говорит, что многие его ученики отправились в метро чисто "из материальных соображений". Наверное, отчасти такой выбор логичен - в среднем, машинист получает 90 тысяч рублей в месяц.


Женщинам вход воспрещен
В среде машинистов есть и отслужившие 20-летние ребята, и 40-летние семейные мужья (то ли вспомнившие детские мечты, то ли просто вдруг оставшиеся без работы), и даже лица преклонного возраста. А вот представительниц прекрасного пола на этой должности не ждут.

Запрет брать женщин в машинисты закреплен законодательно, и достаточно давно: еще в 2000 году российское правительство постановило, что такая работа прекрасному полу противопоказана (постановление номер 162 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин"). Считается, что постоянное нахождение под землей вредит здоровью девушек и женщин и может негативно сказаться на их способности иметь детей.

Раньше, впрочем, слабый пол активно брали в машинисты. И выгонять уже работающих женщин с должности после принятия постановления тоже никто не стал (хотя многие, говорят, ушли сами). Совсем недавно из столичной подземки уволилась последняя женщина-машинист, Наталья Корниенко. Она долгое время трудилась на Сокольнической ветке.

В 2008 году на должность машиниста метро пыталась устроиться девушка по имени Анна Клевец. Ее не взяли, после чего Анна обратилась в суд, апеллируя тем, что, согласно Конституции, мужчины и женщины имеют равные права на выбор профессии. Но Верховный суд признал справедливым постановление российского правительства.

Михаил, машинист электродепо "Красная Пресня":
Мужчин тоже, естественно, берут не всех. Основные требования – это отличное зрение, такой же слух и отсутствие проблем с сердцем.

"Отойдите подальше от края платформы"
Машинисты признаются, что один из главных кошмаров "водителя" электропоезда – падение человека на рельсы. Моментально остановить поезд, заметив пассажира, упавшего на рельсы, невозможно.

Дмитрий, машинист-инструктор по техническому обучению электродепо "Варшавское":
У меня был один такой случай. Закончилось все хорошо: живой, достали. Человек был неадекватный, пьяный – обычно они и падают.

Михаил, машинист электродепо "Красная Пресня":
Одному как-то раз чуть ноги не отрезал. Пьяный сидел, с платформы свесился. Но все закончилось благополучно: человека убрали передо мной, я до него не доехал.

Я сразу нажал на "тайфун" (громкий и пронзительный сигнал электропоезда метро), какой-то мужчина на платформе подорвался и отодвинул того, свесившего ноги.

Лучший из лучших

Пока мы беседовали то с Михаилом, то с Виталием, этап конкурса завершился. Практических заданий было два, в обоих ребятам нужно было справиться со смоделированными неисправностями подвижного состава. Они "звонили" из кабины диспетчерам, возились с инструментами на рельсах, проверяли вагоны.


За действиями конкурсантов наблюдала комиссия из сотрудников депо, которые записывали неточности, совершенные машинистами при выполнении заданий. Инженер отдела эксплуатации, с блокнотом и ручкой следовавший за ребятами, сказал, что важна была и сама последовательность действий, и соблюдение техники безопасности.

По итогам практики лучшим стал Михаил. Он же, как мы выяснили в день финала конкурса, получил в итоге почетное звание лучшего машиниста года. Наверное, потому, что искренне любит свою работу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий