понедельник, 23 марта 2015 г.

Трамвай Лиссабона


Португалия, юго-западная окраина Европы, по своему развитию немного похожа на Россию — многие нововведения появлялись в наших странах примерно в одно и то же время. Это касается и железных дорог, и конного трамвая (конки), который появился в Лиссабоне в 1873 году — примерно тогда же, когда в Москве. Электрифицирована конка была к 1901 году, что довольно поздно для крупного города по европейским меркам, но вполне типично для российских городов. Дальнейшая история лиссабонского трамвая, впрочем, была вполне обычна для западноевропейского города — только с некоторым запозданием. Так, трамвайная система развивалась вплоть до 1959 года, когда в португальской столице было открыто метро.


Лиссабонская трамвайная сеть в момент максимального развития (красным показаны трамвайные линии, действующие сейчас):


На тот момент общая длина линий составляла 76 км, действовало 27 маршрутов.
После этого, хотя метрополитен долго оставался очень небольшим (1 короткая линия), но инвестиции в автобусный транспорт были значительными, и трамвайная сеть стала медленно сокращаться, с 1950-х до 2000-х годов не было поставок новых вагонов и значительных капиталовложений в трамвайный транспорт вообще.


Сейчас длина сети по оси улиц — 48 км (99-е место в мире, 74-е место в Европе), но на Пиренейском полуострове лиссабонская трамвайная сеть вторая по размеру после Порту, и это одна из крупнейших переживших европейский трамвайный "погром" 50-70-х годов систем:


Сеть уменьшилась менее чем вдвое, а количество маршрутов — более чем в 5 раз (с 28 до 5).
Несмотря на значительное сокращение сети, трамвай присутствует почти во всех частях исторического центра:


На старых трамваях вместо пантографа - штанга (как в Риге).


Самая живописная линия проходит вокруг замка Святого Георгия:


За пределами центра трамвайные линии сохранились в западных районах (Белен) — там, куда так и не пришло метро.


Здесь трамвай выполняет действительно важную транспортную функцию. В отличие от центра города, где трамвай движется медленно и заполняется во значительной степени туристами, здесь ходят современные вагоны Siemens, а пути кое-где модернизированы и всё это напоминает современную европейскую трамвайную систему (особенно если не обращать внимание на ширину колеи в 1000 мм).


При этом и западные линии имеют туристическое значение: именно в Белене сконцентрированы все средневековые достопримечательности города, так как центр португальской столицы был почти полностью разрушен землетрясением 1755 года.


Юго-западная линия довольно загружена, несмотря на то, что она проходит параллельно железной дороге Лиссабон-Кашкайш, по которой электрички ходят с интервалом 20 минут.
Таким образом, из 5 маршрутов лиссабонского трамвая 3 (12, 25, 28) больше похожи на исторический трамвай — курсирующий, тем не менее, в режиме обычного трамвая.


Из-за перепадов высоты в городе и узких улочек старые маленькие вагончики являются незаменимым транспортом не только для туристов, но и для жителей некоторых кварталов.


Два других маршрута (15, 18), соединяющие центр с западом, гораздо ближе к современному трамваю.


В центре города новые вагоны на небольших участках (в основном между Дворцовой площадью и площадью Фигейра) ходят по одним линиям со старыми вагонами:


Таким образом, лиссабонская трамвайная система сочетает в себе черты современного и исторического трамвая в рамках одной сети. Кроме Лиссабона, такая ситуация сложилась в Милане, но там, в отличие от португальской столицы, большую часть сети составляют всё-таки современные линии.


Ежедневный пассажиропоток лиссабонского трамвая — около 60 тысяч человек в день (в сравнении с 450 тысяч в день у лиссабонского метрополитена).


Старые трамваи в центре города, особенно на кольцевой линии вокруг замка Святого Георгия, чаще всего забиты — места в них меньше, а туристов в Лиссабоне почти всегда много:


Внутри вагона.


NoNaMe