вторник, 11 ноября 2014 г.

В «Ласточках» появятся спальные места


Компания «Уральские локомотивы» (СП российской группы «Синара» и немецкого концерна Siemens) разрабатывает третье поколение межрегиональных скоростных экспресс-поездов «Ласточка», в которых появятся спальные места. Об этом рассказал директор производства локомотивов и тележек «Уральских локомотивов» Олег Спаи.

Будут ли это отдельные места или целые спальные вагоны, он уточнить не смог — проект находится на ранней стадии разработки.

— Сейчас пока ведется разработка техзадания таких поездов для РЖД, так что до получения заказа говорить о том, сколько поездов будет поставлено и когда начнутся поставки, рано — отмечает Спаи. — Предварительно мы планируем, что они будут использоваться на маршрутах дальнего следования. Например, на направлениях Екатеринбург–Новосибирск или Екатеринбург–Москва. Скорость поездов увеличится, а разгон и замедление станут более плавными. Это позволит преодолевать расстояние между городами в два с половиной раза быстрее.

Сейчас «Ласточки» курсируют по 8 направлениям (первые были запущены в ноябре накануне зимних Олимпийских игр по участку Сочи–Красная Поляна), самое длинное из них Москва–Орел–Курск поезд преодолевает за 6 часов. Между Москвой, Екатеринбургом и Новосибирском аналогичных скоростных и высокоскоростных поездов пока не ходит. Дорога от Москвы до Екатеринбурга на поезде сейчас в среднем занимает 27 часов, от Екатеринбурга до Новосибирска — около 20 часов.

— Эти межрегиональные экспрессы станут ходить в основном ночью и будут иметь в своем составе 10 вагонов (сдвоенный состав из двух поездов по 5 вагонов), — добавил начальник департамента производства поездов ООО «Уральские локомотивы» Леонид Воробкало. По его словам, сейчас идет активное обсуждение контракта на поставку таких «Ласточек» с РЖД.

На данный момент никаких поставок «Ласточек» с опцией спальных вагонов РЖД пока не планирует, сообщили  в пресс-службе монополии. Еще в 2013 году компания получала предложение от «Уральских локомотивов» по возможности производства подобных «Ласточек», добавили в РЖД. Предложение было перенаправлено стопроцентной «дочке» монополии — Федеральной пассажирской компании (ФПК). В ФПК от комментариев воздержались.

Сейчас РЖД имеет договор с «Уральскими локомотивами» на сумму порядка 106 млрд рублей (заключен в 2011 году) на поставку 240 обычных «Ласточек», или 1,2 тыс. вагонов (по пять вагонов в каждом составе). Поставки распланированы с I квартала 2015-го по конец 2021 года. Первые 26 поездов планируется поставить до конца 2015 года. По словам пресс-службы РЖД, в этом контракте пока не идет речи о «Ласточках» третьего поколения. Параллельно «Уральские локомотивы» станут увеличивать процент локализации «Ласточек» с имеющихся 60 до 80% к 2017 году.

— 80% — это потолок, до 100% локализации мы не можем выйти в принципе, — отмечает Спаи. — Есть вещи, которые не выпускает наша промышленность: значительная часть электроники импортируется из Германии.

В октябре 2014 года Минпромторг продлил до 2016 года нулевые налоговые ставки на импортируемые компоненты для «Ласточек». Обнуление пошлин вызвало недовольство конкурентов «Уральских локомотивов», в частности вагоностроительной компании «Трансмашхолдинг».

Несмотря на неопределенные сроки запуска производства скоростных поездов третьего поколения, этот проект может отчасти разрешить финансовые проблемы РЖД, считают эксперты.

— Сама идея создания таких поездов любопытна. В перспективе такие «Ласточки» на некоторых направлениях смогут составить конкуренцию другим видам транспорта, в том числе и авиационному, — считает завкафедрой управления логистической инфраструктуры НИУ ВШЭ Виктория Герами. — Такие «Ласточки» будут востребованы в регионах с высокой мобильностью населения, с хорошей логистической инфраструктурой и транспортной доступностью.

По мнению главы агентства «Infoline-аналитика» Михаила Бурмистрова, «Ласточка» на маршрутах дальнего следования может получить определенную самоокупаемость, а также заменить фирменные поезда.

— Проект «Ласточка» убыточен для РЖД. Разработка вагонов со спальными местами может принести окупаемость проекту, — уверен эксперт. — При хорошем более низком курсе евро и доллара по отношению к рублю, влияющем на стоимость импортируемых комплектующих, «Ласточек» можно спасти.

По данным РЖД, содержание одного вагона «Ласточки» ежегодно обходится в 9 млн рублей — суммарные затраты могут составить 20,4 млрд в год из прогнозируемых в будущем затрат на один вагон в 17 млн рублей. Такой состав в итоге не сможет конкурировать с другими видами скоростного транспорта — самолетами и «Сапсанами». Последние, по словам эксперта, загружены на 100% и занимают самые рентабельные направления, имея при этом более низкие эксплуатационные расходы по сравнению с «Ласточками». В условиях регулирования тарифов на пригородные пассажирские перевозки поставка дополнительных 1,2 тыс. вагонов может принести РЖД 6–14 млрд рублей убытка в год, ранее отмечали в РЖД.

Тем временем РЖД вместе с «Уральскими локомотивами» изучает возможности сокращения затрат на изготовление, техобслуживание и межремонтный пробег поездов, параллельно сокращая их численность на глубоко нерентабельных направлениях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий