вторник, 2 декабря 2014 г.

Санкт-Петербург: Деньги подземелья


Искать их будут следователи СК РФ, которые, узнав о результатах проверки Контрольно-счетной палаты (КСП), срочно их затребовали. В Смольном говорят, что при неблагоприятном исходе руководителю Петербургского метрополитена Владимиру Гарюгину огромная недостача может грозить большими неприятностями.

Не менее 9,2 млрд рублей — это ущерб, который, по оценкам Контрольно-счетной палаты Петербурга, причинил городскому бюджету ГУП «Петербургский метрополитен» за 3 года (с 2011-го по 2013-й).

— Проверка законности, эффективности и целевого использования предприятием бюджетных средств и муниципальной собственности проводилась выборочно, — уточнили «Новой газете» в КСП Петербурга. — В нескольких случаях оценить ущерб, понесенный казной, не удалось из-за отказа метрополитена представить необходимые данные.

Тем не менее даже выявленные аудиторами контрольного органа финансовые нарушения — достаточно серьезны.

Как следует из отчета КСП, многомиллионный ущерб городу был нанесен при осуществлении инвестиционных проектов по строительству наземных вестибюлей 5 станций: «Адмиралтейская», «Бухарестская», «Звенигородская», «Международная», «Обводный канал». Сделки заключались со структурами холдингов «Адамант» и «Петромир». На арендуемых метрополитеном земельных участках общей площадью всего 32 035 кв. м инвесторы каким-то образом получили в собственность торгово-развлекательные комплексы общей площадью… 126 290,5 кв. м, а также — возможность выкупа этой земли по льготной цене. Между тем в городской бюджет предприниматели заплатили всего лишь 107,2 млн рублей — это, по заключению независимых оценщиков, привлеченных КСП, в 20 раз меньше, чем должны были (1 млрд 397 млн рублей). Так, в частности, плата за земельный участок при строительстве станции «Международная» составила 7,7 млн руб., при строительстве «Бухарестской» — 2,6 млн руб., а при строительстве «Звенигородской» — вообще отрицательную величину. Как такое возможно — теперь выясняет следствие.

Во многих договорах, по данным ревизоров, отсутствовали инвестиционные параметры объектов, которые надлежало передать в городскую собственность. Так, в результате сделки с «Адамантом» на строительство ТРК и вестибюля станции «Волковская», необходимость в которой, по оценке КСП, и вовсе отсутствовала, город не получил от коммерсантов права собственности на здание наземного вестибюля, построенного за счет средств петербургской казны. В общей сложности площадь помещений наземных вестибюлей, переданных инвесторами городу, насчитывает 7396 кв. м — то есть всего 5,5% от всех площадей.

Кроме того, согласно информации КСП, начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин, не имея на то должных полномочий, разрешил ЗАО «Советник» (входит в холдинг «Петромир») не возвращать в городской бюджет 466,5 млн руб., вложенных в строительство вестибюля «Адмиралтейской».

Всего, по выводам проверяющих из КСП, за 7 лет (с 2007 по 2013 г.) «Петербургский метрополитен» заключил 292 вызывающие сомнения сделки на общую сумму свыше 7,3 млрд рублей.

Помимо этого аудиторы отметили, что Петербургский метрополитен часто предоставлял в аренду свое имущество либо по заниженной цене, либо вообще на безвозмездной основе. 33 объекта недвижимости городской подземки до сих пор не зафиксированы в Госреестре. Еще 13 объектов, в том числе новые станции метро стоимостью 36,7 млрд рублей, не имеют разрешения на ввод в эксплуатацию.

Самое замечательное, что столь неэффективное использование государственного имущества не стало препятствием для увеличения субсидий ГУП «Петербургский метрополитен» из бюджета Петербурга — в 24 раза: с 348,4 млн рублей в 2007 году до 8,4 млрд рублей в 2014 году.

В настоящее время материалы проверки КСП затребовали для принятия решения Следственный комитет РФ и городская прокуратура.