воскресенье, 23 ноября 2014 г.

Троллейбусы ЛАЗ – от опытных экземпляров до современных низкопольных машин

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"


Львовский автобусный завод был основан в далёком 1945 году. Тогда завод занимался выпуском автокранов, автоприцепов и прочей спецтехники. В 1956 году был начат серийный выпуск автобусов ЛАЗ-695Б. При разработке автобуса специалисты предприятия изучили множество передовых на то время зарубежных машин Магирус, Неоплан, Мерседес. Их изучали, испытывали, рассматривали с точки зрения технологий производства на ЛАЗе, в результате чего конструкция львовского первенца к концу 1955 года была практически разработана. Отправной точкой при его проектировании стала конструкция автобуса «Мерседес Бенц 321», а внешние стилистические решения были подсмотрены у автобуса Магирус-ТР120.

Автобус ЛАЗ-695 оказался достаточно удачной моделью. Настолько удачной, что Днепродзержинский авторемонтный завод до сих пор мелкосерийно производит машины ЛАЗ-695Н и ЛАЗ-695Т. Потому в 1962 году было решено создать троллейбус на базе ЛАЗ-695. Первая машина была собрана в Баку и получила название БТЛ-62. Это был переоборудованный ЛАЗ-695Б 1959 года выпуска. Машина успешно прошла испытания и в том же 1962 году вышла на маршруты Баку.

Летом 1963 года опыт Бакинских троллейбусников решили перенять на самом ЛАЗе. Так на базе всё того же ЛАЗ-695Б был создан первый ЛАЗ-695Т. Однако ЛАЗ, обеспечивающий автобусами добрую часть СССР, не мог позволить себе самостоятельный выпуск троллейбусов. Всего на заводе было собрано всего 10 машин, все они работали во Львове.

Как же тогда ЛАЗ-695Т попал во многие города СССР?

Всё в том же 1963 году производство троллейбусов ЛАЗ-695Т было решено перенести на КЗЭТ, где он получил наименование Киев-5ЛА. Для производства Киева-5 на КЗЭТ поступали готовые кузова львовских автобусов; на заводе электротранспорта только монтировалось электрооборудование собственного производства. Всего на КЗЭТе в 1963-1964 годах собрано 75 троллейбусов Киев-5ЛА.
Однако, мощности КЗЭТа не могли обеспечить УССР. И тогда производство троллейбусов было начато уже на третьем заводе – к производству подключился Одесский Автосборочный Завод. Там троллейбус получил индекс ОдАЗ-695Т, и именно таким его знают во многих городах УССР. Всего в 1963-1965 было собрано 476 троллейбусов.
На ОдАЗ-695Т устанавливалось электрооборудование «Динамо». Тяговый двигатель мощность в 78кВт позволял достигать скорости в 50-60 км/ч. По сравнению с самым распространённым троллейбусом 60-х годов МТБ-82Д ОдАЗ выгодно отличался по дизайну и ходовым характеристикам.

Но были у машины и недостатки. Так, полный износ кузова наступал уже через 7-8 лет. Так же к недостаткам стоит отнести малую вместимость, узкие проходы в салоне, отсутствие накопительных площадок. Однако, троллейбусы ЛАЗ-695Т, Киев-5ЛА, ОдАЗ-695Т в 60-е годы помогли многим троллейбусным хозяйствам УССР, когда устаревшие ЯТБ массово списывались, а новых МТБ-82 на всех не хватало. К сожалению, ни одного экземпляра этих троллейбусов не сохранилось. В 1965 году троллейбусы были сняты с производства, и в троллейбусной карьере ЛАЗа наступил перерыв.

ОдАЗ-695т

Однако, уже в 1967 году ЛАЗ занимался разработкой экспериментальных городских автобусов ЛАЗ-698. Тогда же для демонстрации возможностей завода был создан троллейбус на базе ЛАЗ-698. Машина проходила испытания во Львове, возможно в Баку, затем поступила в Чернигов. В Чернигове троллейбус работал под номером 122, работал некоторое время на маршрутах, затем в качестве учебного, и был списан в 80-ых годах.

ЛАЗ-698т

Ещё раз ЛАЗ вернулся к троллейбусам в 1985 году. Тогда Львовский ВКЭИА разработал новый троллейбус, получивший индекс ЗиУ-6202. Практически это был привычный нам ЗиУ-682 в кузове ЛиАЗ-5256. В 1985 году во Львове были проведены испытания новых машин. Троллейбусы серьёзно рассматривались как замена выпускавшимся тогда ЗиУ-682В, но вместо начала серийного выпуска новых машин ЗиУ продолжил выпуск машин ЗиУ-682В, лишь слегка модернизировав их.


Испытания ЗиУ-6202 во Львове


В начале 1990-х на Украине возникли проблемы с обновлением подвижного состава троллейбусного хозяйства. Тогда за границей оказался крупнейший троллейбусный завод имени Урицкого. Западная Украина, ориентированная на чешский Skoda, так же оказалась в неприятной ситуации – была снята с конвейера Skoda-14tr, а закупать новые чешские низкопольные машины было не по карману.

По этой причине в 1993 году ЛАЗ снова предпринял попытку завоевать троллейбусный рынок. На сей раз это был ЛАЗ-52522 – троллейбус в кузове автобуса ЛАЗ-5252. Первая машина сошла с конвейера весной 1993 года. 120-местная машина так и осталась на территории завода, после была передана в музей Луцка. От серийных машин её отличали ширмовые двери (как на ЛАЗ-4202).

В 1994 году был начат серийный выпуск машин. Троллейбусы оснащались электродвигателем ДК-210 мощностью 110кВт. Благодаря небольшому весу машины скорость нередко достигала 80 и более км/ч. 17 машин 1994-1995 года выпуска пополнили троллейбусный парк Львова, 3 из них до сих пор работают во Львове; 7 машин были переданы в Черновцы в 1997 году, где продолжают работу.

В 1996-1997 была выпущена вторая партия троллейбусов. Эти, как и последующие машины вместо тягового двигателя ДК-210 были укомплектованы двигателями ЭД-138 производства Харьковского Электротяжмаша, мощностью 130кВт. Было выпущено 19 троллейбусов, из них 12 остались во Львове, 3 поступили в Черновцы, 3 в Белую Церковь и один в Донецк
В 1997-1998 годах с завода вышла третья партия машин. Эти машины попали во Львов, Донецк, Белую Церковь, Николаев, Стаханов, Москву и Ашхабад.

В 1998 году выпуск машин был временно приостановлен – ЛАЗ начал не выдерживать конкуренцию с ЮМЗ-Т2. Более дешёвые Днепропетровские машины наводнили рынок Украины и были поставлены в некоторые города России (Москва, Ростов-на-Дону).

ЛАЗ-52522 после рестайлинга

Выпуск троллейбусов ЛАЗ-52522 был возобновлён лишь в 2004 году. Новые машины выпускались на базе автобусов ЛАЗ-52527 и выгодно отличались современным дизайном и планировкой салона. Вот лишь неполный список изменений:
* Полная антикоррозийная обработка кузова с применением материалов фирмы Helios, колесные арки сделаны из нержавеющей стали; все эти нововведения значительно повышают срок службы кузова.
* Установка новых брызговиков
* Установка образовательных фар с линзовым стеклом, округлые противотуманные фары перенесены вверх, над бампером.
* Частичное тонирование ветрового стекла
* Замена стандартных кресел на более современные, оснащенные антивандальным покрытием
* Использование безосколочных вклеенных тонированных боковых стеклопакетов
* Замена руля МАЗ-64229 на ZF Servocom
* Замена двигателя на ЭД-13842
В 2004-2006 годах с конвейера сошло всего 10 таких машин. Они работают в Черновцах, Львове и Тернополе.

Дорестайлинговый ЛАЗ-52522

На рестайлинге 52522 ЛАЗ не остановился. В мае 2004 года на SIA-2004 был представлен первый украинский низкопольный автобус ЛАЗ-А183 («СитиЛАЗ»). Разработка львовских конструкторов нигде не анонсировалась, поэтому представленный на автосалоне автобус, не уступавший по качеству лучшим европейским образцам, вызвал всеобщее удивление. Первый низкопольный троллейбус производства Львовского автомобильного завода ЛАЗ-Е183 унифицирован по кузову и многим агрегатам с автобусом ЛАЗ-А183. 23 августа 2005 года в Киеве прошла презентация первого опытного образца нового троллейбуса. В 2005-2006 годах эта машина побывала в нескольких городах Украины, после чего в неё были внесены некоторые изменения, и уже в марте 2006 был начат серийный выпуск троллейбусов.

Машины оборудованы тяговым двигателем ЭД-139АУ2 мощностью 130 кВт, изготовленным в Харькове, на заводе «Электротяжмаш»; вспомогательные электромоторы – переменного тока, 3-фазные, чешского производства. Максимальная скорость троллейбуса по паспорту – 65 км/ч, фактически же машина легко разгоняется до 80 и более км/ч. Для преобразования входного напряжения (550 В) в напряжение низковольтных сетей (24 В) используется статический преобразователь. Отдельные статические преобразователи, снижающие напряжение до 380 В, используются для двигателя компрессора и для кондиционера.

В том же 2006 году первую серийную машину приобрели в Виннице. В 2006-2010 году троллейбусы ЛАЗ Е183 были поставлены в Киев, Львов, Винницу, Запорожье, Черновцы, Ивано-Франковск, Кременчуг, Николаев, Тернополь, Житомир, Кривой Рог, Чернигов, Черкассы, Ровно, Херсон и даже Санкт-Петербург.

ЛАЗ Е183

В 2009 году ЛАЗ выиграл тендер на поставку троллейбусов в город Стара-Загора. 6 машин в этом городе стали первыми ЛАЗ-Е183, постоянно работающими за границей. Всего за пять лет серийного выпуска с конвейера завода сошло около 200 современных низкопольных машин.

Параллельно с разработкой ЛАЗ-Е183 завод занимался и разработкой сочленённой машины. В 2006 году был представлен первый отечественный низкопольный сочленённый троллейбус – ЛАЗ Е301. Двухмоторная двухсотместная машина мощностью 260кВт отвечает всем современным требованиям безопасности и комфорта. Кроме того, ЛАЗ Е301 стал самым длинным троллейбусом СНГ. Это был первый сочленённый троллейбус ЛАЗ, и первый блин не оказался комом!

ЛАЗ Е301

В конце 2006 года ЛАЗ выиграл тендер на поставку новой техники в столицу Украины.
118 троллейбусов типа ЛАЗ Е301 поставлялись в Киев весь 2007-й и 2008-й год. Киев стал первым и единственным городом, эксплуатирующим троллейбусы ЛАЗ Е301. У других городов просто не было средств на закупку новых сочленённых машин.

Ситуация изменилась коренным образом, когда стало известно, что Украина будет принимать Евро-2012. Появилась острая необходимость максимально обновить парк городского транспорта. Львовский автобусный завод получил многомиллиардный заказ на сотни новых автобусов и троллейбусов – и работа закипела. Первым городом, получившим новые Е301, стал Харьков. Поставки были начаты 22 января 2011 года, и сейчас город получил уже около 30 новых современных «гармошек».

оригинал