среда, 22 октября 2014 г.

Транспорт Лондона


Мы знаем Лондон, как мировой финансовый центр и пристань беглых олигархов из России. Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж из Лондона, который полностью посвящен транспортной системе мегаполиса….


Экономика Лондона занимает пятую часть экономики Великобритании, и это можно почувствовать по обилию авиапассажиров, ежедневно прибывающих и убывающих из британской столицы. По степени загрузки аэропорт Хитроу занимает третье место в мире, что само по себе показательно. Важнейшая воздушная гавань Великобритании расположена в 32 км к западу от Лондона. Добраться отсюда в Большой Сити можно несколькими способами, и самый комфортабельный (но не самый дешевый) – воспользоваться такси.


В огромной разномарочной армии лондонского такси встречаются и Ford Galaxy

Вопреки стереотипам, это не только классические кэбы с высокой крышей, но также «Мерседесы» Е-класса и микроавтобусы Vito. Даже кэбы давно уже не только черного, но и других цветов: вишневые, синие, красные, розовые… Проезд до центра города стоит в пределах 40-70 фунтов – в зависимости от района и загруженности дорог. Таксисты чаще неразговорчивые, но если о чем-то спросите – с готовностью ответят.

Heatrow Express

Можно сесть на Heatrow Express и менее чем за 20 минут домчаться до вокзала. Билет стоит всего 14 фунтов, к тому же это самый быстрый способ перемещения в город. Часы работы экспресса – с 5:15 утра до 23:23 вечера. Чуть меньше по времени (с 5:30 до 21:30) функционирует автобусный экспресс, билет на который стоит 10 фунтов. Он следует до станции Виктория и в пути находится вдвое дольше.


Самый бюджетный вариант наземного прибытия в Лондон – городской автобус 9-го маршрута. Он снимается с якоря каждые полчаса и едет до Трафальгарской площади. Дорога занимает больше часа. Зато стоимость не кусается – 7,90 фунтов. Есть и более доступная альтернатива в виде метро: линия Piccadilly позволяет за 50 минут доехать до площади Пикадилли Циркус. Цена билета – 3,80 фунтов. Это самый «народный» способ прибытия в столицу британской империи.


Суммарная протяженность линий и дорог Большого Лондона составляет 13600 км. Автобусными маршрутами охвачено 3730 км, линиями метро Tube (кстати, старейшего в мире) – около 400 км и 268 станций. Есть также легкая железная дорога DLR, трамвайные пути протяженностью 28 км с 39 станциями и судоходные артерии для пассажирских перевозок внутри Лондона. При выборе вида транспорта важно запастись терпением: если у автобуса интервалы движения очень короткие, в три-пять минут, то на трамваях они вырастают до 12-15 минут.


Если вам исполнился 21 год, у вас есть международные права на английском или французском языке, паспорт и кредитка, вы можете позволить себе взять автомобиль напрокат. Цена – в районе 30-40 фунтов в день, но можно поискать и подешевле. Обязательно берите его с навигатором: без электронного подсказчика немудрено заблудиться, а с парковкой в британском мегаполисе проблематично.


Кроме того, нужно запастись мелочью: 3 минуты стоянки стоят 20 пенсов, а въезд в центр платный – 5 фунтов. Оплатить его можно при помощи кредитной карты или в специальных автоматах с логотипом лондонского дорожного сбора. Надолго оставить машину на стоянке не получится: максимальное время парковки составляет 2 часа. Превысите лимит – готовьтесь выложить 50-80 фунтов штрафа. Внимательно нужно относиться и к разметке. При нарушении запрета парковки (две сплошные желтые линии) штраф может прийти по почте: об этом позаботятся полицейские комиссары, добросовестно фиксирующие время, место нарушения, а также марку, модель и номер автомобиля-нарушителя.

Автоматизированное наземное метро DLR или Docklands Light Railway

Автоматизированное наземное метро DLR или Docklands Light Railway включено в транспортную систему четверть века назад, в 1987-м. Его протяженность чуть больше, чем у трамвая – 31 км. В подземном метро London Underground предусмотрено 12 линий, работающих с 5 часов утра до половины первого ночи. Кстати, по выходным некоторые ветки не работают – их закрывают на плановый ремонт. И именно в субботу и воскресенье в городе отмечается гигантский наплыв приезжих… Стоимость проезда в пределах одной зоны – 2,10 фунтов и далее по нарастающей.


