суббота, 10 января 2015 г.

Киев: Предвестники трамвая

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"


Общественный транспорт в Киеве начинался с простой конки, движение на первой линии которой открыли еще 120 лет назад 30 июля (12 августа по новому стилю) 1891 года на Крещатик (Васильковской линии). Впоследствии его сменил и первый в Российской империи электрический трамвай, движение на первой линии которого начался 119 лет назад 1 июня (14 июня по новому стилю) 1892 года на Александровском спуске и улице Александровской. Но следует знать и помнить, что именно с конки начинался киевский трамвай.

Первый рельсовый транспорт 

Предшественнице трамвая - киевской конке - исполнилось 120 лет. На днях юбилей празднует и городская служба путей. В восьмидесятых - девяностых годах XIX века Киев становится одним из крупнейших в Украине торгово-промышленных центров, важным транспортным узлом и административным центром объединенного Киевского генерал-губернаторства. Он стал и столицей всего Юго-Западного края Российской империи, в подчинение которого входили Киевская, Подольская, Волынская, Черниговская и Полтавская губернии. 

С развитием экономической жизни развивалось и город. Увеличивается количество жителей, расширяются киевские пригороды, и отдельные разрозненные части города вследствие интенсивной застройки свободных территорий сливаются в единое целое. 120 лет назад в Киеве проживало более 200 тысяч человек. Им все труднее становилось добираться из одного района в другой и с окраин к центру. Пешком приходилось преодолевать крутые подъемы улиц, а нанимать извозчика имел возможность далеко не каждый. Правда, были в конце семидесятых - начале восьмидесятых годов XIX века омнибусы, но они как появились, так и исчезли незаметно. 

Единственным транспортом в городе оставался конный. А жизнь требовало доступных и массовых средств передвижения. Учитывая тогдашнее состояние улиц рельсовый транспорт имел неоспоримые преимущества перед любым другим. В этом другие города Российской империи тогда значительно опережали Киев. До девяностых годов XIX века в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Харькове, Тифлисе, Ростове-на-Дону уже действовали городские железные с конной тягой, что в народе называли конки, были даже паровые трамваи. А в Киеве даже конки не было, хотя проекты таких дорог в городскую управу поступали еще с 1869 года, однако каждый раз что-то срывалось. 

Лишь в 1886-м наконец был объявлен открытый конкурс на сооружение конки для Киева. Предпочтение отдали проекту военного инженера и предпринимателя Аманда Струве, который имел обширные связи в деловых кругах и был хорошо известен в Киеве как автор всегда удачно выполненных зданий.Концессию на строительство было дано в сентябре 1886 года. Еще три года потратили на всякую бюрократическую волокиту и только 8 июля 1889 (здесь и далее все даты по старому стилю) Киевская городская управа подписала с инженером Струве соглашение об обустройстве "городских железных дорог". Инженер обязался построить в черте города в течение трех лет на указанных в соглашении улицах 24 версты 204 сажени (26 км) рельсовых путей конки.


В начале 1890-го Аманд Струве организует акционерную компанию и одновременно начинает подписывать договоры с многочисленными подрядчиками на выполнение работ по строительству рельсовых путей конки и Васильковского парка. 

 Уже в июне 1890 года строительство было начато. На Брянском рельсопрокатных заводе Струве заказал рельсы и другие металлические изделия для дорог, в том числе и специальные безшийкови желобчатые рельсы, на Коломнинському машиностроительном заводе ("КМЗ") - 24 вагона конки, 7 паровозов, а несколько позже и 6 вагонов электрического трамвая. Интересно, что вагоны киевской конки сразу проектировали и строили с тем, чтобы использовать их в дальнейшем как прицепные при переходе на паровую и электрическую тягу. 

Одновременно в киевских лесопромышленников заказали деревянные шпалы и брусья, другой лес для строительства, в частности бревна для опор контактной сети, а у других поставщиков - песок, булыжный и колотый камень, другие материалы и изделия. 

