На неделе мэр Москвы Сергей Собянин открыл станцию «Тропарёво», продлившую красную ветку столичного метро в сторону Новой Москвы. «Тропарёво», как и многие новые станции, имеет яркий и современный облик. Руководитель мастерской отдела ПА «Метрогипротранса» Леонид Борзенков, спроектировавший около десятка станций, рассказал нам, для чего в метро появляются открытые цвета и нужны ли подземке новые сопутствующие функции.
— Все три станции, которые мы проектировали, находятся в заМКАДных районах. Это районы, у которых, по сути, нет центра — просто аккуратная жилая застройка. И появившееся метро здесь сразу начинает исполнять роль градообразующего объекта: оно выполняет не только чисто утилитарную функцию — перевозка пассажиров, а становится своеобразным центром притяжения. К станциям подходит наземный транспорт, идут потоки людей. Логично, что довольно скоро сюда приходит и торговля, и общепит, и образуется центр района. Задача состоит в том, чтобы этот «стихийный» центр стал центром цивилизованным. И в этом помогают объемно-планировочные решения станций, масштабное решение наземных сооружений метрополитена. И в этих проектах, конечно, большое внимание было уделено цветовому решению.
— У нас это, конечно, не дворец, это — среда. Это именно транспортная среда, причем позитивная. Потому что мы не просто положили плиточку там или мрамор, а именно организовали среду, которая, кстати, несет и некую воспитательную функцию. Эстетически приятная среда меньше навевает мыслей о вандализме. Если у вас все сделано кое-как, маргинальных личностей ничто не держит: и жизнь у них — помойка, и тут все недалеко ушло, и возникают мысли — мы тут что-нибудь нарисуем, себя выразим. Когда мы сделали на «Новокосино» объемную керамику — боялись, что все будет разгромлено. Но ничего — все на месте; рисовали поначалу граффити, а потом перестали — с глазурованной керамики легко удаляется краска. Конечно, есть случаи, не без этого, но это не массовое. Когда человек попадает в другую эстетическую среду, он перестраивается — понимает, что это сделано для него, и сделано хорошо, красиво, интересно.
— ТПУ— разумное решение, не нами придуманное. Это удобно: вы выходите из метро и попадаете не на улицу под снег и дождь, а в некую зону обслуживания — там могут быть кассы, попутная торговля. Выходите на перрон, куда приходят автобусы, смотрите на табло, и если автобус еще не скоро, то можете отойти что-то купить и дальше поехать уже совершенно спокойно. Либо, если вы приезжаете на машине, её там можно оставить — идея разумная, но, к сожалению, она не реализовывается теми темпами, о которых сначала говорили.
— Если идею ТПУ обобщить, как вы считаете, вообще метрополитену нужны какие-то дополнительные, сопутствующие функции?
— Во всем мире вы спускаетесь в метро и попадаете в новое измерение, как, например, в Мюнхене или в Хельсинки: многоуровневое, многофункциональное пространство с супермаркетами, кафе, другой торговлей, входом в метро, подземным переходом. У нас пока такого нет по самой простой причине — никогда не было на такое пространство заказа из-за ведомственной раздробленности; у метро всегда были свои задачи и начальники, у торговли — свои, у наземного транспорта — свои. Парадокс в том, что все всегда мечтали о таких единых удобных пространствах, все говорят, что нужно делать какую-то попутную торговлю, но тут же добавляют — сделайте так, чтобы она была в минимальных строительных объемах и при этом не противоречила нормам, предъявляемым к эвакуации пассажиров из метро, а без дополнительных объемов и мероприятий это невозможно. Все хотят удобные пространства, но никто их не заказывает — в задании на проектирование этого нет. Можно его нарисовать, но его выкинут — та же экспертиза скажет: зачем вы перерасходуете деньги, кто вам это заказал? У вас есть проход — его ширина соответствует потоку, и хватит.
— Еще одна сторона нашего метрополитена — те самые станции-сороконожки 60-х. Они невзрачны, такой серый пояс между красивым центром и нынешними яркими решениями. Нужно ли и можно ли с ними что-то сделать?
— Да, эти станции можно разделить на две части. Одни — как «Выхино» — требуют реконструкции и масштабного строительства. Другие — просто реновации. Но, конечно, это должен быть не просто косметический ремонт с заменой, к примеру, настенной плитки или на другую плитку, или на что-то еще. Эту работу нужно проводить комплексно, выставляя станцию на реконструкцию и решая ее по новой — как новую транспортную среду, соответствующую современным требованиям. А чтобы этот период метростроительства остался в городской истории, одну станцию, к примеру, можно оставить в первозданном виде, как памятник эпохе.
— Здесь конкурс был только на оформление станций, а не на создание общей концепции. Конечно, конкурсы — это полезно, это всегда тонизирует. Но проблема для метрополитена в том, что мы делаем довольно специфический продукт, а на конкурс приходят участвовать просто архитектурные бюро, которые никогда не занимались транспортной инфраструктурой. И получается, что нарисовано, может быть, красиво, но потом при реализации это поправится, и постепенно проект изменяется до неузнаваемости. В этом проблема — не каждый архитектор понимает в данной специфике. Хочу сказать, что откровением этот конкурс не стал: были оригинальные идеи, но не более того, прорыва не случилось. Так что, я думаю, может быть, время от времени конкурсы и нужны, но не на постоянной основе. И интереснее, конечно, если это будет конкурс на идеи, а не на отделку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий