"Коллекция Транспортного блога Saroavto"
Автобус ЛАЗ-695 оказался достаточно удачной моделью. Настолько удачной, что Днепродзержинский авторемонтный завод до сих пор мелкосерийно производит машины ЛАЗ-695Н и ЛАЗ-695Т. Потому в 1962 году было решено создать троллейбус на базе ЛАЗ-695. Первая машина была собрана в Баку и получила название БТЛ-62. Это был переоборудованный ЛАЗ-695Б 1959 года выпуска. Машина успешно прошла испытания и в том же 1962 году вышла на маршруты Баку.
Летом 1963 года опыт Бакинских троллейбусников решили перенять на самом ЛАЗе. Так на базе всё того же ЛАЗ-695Б был создан первый ЛАЗ-695Т. Однако ЛАЗ, обеспечивающий автобусами добрую часть СССР, не мог позволить себе самостоятельный выпуск троллейбусов. Всего на заводе было собрано всего 10 машин, все они работали во Львове.
Летом 1963 года опыт Бакинских троллейбусников решили перенять на самом ЛАЗе. Так на базе всё того же ЛАЗ-695Б был создан первый ЛАЗ-695Т. Однако ЛАЗ, обеспечивающий автобусами добрую часть СССР, не мог позволить себе самостоятельный выпуск троллейбусов. Всего на заводе было собрано всего 10 машин, все они работали во Львове.
Как же тогда ЛАЗ-695Т попал во многие города СССР?
Всё в том же 1963 году производство троллейбусов ЛАЗ-695Т было решено перенести на КЗЭТ, где он получил наименование Киев-5ЛА. Для производства Киева-5 на КЗЭТ поступали готовые кузова львовских автобусов; на заводе электротранспорта только монтировалось электрооборудование собственного производства. Всего на КЗЭТе в 1963-1964 годах собрано 75 троллейбусов Киев-5ЛА.
Однако, мощности КЗЭТа не могли обеспечить УССР. И тогда производство троллейбусов было начато уже на третьем заводе – к производству подключился Одесский Автосборочный Завод. Там троллейбус получил индекс ОдАЗ-695Т, и именно таким его знают во многих городах УССР. Всего в 1963-1965 было собрано 476 троллейбусов.
На ОдАЗ-695Т устанавливалось электрооборудование «Динамо». Тяговый двигатель мощность в 78кВт позволял достигать скорости в 50-60 км/ч. По сравнению с самым распространённым троллейбусом 60-х годов МТБ-82Д ОдАЗ выгодно отличался по дизайну и ходовым характеристикам.
Но были у машины и недостатки. Так, полный износ кузова наступал уже через 7-8 лет. Так же к недостаткам стоит отнести малую вместимость, узкие проходы в салоне, отсутствие накопительных площадок. Однако, троллейбусы ЛАЗ-695Т, Киев-5ЛА, ОдАЗ-695Т в 60-е годы помогли многим троллейбусным хозяйствам УССР, когда устаревшие ЯТБ массово списывались, а новых МТБ-82 на всех не хватало. К сожалению, ни одного экземпляра этих троллейбусов не сохранилось. В 1965 году троллейбусы были сняты с производства, и в троллейбусной карьере ЛАЗа наступил перерыв.
ОдАЗ-695т
ЛАЗ-698т
Испытания ЗиУ-6202 во Львове
В начале 1990-х на Украине возникли проблемы с обновлением подвижного состава троллейбусного хозяйства. Тогда за границей оказался крупнейший троллейбусный завод имени Урицкого. Западная Украина, ориентированная на чешский Skoda, так же оказалась в неприятной ситуации – была снята с конвейера Skoda-14tr, а закупать новые чешские низкопольные машины было не по карману.
По этой причине в 1993 году ЛАЗ снова предпринял попытку завоевать троллейбусный рынок. На сей раз это был ЛАЗ-52522 – троллейбус в кузове автобуса ЛАЗ-5252. Первая машина сошла с конвейера весной 1993 года. 120-местная машина так и осталась на территории завода, после была передана в музей Луцка. От серийных машин её отличали ширмовые двери (как на ЛАЗ-4202).
