воскресенье, 22 февраля 2015 г.

Шпурбус или маглев?

"Коллекция Транспортного блога Saroavto"


Общественный транспорт всегда был интересен обывателю с любой точки зрения. Этот вид передвижения по городу сегодня существует практически в любом уголке мира, даже в самых отсталых странах. Кое-где он шагнул далеко вперед в технологическом плане, а местами застрял в XIX веке, который и определил классическое понимание этого термина. 

Финансовые средства, затраченные на исследования, а также изобретения в сфере общественного транспорта, исчисляются десятками миллиардов долларов. А если говорить о контрактах, закупках и постройке эксплуатационных путей, то к этой цифре смело можно прибавлять несколько нулей. Общественный транспорт превратился в серьезный рычаг управления городом, порой его остановка парализует весь социальный и экономический сектор жизни огромного мегаполиса. Ученые из года в год создают новые виды транспорта, улучшая его качество, повышая показатели комфортности, снижая уровень экологической и шумовой нагрузки, а также увеличивая его экономичность.

Трамвай бельгийского Гента

... и трамвай египетского Каира. Почувствуйте разницу

Сегодня сложно выделить основные направления в развитии городского транспорта. Условно, его можно поделить на электрический и топливный. Подавляющее большинство городских жителей мира ассоциативно произнесут: трамвай, автобус, троллейбус, метро. В некоторых странах к этому списку можно добавить маршрутные такси и монорельс. Есть ещё и такие экзотические (не обязательно суперсовременные) представители городского транспорта, как маглев, водные трамваи, рикши и прочее. Легковое такси мы в расчет не берем, так как к общественному транспорту оно относится по определению, но не по сущности. А что, если заглянуть в будущее?


Уникальный международный трамвай (между Швейцарией и Францией). До 1936 года также существовал международный трамвай Братислава-Вена


Далее мы разобьем статью на два раздела: экспериментальный транспорт настоящего, который имеет перспективу стать массовым в недалеком будущем и проектируемый транспорт предполагаемого будущего. 

ТРАНСПОРТ БУДУЩЕГО - УЖЕ СЕГОДНЯ.

Монорельс. 

Это скорей не представитель, а целая группа городского транспорта. Несмотря на то, что прототипу монорельса в следующем году исполняется 190 (!) лет, сей вид передвижения относится, скорей, к экзотическим, нежели к массовым. Это один из тех представителей общественного транспорта, который не подвергается стандартизации в мире (исключением является Япония) в виду его крайне редкого применения. Список городов, где действует монорельс невелик. В Северной Америке их четыре (не считая Диснейленд), в Европе – четыре (исключая парки развлечений), в Австралии и Африке – по одному. Наиболее развит он в Азии, особенно в Японии. Ведется активное строительство монорельсового транспорта в Китае, который имеет все шансы вытеснить Японию с лидирующих позиций.


Монорельс Токио один из самых передовых


Станции токийского монорельса одни из самых безопасных в мире

Основным фактором, тормозящим развитие монорельса – его крайняя дороговизна. Американский Сиэтл и вовсе отказался от дальнейшего развития этого транспорта из-за непомерных расходов городского бюджета. Монорельс чрезвычайно медленный вид транспорта, хотя имеет преимущество «лететь» над городскими пробками. Его нередко называют «железной коровой». Причина такой медлительности – конструкция.


Куала-Лумпур недавно также обзавелась монорельсовым транспортом


Да и Москва старается идти в ногу со временем

Высокая скорость монорельса технически возможна, но опасна, особенно на поворотах. Жители Сиэтла знают об этом не понаслышке. Ну, и, в конце концов, эксплуатационные пути монорельса уродуют городской пейзаж – возможно, поэтому он прижился только в развитых странах Азии (Сингапур, Япония, Малайзия и др.) с их ультрасовременной архитектурой.

Жители Сиэттла надолго запомнят два столкнувшихся монорельсовых поезда

Подвесной монорельс отличается от классического расположением эксплуатационного пути, простым языком – он находится сверху и поезд «висит» над городом. К недостаткам такого монорельса нужно добавить дополнительное «раскачивание» вагонов. Полноценная подвесная монорельсовая дорога функционирует в немецком Вуппертале. 10 километров путей проходят над руслом реки Вуппер на высоте около 12 метров, остальные 3,3 км над улицами города на высоте около 8 метров. Максимальная скорость поездов дороги — 60 км/ч. Дорога была построена в 1900 году и запущена в эксплуатацию в 1901 году. Подвесной монорельс имеется в Дрездене.


Вуппертальский монорельс будто игрушечный

Монорельс в Вуппертале один из самых старых в мире

А это уже более молодой дрезденский

К монорельсам относят и фуникулер. В данном случае имеется ввиду фуникулер, не как развлекательный аттракцион, а как полноценный общественный транспорт. К фуникулерной системе относят кармелит, который функционирует в Хайфе. Это подземный фуникулер, насчитывающий 6 станций, а длина пути – 2 км. Подобный подземный фуникулер Тюнель работает в Стамбуле – там и вовсе, всего две станции. Скорость кармелита, мягко говоря, «черепашья» - 28 км/ч максимум. Однако, исключение такого фактора, как пробки, делает его перспективным. В связи с изменениями направлений пассажиропотоков в городе кармелит стал менее актуальным сегодня.

Кармелит в Хайфе выглядит весьма необычно


Такое впечатление, что это продолжение лестницы, а не вагончик фуникулера

Маглев – своеобразный младший брат монорельса. Представляет собой поезд на магнитной подвеске. В отличие от традиционных поездов, локомотив в процессе движения не касается рельса. Так как между поездом и поверхностью движения существует зазор, трение исключается, и единственной тормозящей силой является сила аэродинамического сопротивления. Откуда название? От английского словосочетания - magnetic levitation (действует принцип магнитной левитации). Транспорт относительно новый. Первая публичная система маглев (M-Bahn) построена в Берлине в 1980-х годах. Однако просуществовала она лишь до 1991 года и была заменена метрополитеном. В британском Бирмингеме маглев функционировал с 1984 по 1995 год, потом закрыт и заменен обычным рельсовым поездом. Сегодня маглев действует только в Шанхае (Китай) и в некоторых японских префектурах. Строительство маглева ведется в Южной Корее. Его развитие сдерживает, опять же, характерная черта всех видов монорельсового транспорта – чрезвычайная дороговизна. К недостаткам добавляется высокий уровень магнитных волн, то есть категория пассажиров с кардиостимуляторами, а также магнитозависимые люди оказываются «за бортом» маглева. Однако, конкурентов по показателям скорости и низком уровне шума у маглева сегодня нет.


Маглев буквально летит по магнитным путям

Шанхайский маглев - первая в мире коммерческая железнодорожная линия на магнитном подвесе. Маглев соединяет станцию шанхайского метро с международным аэропортом. На этом участке поезд может развивать скорость до 300 км/ч. Немецкая компания Transrapid после долгих переговоров с китайцами все же построила к 2004 год у первую линию маглева в этой стране. Сегодня её длина составляет 30 км, но уже к концу 2010 года её планировалось увеличить до 175 км, но все разработки и строительство по данному проекту заморожены на неопределённое время.

Шанхайский маглев


Особо волнительным пассажирам на табло салона лучше не смотреть

Японская система скоростных поездов на магнитной подвеске, разрабатывается Japan Railway Technical Research Institute совместно с оператором Japan Railways с 1970-х годов. В настоящее время в префектуре Яманаси построен испытательный участок, на котором 2 декабря 2003 года опытный состав из трёх вагонов модификации MLX01 установил абсолютный рекорд скорости для железнодорожного транспорта — 581 км/ч. В Японии маглевы часто называются риниака. Также в Японии, к открытию в 2005 году введена в коммерческую эксплуатацию новая трасса. 9-километровая линия Линимо (Нагоя) состоит из 9 станций. Поезд риниака способен разгоняться до 100 км/ч за считанные секунды.

Японский маглев (риниака) сегодня - предел воображений

Шпурбусы – это общее понятие новой группы общественного транспорта. Эдакий гибрид автобуса, троллейбуса и трамвая. Одним из его представителей является трамвай на шинах. Трамвай за годы своего существования также претерпел существенные изменения в угоду городским потребностям. Например, если трамвай и станет транспортом будущего, то только на шинном ходу. Его рождение относят к 1994 году. Трамвай на шинах, в отличие от традиционного трамвая, не нуждается в классическом рельсовом пути, однако является направляемым видом транспорта. Для этого используется проложенный в середине предназначенной трамваю полосы направляющий рельс, сходный с точки зрения городской среды с обычным трамвайным, или оптическая система. Двигатель трамвая на шинах обычно электрический, но иногда и дизельный. Это позволяет говорить о том, что дни топливного городского транспорта ещё не сочтены.

