"Коллекция Транспортного блога Saroavto"
Историческая справка:
Открытая в 1860-х годах узкоколейная железнодорожная ветка соединила Бойковщину с лесоперерабатывающей метрополией Австро-Венгрии. Сеть узкоколеек стала незаменимой в заготовлении, переработке и сбыте древесины. Она разширялась по живописным Горганам, ставая свидетелем величия Австро-Венгерской империи, перипетий войны и партизанских событий, вбирая в себя колорит местной народной жизни и пот тяжелой работы лесоруба. Достигнув самой большой протяженности и расцвета в советские времена, до конца прошлого столетия она начала постепенно приходить в упадок, притерпевая и от природы, и от человека. На единственной обновленной полностью Мизунской ветке, когда-то только промышленной узкоколейной железной дороги, в данное время создан интересный экскурсионный маршрут.
Три года тому назад предприятие ”Униплит” организовало программу ”Карпатский трамвай”. Мини-поезд впервые вышел на маршрут в июле 2004-го. Тогда в горы выехали гости бойковского фестиваля из Украины, Германии, Польши, Австрии и Великобритании.
— Поезд в 11. Не опаздывайте, — предупредил по телефону Любомир Яцкив, 52 года, директор туротдела ”Униплита”.
В 9.25 в воскресенье сажусь в маршрутку на железнодорожном вокзале Ивано-Франковска. Через час выхожу в Долине, в 7 км от Выгоды. Боюсь опоздать, беру такси.
— 15 гривен — и мы в Выгоде, — говорит седой водитель белой ”Волги”. Только завелись, через двести метров ”стреляет” карбюратор.
— Пани, не все так будет, — сыплет остротами водитель. — Сейчас газонем — и как ракета!
На ”треугольнике” — так в Выгоде называют место посадки на узкоколейку — кучка туристов с детьми 5–10 лет, ожидают экскурсовода из Трускавца. Некоторые щебечут по-английски. Гид опаздывает, но никто не возмущается. Разглядывают пейзажи, фотографируются возле первого, еще австрийского тепловоза.
Наконец слышится свисток кондуктора — экскурсовод приехал. Пора садиться в вагоны. Иностранцы робко смотрят на обычную открытую платформу, огороженную досками. Вагон чем-то напоминает боксерский ринг. Лишь на полу по бокам стоят высокие колоды и импровизированные скамьи.
Дизель выдает какое-то совсем автомобильное ”фа-фа”. Яцкив немного смущенно объясняет, что паровозный гудок отдали в ремонт. Отправляемся в 11.30.
Водопад похож на Яремчанский, но в миниатюре
Колея идет берегом реки Мизуньки, перепрыгивая с берега на берег. Склоны гор справа подступают так близко, что можно разглядеть мох на камнях. Слева вдоль железной дороги выстроились села. Заборы, сады, дровяные сараи, копны сена, веревки с бельем, коровы, куры, каркасы ржавых легковушек и детских тележек, старые грузовики, машущие руками дети и бабушки — все это гости бойко фотографируют.
В Солотвине туристам показывают первые соляные месторождения. На конечной остановке в Соболе раскладывают обед, желающих ведут на гору Магура (1362 м). На обратной дороге еще раз останавливаются в Миндунке, идут в орнитологический заказник в урочище Дзюркач. А из Нового Мизуня поднимаются на горную долину возле горы Лиса (1134 м).
Наше путешествие короче. Со скоростью 10 км/час преодолеваем 14 км. Первая остановка — за мостом в Мизуне, возле источника лечебной ”Нафтуси”. Каждый опорожнят какую-то посуду, чтобы набрать воды.
Еще два крутых виража — и перед нами водопад. Немного похож на Яремчанский, но в миниатюре. Над водоворотом вместо кладки кто-то положил деревянную лестницу.
Близ Дубового Кута туристов высаживают. Есть время искупаться и полюбоваться водопадом вблизи. Через полчаса возвращаемся в Выгоду.
Кондуктор время от времени соскакивает с дрезины и энергично жестикулирует машинисту. Через минуту опять вскакивает на лестницу и уже сигналит Степану.
— Что-то произошло? — спрашиваю встревоженно.
— Мы так всегда ездим, не бойтесь. Здесь еще никто не перевернулся, — успокаивает меня.
— Вы думаете, кто здесь главный? Машинист? Экскурсовод? Нет! Здесь главный я, бундзяр (кондуктор узкоколейки. — ”ГПУ”). Я должен точно указать машинисту, где сложные повороты и опасные стыки.
Олег снова прыгает регулировать путь. Мне это очень напоминает автобусную поездку в Бомбее: один водитель на нижней ступеньке автобуса громкими криками разгоняет встречных рикш и подсказывает, где поворачивать влево-вправо, когда обгонять.
Гудок дрезины — и мы в Выгоде.
Как добраться до Выгоды:
Из Львова до Выгоды 125 км. Автобусы в направлении Хуста отправляются с главного железнодорожного вокзала. Время в дороге — три часа. Стоимость проезда — 15,5 грн.
Из Ивано-Франковска до Выгоды 75 км. Из областного центра в Долину ездит микроавтобус в 9.25. Стоимость проезда — 8 грн.
Сколько стоит экскурсия:
Дизельный локомотив с вагонами (до 40 человек) — 900 грн с группы плюс 20 грн с человека .
Автодрезина (до 20 человек) — 25 грн с человека Классическая моторизованная дрезина (до четырех человек) — 100 грн.
оригинал
Комментариев нет:
Отправить комментарий