В 1994 году был начат серийный выпуск машин. Троллейбусы оснащались электродвигателем ДК-210 мощностью 110кВт. Благодаря небольшому весу машины скорость нередко достигала 80 и более км/ч. 17 машин 1994-1995 года выпуска пополнили троллейбусный парк Львова, 3 из них до сих пор работают во Львове; 7 машин были переданы в Черновцы в 1997 году, где продолжают работу.
В 1996-1997 была выпущена вторая партия троллейбусов. Эти, как и последующие машины вместо тягового двигателя ДК-210 были укомплектованы двигателями ЭД-138 производства Харьковского Электротяжмаша, мощностью 130кВт. Было выпущено 19 троллейбусов, из них 12 остались во Львове, 3 поступили в Черновцы, 3 в Белую Церковь и один в Донецк
В 1997-1998 годах с завода вышла третья партия машин. Эти машины попали во Львов, Донецк, Белую Церковь, Николаев, Стаханов, Москву и Ашхабад.
В 1998 году выпуск машин был временно приостановлен – ЛАЗ начал не выдерживать конкуренцию с ЮМЗ-Т2. Более дешёвые Днепропетровские машины наводнили рынок Украины и были поставлены в некоторые города России (Москва, Ростов-на-Дону).
* Полная антикоррозийная обработка кузова с применением материалов фирмы Helios, колесные арки сделаны из нержавеющей стали; все эти нововведения значительно повышают срок службы кузова.
* Установка новых брызговиков
* Установка образовательных фар с линзовым стеклом, округлые противотуманные фары перенесены вверх, над бампером.
* Частичное тонирование ветрового стекла
* Замена стандартных кресел на более современные, оснащенные антивандальным покрытием
* Использование безосколочных вклеенных тонированных боковых стеклопакетов
* Замена руля МАЗ-64229 на ZF Servocom
* Замена двигателя на ЭД-13842
В 2004-2006 годах с конвейера сошло всего 10 таких машин. Они работают в Черновцах, Львове и Тернополе.
Дорестайлинговый ЛАЗ-52522
Машины оборудованы тяговым двигателем ЭД-139АУ2 мощностью 130 кВт, изготовленным в Харькове, на заводе «Электротяжмаш»; вспомогательные электромоторы – переменного тока, 3-фазные, чешского производства. Максимальная скорость троллейбуса по паспорту – 65 км/ч, фактически же машина легко разгоняется до 80 и более км/ч. Для преобразования входного напряжения (550 В) в напряжение низковольтных сетей (24 В) используется статический преобразователь. Отдельные статические преобразователи, снижающие напряжение до 380 В, используются для двигателя компрессора и для кондиционера.
В том же 2006 году первую серийную машину приобрели в Виннице. В 2006-2010 году троллейбусы ЛАЗ Е183 были поставлены в Киев, Львов, Винницу, Запорожье, Черновцы, Ивано-Франковск, Кременчуг, Николаев, Тернополь, Житомир, Кривой Рог, Чернигов, Черкассы, Ровно, Херсон и даже Санкт-Петербург.
ЛАЗ Е183
Параллельно с разработкой ЛАЗ-Е183 завод занимался и разработкой сочленённой машины. В 2006 году был представлен первый отечественный низкопольный сочленённый троллейбус – ЛАЗ Е301. Двухмоторная двухсотместная машина мощностью 260кВт отвечает всем современным требованиям безопасности и комфорта. Кроме того, ЛАЗ Е301 стал самым длинным троллейбусом СНГ. Это был первый сочленённый троллейбус ЛАЗ, и первый блин не оказался комом!
ЛАЗ Е301
118 троллейбусов типа ЛАЗ Е301 поставлялись в Киев весь 2007-й и 2008-й год. Киев стал первым и единственным городом, эксплуатирующим троллейбусы ЛАЗ Е301. У других городов просто не было средств на закупку новых сочленённых машин.
Ситуация изменилась коренным образом, когда стало известно, что Украина будет принимать Евро-2012. Появилась острая необходимость максимально обновить парк городского транспорта. Львовский автобусный завод получил многомиллиардный заказ на сотни новых автобусов и троллейбусов – и работа закипела. Первым городом, получившим новые Е301, стал Харьков. Поставки были начаты 22 января 2011 года, и сейчас город получил уже около 30 новых современных «гармошек».
оригинал
Комментариев нет:
Отправить комментарий