Трамвай на шинах в Нанси


А это Канский трамвай на шинах

Несмотря на явные «плюсы» этого вида транспорта – низкая себестоимость эксплуатационных путей, практическая бесшумность хода и позитивная экологическая составляющая (если не говорить о дизельном двигателе), присутствуют и негативные стороны. К таким нужно отнести несовершенство оптической системы и частые сходы с «рельс». Сегодня трамваи на шинах используются только в двух французских городах: Нанси и Кане. Проблемы в работе оптической направляющей системы вынудили отказаться от неё города Клермон-Ферран и Руан. 

А вот, ещё один вид шпурбуса, шпурдуобус – это направляемый автобус на роликах. Тут имеет место чистая механика, никаких магнитов и оптики, как в шинных трамваях. Если бы он не появился раньше, чем трамвай на шинах, то его можно было бы назвать ответом последнему. Дата рождения – 1970 год, место рождения – Германия. Первоначальной целью было обеспечение возможности безаварийной эксплуатации автобусов (троллейбусов) в тоннелях узкого габарита.

Шпурдуобус

Недостатки аналогичны тем, что имеют место в трамваях на шинах. К преимуществам можно добавить то, что система с направляющими колёсиками позволяет использовать обыкновенные автобусы, при этом процесс их переоборудования не очень сложен. Сейчас направляемые автобусы этой системы наиболее распространены в Великобритании (Ипсвич, Лидс, Бредфорд, Кроули и Эдинбург). На родине шпурдуобуса, в Германии, он курсирует в Эссене и Маннгейме. Самая длинная линия направляемого автобуса с направляющими роликами, известная как O-Bahn, находится в Аделаиде (Австралия). Она была открыта 1986 году и имеет протяжённость в 12 километров.


Шпурдуобус наперегонки с трамваем в Маннгейме


Австралийский шпурдуобус мчит пассажиров в Аделаиду

И, наконец, последний основной представитель шпурбусов – транслеры. Они в какой-то степени копируют трамвай на шинах, однако в данном случае крепление осуществляется к единственному рельсу. Однако, если классический трамвай на шинах может передвигаться и вне своих путей, то транслер такой возможности не имеет. Сегодня транслеры действуют в трех городах: Клермон-Ферран (Франция), Тяньцзинь (Китай) и Падуя (Италия). Строятся транслеры ещё в двух городах.


Транслер в Клермон-Ферране

Если вы вдруг увидите автобус на рельсах или подвешенный вагон метро, не спешите к врачу, это всего лишь прогресс пришел и в ваш забытый Богом город. 

ТО, НА ЧТО НАМ ПРЕДСТОИТ ПЕРЕСЕСТЬ. 

Руководство лондонского аэропорта Хитроу решило, что промедление с введением новых видов транспорта стоит дороже его внедрения и предложило свой проект в этой области. Небольшие четырехместные капсулы-вагончики ULTra, передвигающиеся по эстакадам, будут скоро перемещать пассажиров от автостоянки до залов вылета и обратно. Вагончик можно будет вызвать на одной из остановок и выбрать пункт назначения на сенсорном экране в салоне. При длине маршрута в 3,8 км и скорости до 40 км/ч дорога вряд ли займет больше двух-трех минут. Первоначально на линии будут работать всего 18 вагончиков, но если опыт их эксплуатации будет признан успешным, новая система будет внедрена во всех терминалах Хитроу. Это детище компании Advanced Transport Systems.




Американская фирма Unimodal Systems из Калифорнии разработала проект транспортной системы, предлагающей частные поездки, но в то же время являющейся массовым видом. Sky pod будет удерживаться на рельсах при помощи магнитного поля. Пассажир вводит адрес конечного пункта, и дальнейшая работа перекладывается на компьютеризированную систему. С тремя пассажирами скорость может достигать 240 км/ч. Автоматизированная инфраструктура сама позаботиться об отсутствии пробок.


Своеобразным синтезом индивидуального и общественного транспорта может служить концептуальная разработка дизайнера Varun Niti Singh. Создатель назвал это чудо DOT (Direct On-demand Transport). Роднит его с индивидуальным транспортом то, что в салоне никогда не возникнет толпа, поскольку салонов может быть несколько, и место в каждом - одно. А схожесть с общественным транспортом - здесь есть один водитель на всех, он управляет всей цепочкой «вагончиков», эдакий мини-трамвайчик. Разработчик назвал свое «произведение» подарком Лондону. Изобретение работает на солнечных батареях, расположенных на крыше транспортного средства.