Лондонский трамвай – Tramlink

Самым молодым видом транспорта в Южном Лондоне является трамвай (британцы называют его Tramlink – трэмлинк). Он обслуживает пассажиров с 2000 года. Протяженность линий довольно скромная – 28 км. Из 39 станций семь совмещены с национальными железными дорогами и одна – с метрополитеном. Как и на водных (речных) магистралях, главные пассажиры здесь – туристы. Цена одной поездки – 2,40 фунтов, проездного на 7 дней – 19,60 фунтов, а месячного проездного – 75,30 фунтов. Никто и не говорил, что будет дешево.


Трудно представить, но в Лондоне проложено более 700 автобусных маршрутов. И охватывают они не только широкие центральные улицы, но и узкие улочки. В будни автобусы работают на маршрутах с 5 утра до 1 часа ночи. Они перевозят до 6 млн. пассажиров, из которых немалую часть составляют гости столицы. Автобусы работают и ночью, с 23:00 до 5:00. Такие пассажирские машины легко узнать по литере N перед номером. Надо иметь в виду: стоимость проезда в них выше, чем в «дневных» и останавливаются они для посадки только по требованию.


Кондукторов в лондонских автобусах (кстати, не только двухэтажных) нет. Но прокатиться зайцем не получится: при отсутствии проездного билет нужно покупать в метро или на остановке, в автоматах по продаже за наличные (где сдача не предусмотрена). Ни один водитель билет вам не продаст: запрещено. Один и тот же дневной билет действителен и для проезда в автобусе, и в метро. Рачительные лондонцы пользуются смарт-картами Oyster, которые прикладывают к считывающему устройству при входе через переднюю дверь.

Терминал по продаже билетов на метро и автобус

Можно предъявить водителю и билеты Travelcard со сроком действия один, три или семь дней. Иногда вход в салон расположен сзади, где стоя едет кондуктор. И что удивительно – остановки никто не объявляет, и название остановок бегущей строкой не прописано. Так что за маршрутом нужно следить. Весь Лондон пересекают дороги с подъемами и спусками, порой незаметными на первый взгляд. И создается впечатление, что ровных магистралей здесь практически нет. Компенсацией за неудобство служит четкая работа светофоров и дорожных знаков.


Разметка проезжей части заужена, и расслабляться за рулем не приходится. Прямо на асфальте нанесены подсказки крупными буквами для тех, кто за рулем: SLOW (медленнее), LEFT TURN (левый поворот), BUS ONLY (только для автобусов). Есть и подсказки для пешеходов: LOOK RIGHT (посмотри направо) и т.п.. Примечательная особенность островков безопасности: на пешеходных переходах имеются «утопленные» почти вровень с дорожным полотном бордюрные камни. Это составная часть доступной среды для людей с ограниченными физическими возможностями.


Самые массовые двухэтажники – исключительно красного цвета. В это трудно поверить, но в Лондоне работает 700 автобусных маршрутов

Визитная карточка транспортного Лондона – двухэтажные автобусы. Причем не туристические, с открытой верхней палубой (такие встречаются и в других европейских столицах), а те, что обслуживают регулярные маршруты. Среди них встречаются и самые старые «рутмастеры» Routemaster (в переводе – «хозяин дорог»). Как и классические такси, современные даблдеккеры не только характерного красного цвета: есть и полностью оклеенные специальной пленкой.


Двухэтажные городские автобусы разных поколений.

Вообще даблдеккеров в Лондоне – пруд пруди, от старых последователей Routemaster до новейших пассажирских лайнеров, вышедших на линии в канун летней Олимпиады 2012 года. Проехать зайцем здесь не получится, да и размер штрафа немаленький – 20 фунтов. Расспрашивать граждан о направлении маршрута необязательно: таблички на остановках содержат подробнейшую информацию об остановках и интервалах движения.

В это трудно поверить, но был период в ХХ веке, когда британцы хотели отказаться от двухэтажных автобусов: лондонцы неохотно поднимались на второй этаж по крутым винтовым лестницам. Но сейчас вопрос об отказе от национальной гордости не то, что не стоит – вообще не обсуждается.


