воскресенье, 21 декабря 2014 г.

"Карпатский трамвай"

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"


”Карпатский трамвай” — это поезд из двух вагончиков, который в выходные возит туристов, гостей Ивано-Франковщины. Из Выгоды Долинского района через Ширковец, Старый и Новый Мизунь, Дубовый Кут, Солотвин, Миндунок и Соболь он едет высоко в горы, вплоть до урочища Магура — на 28 км от начала маршрута. 

Историческая справка: 

Открытая в 1860-х годах узкоколейная железнодорожная ветка соединила Бойковщину с лесоперерабатывающей метрополией Австро-Венгрии. Сеть узкоколеек стала незаменимой в заготовлении, переработке и сбыте древесины. Она разширялась по живописным Горганам, ставая свидетелем величия Австро-Венгерской империи, перипетий войны и партизанских событий, вбирая в себя колорит местной народной жизни и пот тяжелой работы лесоруба. Достигнув самой большой протяженности и расцвета в советские времена, до конца прошлого столетия она начала постепенно приходить в упадок, притерпевая и от природы, и от человека. На единственной обновленной полностью Мизунской ветке, когда-то только промышленной узкоколейной железной дороги, в данное время создан интересный экскурсионный маршрут.



Три года тому назад предприятие ”Униплит” организовало программу ”Карпатский трамвай”. Мини-поезд впервые вышел на маршрут в июле 2004-го. Тогда в горы выехали гости бойковского фестиваля из Украины, Германии, Польши, Австрии и Великобритании.

— Поезд в 11. Не опаздывайте, — предупредил по телефону Любомир Яцкив, 52 года, директор туротдела ”Униплита”. 

В 9.25 в воскресенье сажусь в маршрутку на железнодорожном вокзале Ивано-Франковска. Через час выхожу в Долине, в 7 км от Выгоды. Боюсь опоздать, беру такси. 

— 15 гривен — и мы в Выгоде, — говорит седой водитель белой ”Волги”. Только завелись, через двести метров ”стреляет” карбюратор. 

— Пани, не все так будет, — сыплет остротами водитель. — Сейчас газонем — и как ракета!


Водитель говорит, что я могла бы и за шесть гривен доехать, но нужно искать выгодских таксистов. В поселок въехали вовремя. 

На ”треугольнике” — так в Выгоде называют место посадки на узкоколейку — кучка туристов с детьми 5–10 лет, ожидают экскурсовода из Трускавца. Некоторые щебечут по-английски. Гид опаздывает, но никто не возмущается. Разглядывают пейзажи, фотографируются возле первого, еще австрийского тепловоза.


Водитель дрезины Степан Тисяк, 55 лет, надевает белую рубашку и джинсовую безрукавку. Дрезина будто салон микроавтобуса. Двуместные кресла обтянуты темно-синей велюровой тканью. 

Наконец слышится свисток кондуктора — экскурсовод приехал. Пора садиться в вагоны. Иностранцы робко смотрят на обычную открытую платформу, огороженную досками. Вагон чем-то напоминает боксерский ринг. Лишь на полу по бокам стоят высокие колоды и импровизированные скамьи.


— Здесь лучше видно, да и воздух чище, — заверяет Любомир Яцкив. Директор в настоящее время работает за гида. 

Дизель выдает какое-то совсем автомобильное ”фа-фа”. Яцкив немного смущенно объясняет, что паровозный гудок отдали в ремонт. Отправляемся в 11.30. 

Водопад похож на Яремчанский, но в миниатюре 

Колея идет берегом реки Мизуньки, перепрыгивая с берега на берег. Склоны гор справа подступают так близко, что можно разглядеть мох на камнях. Слева вдоль железной дороги выстроились села. Заборы, сады, дровяные сараи, копны сена, веревки с бельем, коровы, куры, каркасы ржавых легковушек и детских тележек, старые грузовики, машущие руками дети и бабушки — все это гости бойко фотографируют.


Полный маршрут ”Карпатский трамвай” проходит за восемь часов. 

В Солотвине туристам показывают первые соляные месторождения. На конечной остановке в Соболе раскладывают обед, желающих ведут на гору Магура (1362 м). На обратной дороге еще раз останавливаются в Миндунке, идут в орнитологический заказник в урочище Дзюркач. А из Нового Мизуня поднимаются на горную долину возле горы Лиса (1134 м). 

Наше путешествие короче. Со скоростью 10 км/час преодолеваем 14 км. Первая остановка — за мостом в Мизуне, возле источника лечебной ”Нафтуси”. Каждый опорожнят какую-то посуду, чтобы набрать воды.


— Пани и панночки, умойте свое личико водой, — приглашает экскурсовод. — Вы помолодеете и будете улыбаться. Эта вода съедает желчь в организме. О, пани Галина, да вы уже улыбаетесь, — обращается к дородной ворчливой 40-летней брюнетке. Женщина всю дорогу неутомимо отчитывает то мужа, то детей. 

Еще два крутых виража — и перед нами водопад. Немного похож на Яремчанский, но в миниатюре. Над водоворотом вместо кладки кто-то положил деревянную лестницу. 

Близ Дубового Кута туристов высаживают. Есть время искупаться и полюбоваться водопадом вблизи. Через полчаса возвращаемся в Выгоду.

27-летний кондуктор Олег Панькив позволяет постоять на открытой площадке дрезины. Ощущение, как в знаменитом кадре из ”Титаника”. Только под ногами не океан, а узкоколейка. 

Кондуктор время от времени соскакивает с дрезины и энергично жестикулирует машинисту. Через минуту опять вскакивает на лестницу и уже сигналит Степану. 

— Что-то произошло? — спрашиваю встревоженно. 

— Мы так всегда ездим, не бойтесь. Здесь еще никто не перевернулся, — успокаивает меня. 

— Вы думаете, кто здесь главный? Машинист? Экскурсовод? Нет! Здесь главный я, бундзяр (кондуктор узкоколейки. — ”ГПУ”). Я должен точно указать машинисту, где сложные повороты и опасные стыки. 

Олег снова прыгает регулировать путь. Мне это очень напоминает автобусную поездку в Бомбее: один водитель на нижней ступеньке автобуса громкими криками разгоняет встречных рикш и подсказывает, где поворачивать влево-вправо, когда обгонять. 

Гудок дрезины — и мы в Выгоде. 

Как добраться до Выгоды:

Из Львова до Выгоды 125 км. Автобусы в направлении Хуста отправляются с главного железнодорожного вокзала. Время в дороге — три часа. Стоимость проезда — 15,5 грн. 

Из Ивано-Франковска до Выгоды 75 км. Из областного центра в Долину ездит микроавтобус в 9.25. Стоимость проезда — 8 грн. 

Сколько стоит экскурсия:

Дизельный локомотив с вагонами (до 40 человек) — 900 грн с группы плюс 20 грн с человека .

Автодрезина (до 20 человек) — 25 грн с человека Классическая моторизованная дрезина (до четырех человек) — 100 грн.

оригинал