пятница, 27 февраля 2015 г.

Всё метро мира: Минск


Минский метрополитен - единственный в Белоруссии, 9-й по времени открытия среди стран бывшего СССР, и четвёртый по пассажиропотоку (после Москвы, Петербурга и Киева). Сейчас в нём две линии и 29 станций, 14 из которых (практически половина!) построены уже во время независимости. Это наложило отпечаток и на архитектуру станций, самые новые имеют свой узнаваемый стиль, отличающий их от остальных метрополитенов советского типа.

Предлагаю фоторепортаж по линиям метро Минска. В отличие от большинства городов бывшего СССР здесь исторически сложилось, что на схеме она отображается синим цветом (обычно в порядке очерёдности линии обозначались красным, синим и зелёным цветами). На настоящее время включает в себя 15 станций и связывает Юго-Запад и Северо-Восток Минска.


Начнём с Московской (первой) линии.


Поезда в метро Минска пятивагонные, представленными номерными завода им. Егорова и Метровагонмаша. На строящуюся в настоящее время линию Зелёный Луг (третью) есть амбициозные планы по закупке Штадлеров, посмотрим, воплотятся ли они в жизнь.


Уручье. Открыта в 2007 году, расположена на Северо-Востоке, единственная станция за пределами МКАДа.


Достаточно простая, но приятная в оформлении станция.


Следующая станция Борисовский тракт.


Также открыта в 2007 году, характерной особенностью постсоветских станций являются колонны, "окольцованные" поручнями.


Станция Восток. Станция открыта в 1986 году, названа по одноимённому микрорайону, доминантой которого сейчас является Национальная библиотека.


Станция Московская. Конечная станция первого пускового участка в 1984 году.


Здесь возник парадокс: Московская улица находится в противоположном направлении, станцию назвали в честь Московского проспекта, который собирались выделить из проспекта Ленинского (сейчас - Независимости), но не сложилось.


Однако, оформление полностью соответствует названию. На путевых стенах находятся панно, посвящённые Москве.


Станция Парк Челюскинцев. С сооружения этой станции и началось строительство метро в 1977 году.


Есть мнение, что изначальный проект был похож на станцию в другом метрополитене, поэтому проект был спешно переделан.


Станция Академия наук. Колонны украшены металлическим профилем, похожий приём использован и на Академической в Петербурге, что символично.


Станции, возведённые во времена СССР, очень похожи на другие метрополитены той эпохи (Нижний Новгород, Новосибирск, Самара).


Станция Площадь Якуба Коласа. Очень уютная станция за счёт жёлтой керамики и потолка, стилизованного под двускатную крышу.


Колонны украшены керамическими панно на тему произведений Якуба Коласа.


Станция Площадь Победы. К сожалению, как и на многих станциях первой очереди, оригинальное освещение отключено, используются лампы дневного света.


Интересна не только станция, но и мемориал, расположенный в переходе под монументом Победы.


Станция Октябрьская - центральная станция в Минске. Пассажиропоток обеспечен в первую очередь пересадкой, вернее двумя переходами на Автозаводскую линию.


Это сыграло печальную роль - здесь произошёл теракт в 2011 году. В память об этом на выходе установлен знак "Река памяти".


В торцах станции расположены панно, прославляющую советскую власть, но гораздо интереснее флорентийские мозаики, которые расположены на выходах, встроенных в здания на проспекте Независимости: они рассказывают о истории БССР.


Ещё одна загруженная станция за счёт выхода к вокзалу и в центр города - Площадь Ленина.


После распада СССР площадь, в честь которой назвали станцию, переименовали в Площадь Независимости. Также стали объявлять и станцию метро, и подписывать её на схемах и указателях. В 2003 году выяснили, что постановления о переименовании станции не было, теперь станция однозначно носит своё первоначальное название, которому полностью соответствует оформление: в торцах станции находятся барельефы с изображением В.И.Ленина и в память о событиях революции 1905 года, которые происходили около железнодорожного вокзала.


Это одна из немногих станций с наземным вестибюлем, который встроен в здание управления метрополитена.


Станция Институт культуры - конечная на пусковом участке. В проекте именно она называлась Московской.


Станция украшена витражами, которые образно обыгрывают национальную культуру.


В 2014 году Минский метрополитен отмечал юбилей, в честь чего выпущены жетоны с изображениями первых 8 станций. Кроме жетонов, оплатить проезд можно с помощью транспортных карт метрополитена или Минсктранса. Одна поездка стоит 4500 белорусских рублей (около 22 российских).


В 2012 году Московская линия была продлена вдоль проспекта Дзержинского на юго-запад. Первая станция на нём - Грушевка.


Ну и какая же Грушевка без груши?


Станция Михалово. Станция с необычным расположением выхода из центра станции.


Над выходами - металлические вставки с городским и пасторальным видами.


Станция Петровщина, несмотря на молодой возраст, уже успела попасть в рейтинги красивых станций.


