среда, 15 октября 2014 г.

Китайские железные дороги


Китай сейчас занимает первое место по протяженности скоростных железных дорог (более 150 км в час). На конец 2012 в Китае их было 6400 км, в России - 180 км. К 2020 году китайцы планируют построить 50 000 километров скоростных дорог, соединив тем самым все крупные города. На это дело Китай ежегодно планирует инвестировать около 100 миллиардов долларов.

Строительство ведется очень быстро, сразу на протяженных участках. Например, дорогу “ХаДа” (Харбин-Далянь, 914 км., поезда типа G) построили всего за 5 лет, это очень быстро, достаточно сравнить с планами по строительству дороги Лондон-Бирмингем - она, если получится, будет введена в эксплуатацию только в 2026 году.

Датой рождения скоростных железных дорог в Китае считается 2004 год. Министерство железных дорог заключило несколько договоров с японцами и англичанами, которые тогда были самыми продвинутыми в этом деле. Китай же был в аутсайдерах: в 1993 году средняя скорость движения пассажирских поездов была 48 км/ч, и этот показать не увеличивался.

В общей сложности в 2006-2010 годах на строительство высокоскоростных магистралей было потрачено более около 150 млрд. долларов.

Через 5 лет после открытия скоростных дорог они перевозили в Китае в месяц вдвое больше людей, чем самолеты. Сейчас дорогами пользуются примерно 54 миллионов человек — столько же, сколько американцев - внутренними авиарейсами.

Но не все проходило у китайцев гладко. Строительство скоростного поезда Пекин-Шанхай в 2009 г. было омрачено скандалом, связанным с судебным разбирательством между иностранными (Сименс, Кавасаки) и местными компаниями. Вкратце, дело выглядело следующим образом: иностранцы начали строить линию, китайцы поняли, как это надо делать, выгнали иностранцев и достроили все сами, намного дешевле. Красота!

По сути, китайцы делают копии иностранных поездов, которые ни в чем не уступают по качеству, но гораздо выгоднее по цене. Если вам нравятся немецкие поезда Siemens – поезжайте в Таншань, где на местном вагоностроительном заводе налажено производство номинально китайских, а фактически все тех же немецких поездов. Если же вы предпочитаете Bombardier, ваш путь – в Циндао, на тамошний вагоностроительный завод. Кроме того, скоростные поезда делают в Чанчуне, а лидером отрасли считает Китайская южная вагоностроительная компания, действующая по инвестсоглашению с японской компанией «Кавасаки».

Начнем с вокзалов. Китайский носильщик ждет клиентов. Все сотрудники ходят в костюмах и вообще очень опрятные и аккуратные

Обязательный досмотр на входе

Кассы. Без знания китайского купить что-то очень сложно. Для туристов есть специальные сайты, где информация дублируется на английский, но выкупить билет все равно придется в кассе, предъявив паспорт. Чем-то напоминает Россию. Представьте, что вы хотите без знания русского покататься на поездах у нас ). Если в Москве вам еще помогут, то в провинции у вас точно возникнут проблемы. Английский в Китае почти никто не знает.

Билет можно купить и через автомат, если вы китаец и у вас есть местный паспорт. Иностранцу - только в кассу.

На вокзалах идеальная чистота

Зал ожидания

Выход на перрон только перед посадкой через турникеты, как на самолет.

Станция скоростного поезда в небольшом провинциальном городке

Народу почти нет

Почти все станции для скоростных поездов выглядят одинаково

Везде высоченные потолки и куча платформ

Посадка на поезд

Мелкие станции выглядят так. Все скоростные дороги проходят по эстакадам.

А вот и сами поезда

Siemens Velaro China

Его клон китайского производства

Поезд CRH-380A, развивающий скорость до 486 км/ч

Скоростные поезда обозначают буквой «G». Изначально поезда G (от gaotie – гаоте – “на высоких рельсах”) должны были гонять со скоростью 350 км в час, но в июле 2011 года произошла авария (один поезд нагнал другой на мосту в Вэньчжоу, авария получила название инцидент 7/23 (по дате), погибло более 30 человек, серьезно пострадали более 200. После этого скорость движения поездов была ограничена 300 км/ч.

Здесь только сидячие места. Расстояние Пекин-Шанхай (1300 км) такой поезд преодолевает за 5.5 часов, поездка стоит 553 юаня (3100 рублей) в эконом-классе. Это бизнес-класс:

Эконом-класс

А это скоростной поезд поезд D (动 - Dong), первое поколение скоростных поездов. Средняя скорость 150 км/час, максимальная 252 км/час. Такие поезда часто называют электричками - они ходят между главными городами Китая с высокой частотой.

Поезда этого типа идут из Пекина в Шанхай 9 часов, билет стоит 408 юаней (2300 рублей).

Отдельно стоит отметить один из самых быстрых поездов в мире - Шанхайский маглев (название - сокращение от magnetic levitation train, поезд на магнитном подвесе), который соединяет одну из станций шанхайского метро и аэропорт Пудун. Расстояние в 30 км он преодолевает за 7 мин 20 сек, при этом разгоняясь на пике до 431 км/ч. Если у вас есть билет на самолет, то билет на маглев обойдется в 230 и 460 рублей эконом/бизнес. Введен в эксплуатацию в 2004 году.

Бизнес-класс

В Китае между крупными городами скоростные поезда ходят каждые 30 минут.