суббота, 25 апреля 2015 г.

Санкт-Петербург: Остров былой трамвайной славы


Васильевский остров — родина петербургского трамвая. Отсюда началась первая трамвайная ветка, здесь же находился (к сожалению, об этом приходится говорить в прошедшем времени) первый в истории города трамвайный парк, на территории которого, правда. по сей день открыт знаменитый Музей городского электротранспорта. Проведём небольшую фотоэкскурсию по остатками трамвайной сети Василеостровского района.

Самый старый трамвайна острове. Угол Среднего проспекта и 4-й линии.


Остановка "Станция метро Василеостровская" на пересечении Среднего проспекта с 6-й и 7-й линиями. Рядом со входом в метро находится памятник конке. Конка задержала открытие в Петербурге нормального трамвайного движения, чему способствовал бандитский договор между коночниками и Городской Думой, в соответствии с которым никто больше права на пассажирские перевозки в городе не имел. В результате первые трамваи в Петербурге пошли (в 1895 году) по льду Невы, а сухопутное движение открылось лишь в 1907 году.


Пересечение Среднего проспекта с 8-й и 9-й линиями (на заднем плане) — в этом месте находилась когда-то самая сложная трамвайная развязка в городе.


На 40-м маршруте иногда можно встретить "Машку" (вагон ЛМ-68М)...


...или её модернизированную версию (ЛМ-68М2). Этот вагон выпущен на линию в марте 2014 года.


Памятник первому трамваю при входе в музей электротранспорта.


Самый первый сухопутный трамвайный маршрут в Петербурге: Главный штаб — Конногвардейский бульвар — Николаевский мост — 8-я линия Васильевского острова.


2-й парк во всём был первым!


Часть заброшенной территории парка с историческими постройками.


Единственный оставшийся после погрома трамвайный перекрёсток на острове (угол Среднего проспекта и 22-й и 23-й линий). Налево уходит ветка в юго-западную часть острова, к Балтийскому заводу.


22-я и 23-я линии. Вид в сторону Среднего проспекта. 6-й маршрут вообще-то здесь не ходит; снимок сделан во время майских праздников, когда из-за ремонтных работ на Наличной улице "шестёрка" временно была пущена сюда.

(Линия на Васильевском острове — это половина улицы. На чётных линиях нумерация домов нечётная и наоборот.)


Вид в сторону Большого проспекта.


Выезд с 22-й и 23-й линий на Большой проспект.


Единственное место на Большом проспекте, где пока ещё можно встретить трамвай — между 23-й и Косой линиями (в отличие от номерных, Косая линия с обеих сторон Косая). Крохотный участок, на котором едва поместился бы трамвайный поезд из двух "Машек" — вот и всё, что осталось от трамвайной линии, некогда занимавшей целый проспект. Всё остальное было снесено властями советского Ленинграда в 1953 году в ходе так называемой оптимизации трамвайной сети. Остаётся добавить, что это была одна из самых старых линий в городе, построена в 1907-1908 годах.


Вот и проходная Балтийского завода (Косая линия, 16). Завод действующий, не распиленный "эффективными менеджерами". Рядом и трамвайная остановка имеется.


Детская улица и одноимённая конечная станция.


Вид на оборотное кольцо.


Конец трамвайной линии на Среднем проспекте уже близок. За углом дома на заднем плане — поворот на Гаванскую улицу.


Пересечение Гаванской улицы и Шкиперского протока.


Короткий участок на Малом проспекте.


Начало линии на Наличной улице. Вагон только что повернул с Малого проспекта. Трамваи по Наличной пошли в 1976 году, это самая "молодая" ветка, сохранившаяся на острове.


Наличная улица, вид с угла Новосмоленской набережной.


Наличный мост через реку Смоленку, отделяющую Васильевский остров от соседнего — острова Декабристов.