Потолок создаёт эффект звёздного неба. Приём не новый, но здесь он выполнен идеально.


Конечная, самая новая станция в Минске - Малиновка.


Три пары колонн в центре станции стилизованы под деревья, на ветвях которого сидят птички.


Автозаводская линия показалась более однородной по архитектуре, но не скучной.По пассажиропотоку она уступает первой, в основном за счёт юго-востока, где сосредоточены промышленные предприятия. На линии 14 станций, причём 10 из них открыты с 1990 по 1997 год, что в общем-то неплохо. Линия связывает юго-восток Минска (как уже говорилось) с густонаселённым районами запада.


Станция Каменная горка. Названа по одноимённому микрорайону.


Станция одна из самых загруженных, в час пик.


Станция Кунцевщина. Открыта в 2005 году, как и две соседние станции.


Большинство станций этой линии - двухэтажные. На верхнем этаже расположены вестибюли, причём из одного видно другой, и другие служебные помещения.


Станция Спортивная. Вот вроде бы и нет никаких особых элементов оформления, однако обилие металла вызывает стойкую ассоциацию со льдом.


Станция Пушкинская. Десять лет была конечной (1995-2005), а пассажиров в то время было гораздо больше. Хотя и сейчас станция не пустует.


Название тоже весьма изящно обыграно за счёт арок и люстр-фонарей.


Станция Молодёжная. Самая простая по архитектуре станция в городе, но светлая и приятная.


При входе на станцию - абстрактные мозаичные панно.


Станция Фрунзенская. Открыта в составе первого участка линии. Единственная станция в Минске, название которой полностью совпадает на русском и белорусском языках.


По логике, панно из латуни в торцах посвящены гражданской войне, но весьма абстрактно, всё ж открыта в 1990 году, когда вовсю шла Перестройка.


Станция Немига. Интересно, что эта единственная станция в Минске, открытая в СССР, где нет названия на русском языке.


Станция выходит к историческому центру (Верхний город, Троицкое предместье, Раковское предместье), так что в оформлении широко используется бетон, стилизованный под дерево. Под потолком станции - ладья.


На корме ладьи - цитата из Повести Временных Лет: На Немизе снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоце животъ кладутъ, веютъ душу отъ тела.


К сожалению, в чём-то это можно считать пророческим. В 1999 году вблизи станции проводился пивной фестиваль, неожиданно началась гроза с градом, люди поспешили укрыться в переходе станции, возникла давка, в результате которой 53 человека погибли.
В настоящее время у входа на станцию расположена мемориальная композиция «53 рубцы на сэрцы Беларусi. 30 мая 1999 года».


Сам переход соединяет оба вестибюля и по оформлению напоминает стену с бойницами.


Станция Купаловская. Пересадочная станция линии: народу много всегда, как и на соседней Октябрьской.


По идее, станция посвящена белорусскому поэту Янке Купале, однако каких-то конкретных отсылок к нему и его творчеству нет. Впрочем, в конце 80-х годов, когда линия начинала строиться, с финансированием было уже туго, проекты станций были однотипные, так что уже хорошо, что они получились хотя бы индивидуальными.


Пересадочный коридор между Октябрьской и Купаловской. Когда народ по нему в пик идёт, наверно, выглядит жутко.


Станция Первомайская. Самая необычная станция в Минске. Из-за обилия грунтовых вод пришлось выполнять станцию с боковыми платформами.


По той же причине станция не была открыта в составе первого участка линии, 5 месяцев поезда проезжали её без остановки. Лишь недавно была уточнена дата её открытия - 28 мая 1991 года.


Станция наименее загружена. В настоящее время здесь монтируют лифты-подъёмники для маломобильных пассажиров.


Станция Пролетарская. Интересно выполнены колонны - в виде рук, которые поддерживают потолок станции.


Интересно, что Пролетарская и Спортивная - самые распространённые названия в метрополитенах бывшего СССР (встречаются в 5 городах).


А ещё на Пролетарской - единственная в минском метро скульптура: собирательный образ пролетария-рабочего-метростроевца. За скульптурой, кстати, законсервированный выход.


Станция Тракторный завод.


Светильники на Тракторном заводе.


Станция Партизанская. По сути отсюда начинается история двухпролётных станций Минска.


В оформлении применён анодированный алюминий.


Станция Автозаводская. Именно с открытием этого участка в 1997 году линия стала полноценной.


Вестибюли и платформа составляют единое целое.


Станция Могилёвская (в проекте - Социалистическая). Конечная станция на линии.


На этой станции впервые в метро на территории бывшего СССР были установлены лифты для инвалидов.


Над путями станции расположены пешеходные галереи.


Раньше они были закрыты для прохода, однако совсем скоро здесь будет открыт музей метро.


Картинки по запросу livejournal логотип

Комментариев нет:

Отправить комментарий