Первую линию проложили на Большой Васильковской, Крещатике, Царской площади


Официально работы по прокладке рельсовых путей конки начало 1 августа 1890 года, причем сразу по всей длине первой линии на Большой Васильковской и на Крещатике от Демеевского шоссе у моста через реку Лыбедь к Царской площади (нынешней Европейской). Тогда несколько сотен рабочих взялись копать котлован и укладывать рельсы. Хотя бы каких машин или механизмов у строителей тогда не было. Все работы выполняли только вручную. Главными инструментами первых строителей рельсовых путей конки были лопаты, ломы, кирки, милични молотки и штопки и гаечные ключи. Рельсы пилили ручной ножовкой, а отверстия для тяги и стыковых болтов сверлили вручную. Вот и весь инструментарий. Поднималы пути на определенные пометки с помощью весов. Транспорт на строительстве использовали только гужевой. Ежедневно работало более сотни различных подвод - грабарок, площадок и роспусков. А 16 августа 1890 года был начато сооружение Васильковского парка. Уже к началу 1891-го здесь построили казармы для работников, конюшни, мастерские, кузницу, вагонные сараи и другие необходимые сооружения. 21 декабря 1890 был утвержден устав "Общества Киевской городской железной дороги" с основным капиталом в 1 миллион рублей, образованных путем выпуска 4000 акций по 250 рублей каждая. В января 1891 года Струве передает свои права собственника упомянутого акционерной компании. Крупнейшим акционером этой компании стал киевский миллионер Лев Бродский, которому принадлежали две трети основного капитала предприятия. Наконец в мае 1891 года начали прокладывать рельсовые пути от Васильковского парка по Демеевском шоссе у моста через реку Лыбедь до железнодорожной станции "Лыбидь", что возводили там. Вместе стали прокладывать пути к железнодорожной станции "Киев-И товарный", чтобы можно было поставлять в Васильковский парк подвижной состав и строительные материалы. С завершением работ на Большой Васильковской и Крещатике подрядчики начали переводить бригады рабочих и извозчиков на другие линии киевской конки - Кирилловскую и Львовскую, а затем и Вокзальную. 

В июне 1891 года постройки первых двух линий наближувалося к завершению, в город прибыли первые вагоны конки. Газета "Киевлянинъ" тогда писала: "Для дороги доставлено уже несколько вагонов изящной и легкой конструкции темно-коричневого цвета, с фонарями и звонками. Вагоны Имеют по 7 отделений и вмещают 20-25 человек. На вагонах сделаны надписи белой краской с обозначение соединяемых районов ("Крещатик - Васильковская" и т. д.) ".Здесь следует отметить, что репортер газеты немного просчитался: в действительности все вагоны конки имели по шесть отделений. 

Первые вагоны конки имели 16 мест для сидения и 8 - для стояния


Все первые вагоны киевской конки были однотипными, пароконных, двовисевимы, открытыми, одного класса достаточно простой и легкой конструкции. Длина вагона составляла 6 метров при ширине 2,3 метра. При этом он имел 6 филиалов, в том числе и две площадки на 8 мест для стояния и 16 - для сидения в четырех отделениях для пассажиров. Места для сидения располагались поперек кузова на всю его ширину. Вход в каждого отделения и на площадки был только с двух сторон, для чего вдоль всего кузова установили сплошные ступеньки. В непогоду пассажирские отделения накрывались специальными шторками. Вагон имел механическое колесно-колодочный тормоз с винтовым приводом. Освещался вагон тремя-четырьмя керосиновыми лампами. Сцепные приборы, расположенные с двух торцов всех вагонов, были рассчитаны на использование с любыми видами тяги - конной, паровой и электрической. 

18 июня 1891 состоялось официальное закладки и освящения строительства киевской конки (Киевской городской железной дороги - КМЗ). На торжественной церемонии, кроме представителей церкви, присутствовали важные персоны: киевский губернатор, вице-губернатор, губернский предводитель дворянства, городской голова, члены управы, гласные (депутаты) думы, военные и гражданские инженеры. На Большой Васильковской возле Васильковского парка КМЗ киевский губернатор лично прикрепил молотом и гвоздем рельс к шпалы, второй гвоздь забил вице губернатор, затем городской голова и другие. После торжественной церемонии для всех присутствующих (а их было до сотни) устроили завтрак.Потом сделали пробный движение вагонов на небольшое расстояние: пассажиров представлял губернатор со свитой, а тягловой силой стали рабочие. 

Справка:


Аманд Егорович Струве (1835-1898), генерал-майор, потомок обрусели немецких дворян, перешедших в середине XVIII века на службу в Россию. Окончил Николаевское инженерное училище, военную академию в Санкт-Петербург с занесением его имени на мраморную доску почета, совершенствовал свои знания за рубежом. В 1858 года прикомандирован как инженер на Московско-Нижегородскую железную дорогу, строило Французское акционерное общество, затем - в Общество Московско-Саратовской железной дороги, где принял на себя сооружение Москворецького моста в Коломне и моста через Оку. В 1863 году к Аманда Струве присоединился его старший брат, военный инженер Г. Струве (1833-1882). В 1868-1870 годах они построили Дарницкий железнодорожный мост в Киеве протяженностью 1,5 км - первый металлический железнодорожный мост через Днепр, первый в России на кессонный основании, в то время самый длинный в Европе (во время войны разрушено, в 1949 году рядом с ним построили новый железнодорожный мост, а остатки опор моста Струве сохранились до сих пор). В 1871-м братья Струве возвели металлический железнодорожный мост в Кременчуге. В Киеве Аманд Струве построил и в 1872 году ввел в действие водопровод, а также газовый завод и систему газового освещения Крещатика. А в 1890-1892 годах запустил Киевскую городскую железную дорогу с конной, паровой и электрической тягой. 

