среда, 1 апреля 2015 г.

Минчанин предлагает альтернативный вариант расписания общественного транспорта в городе


Жители столицы уже привыкли проводить несколько минут у расписания автобусов, троллейбусов или трамваев. Порой чтобы выяснить, когда придет ближайший транспорт, приходится тратить не одну минуту, разглядывая таблички на остановках. В других случаях на них просто указан интервал, скажем 6—14 минут, ничего более. 20-летний банковский аналитик Антон Иоков вместе со студенткой химфака БГУ Анастасией Канунниковой решили исправить ситуацию: вооружившись зарубежным опытом, ребята представили альтернативу существующему ныне расписанию.



Выглядит схема следующим образом. В качестве примера было взято расписание прибытия транспорта на остановку «Комаровский рынок» (время указано с официального сайта «Минсктранса»). Чтобы им воспользоваться, достаточно, во-первых, взглянуть на часы, во-вторых, найти соответствующую строку времени, и в-третьих, увидеть, какие маршруты прибудут в ближайшие минуты.


Прилагается также подробная информация о маршрутах:


Антон подробно объяснил, как он пришел к такому дизайну: «Нынешним расписанием на минских остановках неудобно пользоваться. Оно крайне неудачно расположено: на большинстве остановок таблички висят на высоте двух-трех метров над землей. К тому же столбы, к которым крепится расписание, иногда стоят на приличном отдалении. На табличках чаще всего нельзя увидеть точное время прибытия нужного транспорта — есть только приблизительные интервалы. Нет никакой возможности узнать, на чем доехать до нужного места, не зная наизусть всех маршрутов. Недавние варианты в виде своеобразных козырьков над остановкой не лучше. Мы решили изучить опыт других стран. Исследование показало, что принцип более или менее одинаков во всех крупных городах независимо от континента и политического режима: приводится подробное расписание для каждого маршрута, а на ключевых узлах ставятся электронные табло».


«Если задаться сверхзадачей „показать время прибытия всех автобусов, избежать фраз вроде «каждые 10—12 минут» и при этом разместить всю информацию на той же самой площади“, достижение цели становится сложнее, — говорит молодой человек. — Однако, оказывается, и это возможно». Вот пример — расписание электричек одного из японских городов, датированное 1985 годом. Оно умещает на маленьком клочке бумаги время прибытия всех поездов для двух платформ (пути 7—8 слева и 5—6 справа).


«Но у всех этих расписаний есть одна неприятная особенность: в случае если тебе подходят несколько маршрутов, приходится бегать глазами от одной таблицы к другой, — рассуждает минчанин. — Итак, вот мы стоим на остановке. Что нам нужно? Узнать, какие автобусы, троллейбусы и трамваи здесь ходят. Выбрать подходящие маршруты. Посмотреть в расписании, когда приедет ближайший из них. Все эти задачи отлично решены в приложениях для смартфонов. Последняя — в электронных табло. Однако не у каждого пассажира есть смартфон (да и батарея может подвести), а стоимость установки и обслуживания электронных табло не позволяет устанавливать их повсеместно».



Нововведение транспортников, появившееся недавно на остановке у главного корпуса БГУ («пл. Независимости»), — большое табло с расписанием — тоже не исправило ситуацию. По простой причине: экран настолько отсвечивает, что информация становится нечитабельной в любое светлое время суток. Складывается ощущение, что табло не проходило никаких испытаний.



В итоге Антон с Анастасией пришли к тому, что решить все три задачи можно только с использованием бумаги. Так и появился представленный дизайн. Ребята самостоятельно сделали тестовый образец и разместили на остановке. На всякий случай изучили, можно ли получить штраф за такую инициативу. Оказалось, что расклейщиков объявлений наказывают по статье 21.14 КоАП: «Нарушение других правил благоустройства и содержания населенных пунктов».«Было бы забавно получить такое обвинение», — иронизирует Антон. Кстати, эта остановка была выбрана не случайно. Во-первых, она достаточно загружена транспортом, чтобы подробное расписание имело смысл. Во-вторых, ею активно пользуются «немобильные» люди старшего поколения — по сути, целевая аудитория. И наконец, мимо нее каждое утро проходили «исследователи»: могли посмотреть, в каком состоянии бумага, пользуется ли кто-нибудь расписанием.


Спустя пару недель тестирования ребята смогли подвести промежуточные итоги: «Расписанием пользуются, причем озадаченные новым форматом лица постепенно превращаются в приятно удивленные. Благодаря тому, что расписание висит на уровне глаз и текст достаточно крупный, прочитать его может человек почти с любой остротой зрения. Окружающая среда не оказала практически никакого воздействия на ничем не защищенные листы бумаги. Но мы напрасно не потратили время на тщательную очистку стекла от остатков объявлений. Там, где они были, бумага вздулась».


В идеале для того чтобы гарантированно защитить расписание от непогоды и вандалов, надо помещать его под двойное стекло, считает минчанин. Именно так, как сейчас делают с рекламой. Антон надеется, что его наработки найдут поддержку у муниципальных структур и наш город станет чуточку удобнее. Проект, как он сам подчеркнул, не имеет коммерческой подоплеки. Однако дизайнер все же хотел бы, чтобы идея воплотилась в жизнь, хоть и не питает иллюзий по поводу гибкости городских властей. Поэтому сейчас он разрабатывает вопрос монетизации проекта — чтобы помимо благодарностей пассажиров город получил и финансовую выгоду от пересмотра дизайна расписания.

В «Минсктрансе» на предложение молодого человека отреагировали мягко, но без особого воодушевления. «Дизайнеры — это, конечно, хорошо, инициатива интересная, — заметили в руководстве предприятия. — Однако существуют требования СТБ, разработанные Министерством транспорта и закрепленные документально. В них оговаривается и оформление остановочных пунктов. Документы есть в общем доступе, каждый может с ними ознакомиться».

В том самом СТБ закреплены требования, которые устроят отнюдь не всех пассажиров. Так, например, для городских маршрутов при интервалах движения до 15 минут на табличке достаточно указать название остановки, номер и название конечного пункта маршрута, время начала и окончания движения по данной остановке, максимальные интервалы движения в минутах по часам дня, дни работы. А вот точное время прибытия транспорта писать не нужно. Это требование становится обязательным для маршрутов с интервалами движения более 15 минут. В СТБ прописаны и другие, на первый взгляд не совсем важные нюансы: например, надписи на указателях выполняют только краской черного цвета по белому фону, буква «А» должна быть красного цвета, буква «Т» — синего. Прописано многое, вплоть до размера табличек по горизонтали и вертикали. Если подходить именно с этой точки зрения, то к расписанию Антона возникнут вопросы. Правда, пассажирам многие мелочи абсолютно безразличны, куда важнее просто понять, когда придет нужный транспорт.