понедельник, 2 марта 2015 г.

Омск: Почему автобусы превратились в газовые камеры?


В муниципальных автобусах порой невозможно дышать из-за выхлопных газов. Кондукторы о проблеме говорят, но боятся увольнения.

В последние несколько лет муниципальный транспорт Омска не ругал, пожалуй, только ленивый. Объектами критики становилось и сокращение маршрутов, и изношенность автобусов, и засилье частных перевозчиков. Хотелось бы остановиться на еще одной, не менее важной, но не столь явно выраженной проблеме – качеству воздуха в автобусах и выхлопных газов, которыми они «улучшают» экологию Омска.

Автор данного текста сам по служебным и личным делам часто передвигается на муниципальных автобусах, и порой после поездки остается одно желание – побыстрее выбраться на свежий воздух, потому что в транспорте в буквальном смысле слова нечем дышать. Можно проехать одну-две остановки, а каково приходится кондукторам, которые вынуждены дышать этим всем целый день? С целью выяснить их мнение мы и отправились сегодня в своеобразный рейд.

Первым попался автобус, следующий по известному всем маршруту № 69 – так называемый «сочлененник» марки «Мерседес». Кондуктор этого автобуса с гаражным номером 826 (немаловажная деталь – по ней можно определить принадлежность к тому или иному ПАТП) Ирина Глухова посетовала на то, что условия работы на самом деле тяжелые.

– Да, конечно, пахнет и соляркой, и выхлопными газами в салоне. Но что поделаешь – кто нам новые автобусы даст? Если они такими на линию выходят – значит, допустимо это, – сказала кондуктор. – Этому вот автобусу 20 лет – что вы хотите?


Как выяснилось, этот автобус принадлежит муниципальному ПАТП № 7, в котором немало «Мерседесов», приобретенных в 1990-х годах. Кондуктор другого «Мерседеса», принадлежащего все тому же ПАТП №7, под гаражным номером 1089, Галина Парминова говорит, что работать в условиях «газовой камеры» уже привыкла и запаха гари особо не чувствует.

– А что поделаешь – работать-то нужно. Руководство в курсе, но кто нам новые автобусы даст? Вон в старых маршрутках то же самое, – отметила омичка, работающая на маршруте № 20.

К слову, эти самые «Мерседесы» изрядно портят и наружный воздух, выбрасывая кольца черного дыма. Скорее всего, говоря по-простому, они «жрут масло», то есть из-за неисправности топливной аппаратуры вместе с соляркой сгорает и оно, из-за чего выхлопы от машины столь внушительны.

Разговорить пассажиров автобусов – дело не из простых, но некоторые из них о проблеме наслышаны. Так, пенсионер Михаил Тимофеевич постоянно передвигается на муниципальном транспорте и плохие «экологические условия в салоне» ощущает довольно явно.

– Пахнет гарью в некоторых автобусах, особенно старых. Стараюсь не ездить в таких, – сказал пенсионер.

Кондуктор другого автобуса из ОАО «ПАТП № 2» Мадина на условиях анонимности посетовала, что руководство предприятия их не слышит.

– Конечно, жаловались, говорили, а толку-то? Нам говорят: хотите работать – работайте. Не хотите – ищите другую работу, – подчеркнула кондуктор.


Пассажир этого автобуса Максим также сетовал на в буквальном смысле слова вонь в салоне, но не стал драматизировать ситуацию.

– Да я на маршрутках езжу, в них нормально. Здесь просто пришлось на автобусе поехать. Не люблю в них ездить, – отметил омич.

А вот кондуктор ПАТП № 8 Елена Иванюкина на условия работы не жалуется – ее автобус хоть и не новый, но никаких выбросов в салон не производит.

– Третий год на нем работаю, не жалуюсь, – сказала женщина.

Коллега Елены Иванюкиной по ПАТП № 8 из автобуса «ЛиАЗ» (маршрут 77) с гаражным номером 1271 вовсе спал, поэтому поинтересоваться его мнением насчет проблемы не удалось. Но в салоне его автобуса буквально дышать нечем было. Чтобы не задохнуться, пассажиры открыли форточки.

В автобусе с гаражным номером 529 ОАО «ПАТП № 2», следовавшему по 51-му маршруту, также пахло гарью. Кондуктор – мужчина средних лет (отказавшийся называть имя) – заявил, что у него обоняние уже не реагирует на такие запахи.

– Сейчас еще ничего, а летом, когда двигатель нагревается, невозможно дышать. Жарко и душно.

Кондуктор все того же второго парка (автобус с номером 513) Вера Шабанова на запах гари не жаловалась, а вот на запах масла посетовала:

– Маслом постоянно пахнет – не знаю почему. Автобус старенький – ему 10 лет.


К слову, чаще всего неприятный запах присутствует именно в автобусах 2005 – 2006 годов выпуска – стареньких «ЛиАЗах» и «Мерседесах» 1990-х годов выпуска.

Поддержала коллегу и другая кондуктор все из того же ПАТП, тоже не захотевшая называть свое имя.

– Жалуемся, но нам говорят – хотите работать – работайте, не хотите – уходите. Сейчас хоть форточки открыть можно, а вот зимой их не откроешь, – посетовала кондуктор.

К сожалению, дозвониться до директора ПАТП № 2 Николая Яловенко не получилось – его мобильный оказался выключенным. При разговоре с заместителем директора департамента транспорта Владимиром Кормильцемсложилось впечатление, что в мэрии есть понимание проблемы, но вот будет ли она решена – большой вопрос.

– Конечно, доведем информацию до руководителей предприятий, попробуем разобраться. Всем омичам советую обращаться в департамент транспорта, указывать гаражный номер автобуса, – пояснил чиновник, не сказав ничего конкретного.

В региональном Управлении Роспотребнадзора в минувшем месяце фиксировали обращения пассажиров по поводу гари в салоне, но никаких отклонений не выявили.

– Жалобы были на ПАТП-2 и ПАТП-8, в январе – феврале их было 4. Выезжали, проверяли, но никаких отклонений не нашли, – отметила пресс-секретарь Роспотребнадзора Галина Гладких.

Теперь становится вполне очевидным, почему омичи пересаживаются на маршрутки и покупают личные автомобили. Кто захочет толкаться утром в переполненном салоне, где нечем дышать?