Любопытно, но скоро британцы отметят 160-летие Лондонской автобусной компании, основанной еще в эпоху омнибусов в конной упряжке. Первый двухэтажный автобус по ее заказу был построен в 1911-м. Он имел деревянный кузов с закрытым нижним салоном и верхней палубой без крыши. После запрета городскими властями открытых автобусов в 1922-м появился закрытый даблдеккер. Знаменитый Routemaster вышел на линии в 1956-м, а в 1968-м их выпуск прекратили.

Туристов возят, в том числе и на экзотике в виде списанных военных амфибий

Еще недавно его можно было встретить на двух городских маршрутах, а теперь вроде и вовсе на одном. Интервал движения у них более получаса, поэтому им пользуются, в основном, туристы. Старый добрый Routemaster окончательно списали в декабре 2005 года. Городские власти признали его неэкологичным, шумным и подверженным поломкам, что способно вызвать неудобство для пассажиров. Автобусы продали в частные руки по ценам около 10 тыс. фунтов. Предприниматели не дали городским извозчикам уйти на свалку и, «подшаманив», поставили на туристические маршруты.

Двухэтажные автобусы последнего поколения появились накануне Лондонской Олимпиады 2012 года

Футуристический двухэтажный автобус, принявший эстафету от знаменитого предка, появился в результате конкурса, объявленного мэром Лондона Борисом Джонсоном в июле 2008 года. Из 700 заявок выбрали только одну. Победу одержала проектировочная компания Foster & Partners вместе с Aston Martin и автобусным заводом Capoco Design. Производство разместили на созданной компании Wrightbus.

Новый лайнер получил яркий футуристический дизайн и отличные характеристики. В частности, его топливная экономичность на 40% лучше дизельных даблдеккеров и на 15% лучше гибридных аналогов. Не последнюю роль в позитивном восприятии новинки сыграл пониженный уровень шума. Лондонцы позитивно восприняли новинку, хотя на магнитах и открытках чаще встречается изображение старого Routemaster.

Кстати, проследить историю общественного транспорта можно в транспортном музее Лондона, который расположен на Ковен Гарден Пьяцца и так и называется – London Transport Museum. Билет стоит 15 фунтов и действителен для многократного посещения в течение года.


Говорят, термин «кэб» в лексиконе британцев появился в XIX веке и был образован от слова «кабриолет». Понятие «такси» родилось в 1905-м с установкой прибора таксометра – учета стоимости пройденного расстояния. Сегодня историей никто не озабочен: все живут текущим моментом.

Чтобы получить лицензию таксиста на обычном автомобиле, нужно пройти двухлетнее обучение и сдать строгие экзамены на знание Правил дорожного движения и всех улиц города. Для водителей черных кэбов срок обучения составляет три года. Чтобы лучше узнать все переулки Лондона, претенденты на заветное разрешение в свободное время колесят на мопедах и скутерах, запоминая название улиц и расположение зданий. Впрочем, это не мешает всем успешно пользоваться навигаторами. А вот во время экзамена на получение свидетельства водителю такси нужно проложить по памяти из пункта А в пункт Б три разных маршрута.


Если плафон TAXI горит – значит, машина свободна

Машин такси в Лондоне просто несметное количество. Свободные кэбы мгновенно останавливаются на взмах поднятой руки. В борьбе за клиента таксисты бесцеремонно нарушают Правила, разворачиваясь на 180 градусов, тормозя на пешеходной «зебре» и иногда «гарцуя» на красный сигнал светофора. При этом таксисты не любят тех, кто пользуется «одиннадцатым номером» и не проявляют к пешеходам и тени уважения. На перекрестках приходится вертеть головой, чтобы эти парни не отдавили ноги.

Когда пешеходы становятся пассажирами, отношение меняется: сидящие за рулем охотно берут чаевые, размер которых обычно составляет 10-15%. При этом расценки на проезд установлены с учетом базового тарифа, с учетом которого одна миля в будни обходится в 5,60-8,60 фунтов, а после 22 часв расценки возрастают. Более того, при поездке в пригород расценки договорные – как и при заказе для трансферов корпоративных клиентов.

Согласно летописям, Лондиниум (древнее название города) основали римляне около 43 года нашей эры, после вторжения в Британию. С 1825-го по 1925-й гг. Лондон был крупнейшим городом мира. И хотя формальное первенство утрачено, он и сегодня в первой обойме самых престижных и наиболее влиятельных мегаполисов планеты.


фото - Александр Трохачёв

Комментариев нет:

Отправить комментарий