суббота, 7 марта 2015 г.

История Тагильского трамвая


28 февраля 1937 года в 16 часов началось регулярное движение тагильского трамвая. Он шел по маршрутам: Красный Камень — центр, железнодорожный вокзал — центр.

К 1935 году Нижний Тагил представлял собой город с далеко находящимися друг от друга районами. Потому-то и возникла острая необходимость в транспортной пассажирской системе. Было принято решение создать в Нижнем Тагиле полноценное трамвайное хозяйство: пути, депо, подстанцию.


9 декабря 1935 года Декрет Совета Министров СССР утвердил технический проект строительства трамвая в Нижнем Тагиле. Согласно этому проекту, трамвайные пути сначала должны были быть проложены в центральной части города и лишь потом продлены в направлении Ново-Тагильского металлургического завода (НТМЗ); о соединении города с Уралвагонзаводом речи тогда не шло.


В течение 1935-1936 годов предприятие «Тагилтрамвайстрой», которым руководил инженер В. А. Федченко, проводило строительные работы. К февралю 1937 года работы по строительству путей были закончены. Удалось проложить 4,3 км путей; были построены воздушные сети электроснабжения и трамвайное депо на Красном Камне.


В том же году в Нижний Тагил прибыло семь моторных и четыре прицепных вагона Мытищинского вагоностроительного завода. На специальных трехмесячных курсах обучения было подготовлено 30 кондукторов и 15 вагоновожатых. Кондукторам и водителям была выдана форма, напоминавшая по виду железнодорожную. 


В течение января-февраля 1937 года проводились многочисленные испытания и опробования трамвайных путей и воздушных сетей. Выявленные недостатки тут же устранялись. В городской газете печатались разъяснения для граждан о правилах пользования трамваем.


В последний день зимы, 28 февраля 1937 года, в 16 часов, из депо вышел празднично украшенный трамвай. Первый рейс по маршруту «Красный Камень – Центр» с остановками трамвай прошёл за 16 минут. 


На площади, где сейчас расположен Комсомольский сквер, трамвай встретили восторженные жители города. Вскоре подошли ещё три трамвайных состава. После небольшого торжественного митинга, посвящённого открытию трамвайного движения в Нижнем Тагиле, в вагоны сели первые пассажиры. В день пуска трамвая движение продолжалось до двух часов ночи.


Пуск трамвая стал для горожан настоящим праздником, а 28 февраля 1937 года — днём рождения тагильского трамвая.

NoNaMe