воскресенье, 14 декабря 2014 г.

Москва: Как строится станция метро "Котельники"


«Котельники» — строящаяся станция на Таганско-Краснопресненской линии. Это вторая станция Московского метро (после «Мякинино»), которая расположена на территории Подмосковья, в городе Котельники. Она будет конечной много лет подряд, ведь продлевать линию дальше пока никто не собирается. Посмотрим за процессом строительства связующей артерии между Москвой и областью.


Станция расположена на 3-м километре Новорязанского шоссе, возле недавно открытой Жулебинской эстакады. Входы на станцию будут находиться с двух сторон дороги: как со стороны Котельников (там находится микрорайон «Опытное поле»), так и со стороны 6-го микрорайона района Жулебино (ЮВАО г. Москвы). 


Воспользоваться станцией смогут не только жители прилегающих районов, но и городов Люберцы и Дзержинский, всего около 260 тысяч человек, что поспособствует более равномерному распределению пассажиропотока на самой загруженной линии в Московском метрополитене.


Станция метро «Котельники» откроется в первом квартале 2015 года, сообщил глава Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев. По его словам, объект на 100% готов, «уже весь блестит, сейчас ведется обкатка и проверка систем». Пробные поезда до станции пустят после 20 декабря, а в новогодние праздники будет проходить обкатка тоннеля.


Стройплощадка занимает огромную территорию: городок строителей, несколько временных ангаров, склады со строительными и отделочными материалами, автостоянки для грузового и легкового транспорта. Общая длина площадки — около 800 метров, поэтому на нее есть несколько въездов и выездов.


В соответствии с техникой безопасности всем посетителям выдают новенькие строительные каски и приглашают войти в неказистый брезентовый домик, скрывающий лестницу в подземный вестибюль. Сейчас тут темно и пыльно: рабочие облицовывают стены мраморными плитами, здесь же режут их под нужный размер на специальных станках. В подземном переходе будет применена технология, внедряющаяся на всех новых станциях: подогрев пола (чтобы не возникала наледь). Для этого в бетонное основание укладывают трубы для горячей воды, поступающей из котельной. 


Перед входом на станцию в пол вмурованы станины для монтажа турникетов, но до их установки ещё далеко. Впереди — установка и наладка систем кондиционирования, электрики, укладка проводов и кабелей. Уже полностью смонтированы эскалаторы. В будущем можно будет от касс и турникетов спуститься прямо на платформу, а пока агрегаты заботливо укрыты тканью.


«Котельники» имеет островную платформу, посередине которой в один ряд идут колонны. По конструкции станция похожа на «Жулебино», но колонны в сечении не прямоугольные, а круглые. Строительство велось открытым способом (в котловане), и стартовало в январе 2013 года. Монолитный железобетонный каркас станции был достроен и засыпан землёй в августе 2014 года, после чего начались работы по отделке и установке оборудования.


Игорь Смирнов, начальник участка, рассказал о выполненных к настоящему времени работах: платформа выложена красным гранитом, путевые стены облицованы светлыми серо-жёлтыми мраморными плитами. 


В настоящее время ведётся установка металлических элементов отделки. Верхняя половина путевых стен и потолок будут облицованы лёгкими и экономичными алюминиевыми панелями, а колонны покрыты сверкающей нержавеющей сталью. Из неё же будут сделаны и капители (завершения) колонн. 


Вообще, отличительная черта всех новых станций московского метро — минимализм в их отделке и оформлении и функциональность: лифты для инвалидов вместо лепнины, скамейки для пассажиров вместо скульптур или настенных изображений. Новое московское метро — уже не музей, а просто объект транспортной инфраструктуры.


Во время интервью работа на станции не прекращалась ни на минуту. Рабочие продолжали устанавливать фрагменты облицовки. По одному из путей перемещалась небольшая бетономешалка, специально приспособленная для езды по рельсам. С её помощью рабочие цементировали лоток — канавку между рельсов, предназначенную для спасения случайно упавших с платформы пассажиров.


В тоннеле о проходке участка рассказал заместитель генерального директора ОАО «УСК Мост» Максим Донис. Эта компания участвовала во многих знаковых проектах современности: возводила совмещённую автомобильно-железнодорожную трассу Адлер—Красная Поляна и знаменитый мост на остров Русский. 


Понятно, что возвести 900-метровый перегон "Жулебино"—"Котельники" для такой неё не составило большого труда. Тем более, что до этого они уже строили перегон "Выхино"—"Лермонтовский проспект", где возникли огромные трудности из-за прорыва грунтовых вод.


Здесь же оба тоннеля были построены закрытым способом всего за 9 месяцев. Они имеют круглый диаметр и собраны из бетонных тюбингов. По словам представителей компании, срок их службы без ремонтов и протечек составит не менее ста лет.


Основные работы по оборудованию тоннеля уже завершены. Уложен путь, почти полностью готов контактный рельс, ведутся работы по сборке пожарного трубопровода и по укладке кабелей. В оборотных тупиках за станцией перекрёстный съезд был уложен на специальную шумопоглощающую подушку, что сильно продлит срок его безаварийной службы.


Сроки открытия станции неоднократно переносились из-за проблем с выделением земли. Участок был продан подмосковной администрацией под строительство торгового центра, поэтому много времени ушло на переговоры с собственником, пока тот не согласился на возведение рядом со станцией транспортно-пересадочного узла.