После этого началась активная подготовка к открытию регулярного пассажирского движения на первой линии конки: набирали и обучали персонал, подбирали лошадей и упряжь для двухсменной работы, составляли графики движения. Тогда же всем работникам киевской конки выдали форму: кондукторам - темно-зеленые кафтаны (такого же покроя, как у железнодорожных кондукторов) с синими поясами и серебряным галуном на фуражках. Кучера имели такие же кафтаны, но фуражки были без серебряного галуна. Эскизы одежды работников КМЗ утверждала городская управа. В конце июля 1891 большинство киевских газет разместили объявление КМЗ о начале регулярного пассажирского движения на первой линии конки.

За первый день работы конки на одной линии перевезено 3350 пассажиров


Движение конки от станции "Лыбидь" возле Демеевского шоссе (мост через реку Лыбедь) на улицу Большую Васильковскую до улицы Жандармской (ныне - Саксаганского) открылся 30 июля (по новому стилю 12 августа) 1891 года. В этот день первый вагон конки отправился от станции "Лыбидь" возле Демеевского шоссе в сторону Жандармской в ​​7-м часу утра. Его обслуживали четыре работника - кучер, кондуктор, контролер и бывший служащий московской конки, специально приглашенный из Москвы в Киев для управления. Сначала в вагон сели два пассажира, дорогой зашли еще пять, потом еще и еще. Всего за первый день работы линии было перевезено 3350 пассажиров. Именно в этот день 120 лет назад на киевских улицах впервые появился, говоря современным языком, общественный транспорт. А за неделю, 6 августа 1891 года, линию продлили до Царской площади (ныне - Европейской). И потащили лошади в центр Киева открытые вагончики "изящной и легкой конструкции с фонарями и звонками". 

 Недельная задержка с открытием движения к Царской площади произошла из-за отставания дорожных работ - не закончили замощуваты пути и не убрали лишний камень. Газета "Киевлянинъ" писала: "Конка. 6 августа открылось движение конки от Европейской гостиницы по Крещатик и Васильковское до моста на Демиевке. Толпы публики буквально осаждало вагоны, Которые ни были мгновенно наполнены желающим прокатиться. Очень многие из публики, вскакивающие на ходу и выпрыгивающие из вагонов, преимущественно из простых классов, срывались и катились на мостовые, теря шляпы и пачкаясь в пыль. Серьезных ушибов, однако, не было. Вагоны отличаются поместительностью и хорошими эластичным рессор. На более крутых местах к вагонам припрягается третья лошадь, ожидающая в разных пунктах едущий вагон. Припряжка производится на ходу, в несколько секунд, посредством прицепкы сбруи к особым крючком вагонов. В общем, однако, движение не отличается быстротою, и на разъездах вагоны задерживаются достаточно долго. Очевидно, необходимо отправлять большее число вагонов. Всех пассажиров проехало за первый день открытия 10057 ".

Справка:


Трамвай (от англ. Tram - тележка, вагон и way - путь, дорога) - современный вид рельсового общественного транспорта, питается постоянным электрическим током напряжением 550 (600) или 750 В. Первый в мире трамвай испытал 22 августа 1880 в Санкт-Петербурге артиллерийский офицер, инженер Федор Пироцький. Обычный двухъярусный вагон конки двигался с помощью электротока, что подавалась изолированными от земли и друг от друга рельсам, которыми катился вагон. Некоторое время немецкая фирма «Сименс и Гальске" запатентовала аналогичный, но уже несколько усовершенствованный трамвайный вагон.

В 1881 году первый электропоезд из токосъема от третьего рельса проехал по железной дороге между Берлином и Лихтерфелдом, открыв эпоху электрического транспорта. Сегодня в развитых странах Европы, Америки и Азии наблюдается рост популярности трамвая: за последние 25-30 лет его движение восстановили или ввели в более ста городах мира, в частности в Сан-Хосе и Портленде (США), Париже, Лионе, Гренобле и Страсбург ( Франция), Кройдоне (пригород Лондона, Великобритания), Барселоне (Испания), Цюрихе (Швейцария), Берлине, Варшаве, Вене, Праге и многих других. Трамвай стали использовать для междугородних и даже для международных пассажироперевозок. Самая длинная в мире трамвайную линию - kusttramroute (береговой трамвай) - проложена вдоль всего бельгийского побережья Северного моря, которая соединяет практически все города-курорты прибрежной зоны - Где Панне, Оостенде, Бланкенберге, Кнокке - всего 17 городов. Длина - 74 км.

После изучения и критического анализа периодики, архивных, литературных и других источников того времени установлено, что 30 июля 1891 действительно был открыт и регулярное пассажирское движение вагонов конки на первом участке Васильковской линии Киевской городской железной дороги. В тот же день приступили к работе первые рабочие-дорожники созданной до момента открытия движения конки небольшого участка по техническому обслуживанию и ремонту путей. Это были путевые сторожа (путевые обходчики-уборщики) и вилочникы (так называли тогда стрелочников). Так, 120 лет назад при КМЗ был организован первый участок дорожников-эксплуатационников - Службу ремонта путей.

оригинал